1. «Часики»
Исходное положение - основная стойка, руки на пояс.
1- наклон туловища вправо.
2- и.п.
3- наклон туловища влево.
4- и.п.
(5-6 раз)
Метод.указания:
- спина прямая, руки на поясе.
2. «Мельница»
И.п.- основная стойка, правая рука вверху, левая внизу.
1-2 - поочередные круговые движения прямыми руками назад.
3-4 - поочередные круговые движения прямыми руками вперед. (5-6 раз)
Метод.указания:
- руки прямые, ноги вместе.
3.«Гуси»
И.п. - основная стойка.
1-3 - наклон вперед, руки назад.
2-4 - и.п.
(5-6 раз)
Метод.указания:
- прогнуться, смотреть вперед.
4. «Крабы»
И.п. - основная стойка, руки на пояс.
1-3 присесть, руки вперед.
2-4 и.п.
(6-7 раз)
Метод.указания:
- приседать полностью, спина прямая.
5. «Цапли»
И.п. - основная стойка, руки внизу.
1-3 - поднять (правую, левую) ногу, согнутую в колене, взмах руками.
2-4 - и.п.
(6-7 раз)
Метод.указания:
- ноги сгибать полностью, спина прямая.
6. «Ракета»
И.п. основная стойка.
1-3 подняться на носочки, руки вверх, посмотреть на руки
2-4 и.п.
(5-6 раз)
Метод.указания:
|
|
- ноги вместе, посмотреть вверх.
7. «Поплавок»
И.п. – основная стойка.
1-5 – присесть, обнять руками колени, голову прижать к коленям,
задержать дыхание.
2-4 и.п.
(3-4 раза)
Метод.указания:
- полностью сгруппироваться.
Основная часть Упражнения в воде 20-25 мин.
1. «Поплавок»
Цель: учить оставаться под водой с задержкой дыхания.
Содержание. Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, погрузиться под воду с закрытыми глазами. Сильно согнуть ноги, обхватить руками голени и подтянуть колени к груди, голову нагнуть как можно ближе к коленям. В этом положении «поплавком» всплыть на поверхность воды. Плавать на поверхности, не изменяя положения. Считать до 5. После этого спокойно встать на дно. 3 – 4 раза.
2. «Медуза»
Цель: учить свободно лежать на воде.
Содержание. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание и, наклонившись вперед, свободно лечь на воду. Тело вначале немного погружается, затем всплывает. Лежать в воде без движений. 3 – 4 раза.
3. «Морская звезда»
Цель: учить детей задерживать дыхание, ложиться на воду, выпрямлять руки и ноги во время выполнения упражнения.
Содержание. Дети делают «медузу», затем подтягивают руки и ноги к поверхности воды и выпрямляют их, затем спокойно лежат на воде с задержкой дыхания. по2 раза на груди и на спине.
4. Упражнения на восстановление дыхания.
Содержание.
И.п. – основная стойка.
1 – глубокий вдох, руки вверх.
2 – выдох, руки вниз.
5. «Стрела»
Цель: обучать скольжению на воде с задержкой дыхания.
Содержание. И.п. - стоя спиной к стене, упереться стопой в бортик. Руки подняты вверх (ладонь одной руки ложится сверху на тыльную сторону другой). Голова между рук, уши зажаты прямыми руками. Наклониться над водой, опустив лицо и руки на воду.
|
|
Сделать вдох и, оттолкнувшись ногами от бортика, лечь на воду. Проскользить по направлению к противоположному бортику бассейна. 5 – 6 раз.
6. «Катамараны»
Цель: научить работе ног как при плавании кролем у опоры.
Содержание. Подойти к бортику, руками охватиться за опору. Погрузить тело в воду, как только ноги всплыли, и тело заняло обтекаемое положение, начать попеременные движения ногами кролем. Сделав полный выдох, встать на дно. 2 мин.
7. «Лодочки».
Цель: совершенствовать работу ног (кроль) с подвижной опорой и выдохом в воду.
Содержание. И.п.- стоя спиной у стены, упираться стопой о бортик. Прямые руки подняты над головой (в руках держат доски). Начать со скольжения на груди, руки прямые, голова в воде, с последующими движениями ног как при кроле (выполнять до полного выдоха в воду). 2 раза.
8. Упражнения на восстановление дыхания.
Содержание.
И.п. – основная стойка.
1 – глубокий вдох, руки вверх.
2 – выдох, руки вниз.
Заключительная часть в воде 5 – 7 мин.
Игра «Туннель».
Цель: закрепить у детей навыки передвижения, скольжения в воде.
Содержание. Дети друг за другом перемещаются по бассейну, по сигналу инструктора по очереди выполняют скольжение в обруч. По сигналу каждый выполняет по 1 разу, и ждут следующего сигнала. 4 – 5 раз.
Игра «Водолазы».
Цель: закрепить навыки погружения под воду с задержкой дыхания с открытыми глазами.
Содержание. Инструктор разбрасывает «жемчужины» на дно бассейна, по команде дети собирают их и передают инструктору. 3 раза.
Свободное плавание с кругами и нарукавниками.
Цель: дать ребенку почувствовать свободу передвижения в воде.
Содержание. Плавание в различном направлении. Соблюдать дистанцию. 4 - 5 мин.
Упражнения на восстановление дыхания. Выход из воды.
Составить конспект индивидуального занятия плаванием с ребёнком дошкольного возраста (возраст ребёнка – на выбор студента), посвящённого начальному обучению плаванию – освоению с водной средой
Года
Форма проведения: индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Цели:
1.Привлечение ребят к систематическим занятиям плаванием.
2. Положительные эмоции – обязательный элемент каждого занятия.
3. Оздоровительная направленность.
Задачи:
Образовательные: рассказы о водной среде и его обитателях, знакомство со свойствами воды, обучение передвижению в воде разными способами.
Оздоровительные: развитие жизненной ёмкости легких, укрепление мышечной системы, развитие выносливости, уменьшение заболеваемости.
Воспитательные: формирование гигиенических навыков, самостоятельности, настойчивости, трудолюбия.
Оборудование: тонущие и плавающие игрушки, плавательные доски.
Ход занятия:
Обучение плаванию начинается с освоения подготовительных упражнений:
- задержка дыхания на вдохе;
- погружение;
- всплывание;
- лежание;
- скольжение на груди;
- скольжение на спине.
Когда ребёнок освоит данные упражнения, он готов учиться плавать – передвигаться в воде с помощью рук, ног и туловища.
В младшей группе занятия проводятся 1 раз в неделю по 15минут.
УПРАЖНЕНИЯ | МЕТОДИЧЕСИЕ УКАЗАНИЯ |
1 Ходьба в воде на месте с высоким подниманием бедра | Руки свободно вниз. Туловище прямое. Колени поднимать над водой. Смотреть вниз на колени, не опуская головы. |
2 Бег на месте с высоким подниманием бедра | Всё, как при ходьбе. |
3 В полу приседе работать руками, как при плавании брассом. | Руки вперёд, в стороны, согнуть под животик и снова вперёд. |
4 Хлопки в ладоши под водой прямыми руками. | Руками тянуться вперёд вниз. |
5 «Дождик». Хлопки ладонями по воде перед собой. | Руками хлопать по очереди сильно. Брызги должны попадать на лицо. Голова прямо. |
6 Умывание. | Набирать в ладони воды и выливать на лицо. |
7 Опускание головы в воду с задержкой дыхания. | Вначале только носик, затем лобик, глазки и т.д. Для маленьких детей задержать дыхание, значит надуть щёки. |
8 «Пузырьки». Выдох в воду. | Сначала учимся дуть на воду. Постепенно опуская голову до горизонтального положения. |
9 Плыть по поверхности воды «столбиком» с помощью инструктора. | Голова опущена горизонтально. Отталкиваться двумя ногами. |
11 Плавание с опорой на плавательную досочку. | Отталкиваться двумя ногами. Отрабатывать движение ног, как при плавании «кролем». |
12 Игра: «собрать тонущие и плавающие игрушки». | Обязательно левой и правой руками отдельно (не помогая друг другу). По одной штуке в руку. |
13 Свободное плавание. | Дети отдыхают, расслабляются, получают удовольствие. |
Составить конспект индивидуального занятия плаванием с ребёнком дошкольного возраста (возраст ребёнка – на выбор студента), посвящённого начальному обучению плаванию – освоению с водной средой в условиях глубокого бассейна.
|
|
Цели и задачи начального обучения плаванию.
Задачи начального обучения плаванию кратко можно сформулировать так:
- научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде;
- с максимальной эффективностью использовать все факторы, способствующие укреплению здоровья детей и физическому развитию;
- заложить прочную основу для освоения спортивного и прикладного плавания;
- всестороннее физическое развитие, укрепление опорно-двигательного аппарата и совершенствование основных физических качеств: выносливости, силы, гибкости, быстроты и ловкости;
- ознакомление с правилами безопасности на воде.
К основным плавательным навыкам, которыми необходимо овладеть на начальном этапе обучения, относятся:
- погружения в воду;
- прыжки в воду;
- лежание на воде;
- скольжение;
- передвижения в воде с помощью элементарных плавательных движений;
- правильное дыхание.
Задачи, решаемые на начальном этапе обучения занятиях плавания, можно разделить на два этапа.
|
|
Задачи первого этапа:
1. Погружения - полностью погрузить лицо в воду;
- погрузиться в воду с головой;
- поднырнуть под ограждающие дорожки;
2. Прыжки в воду - держась за борт бассейна, погружаться под воду и продвигаться вдоль борта;
- прыжки ногами вниз, держась за страховочный шест
- прыжки ногами вниз в нарукавниках;
3. Лежание - лежание лицом вниз с задержкой дыхания, держась за борт;
- лежание на спине, держась одной рукой за борт;
4. Скольжение - скольжение на груди и спине, держась за страховочный шест;
- скольжение на груди лицом вниз с задержкой дыхания, оттолкнувшись от стенки держась за страховочный шест;
5. Продвижение - передвижение на руках в висячем положении
в воде держась за борт;
- ознакомление с попеременными движениями ног в положении на груди и спине;
- передвижение в воде, держась за плавательную доску или страховочный шест, за счёт попеременно-ударных движений ног;
- передвижение в воде в нарукавниках, за счёт движений ног;
6. Упражнение - энергичный выдох в воду;
на дыхание - вдох над водой, выдох в воду (повторяется многократно).
Задачи второго этапа:
- Погружение - открывание глаз под водой;
- ныряние с борта со страховкой учителя;
- ныряние с ориентированием после выныривания (взяться за страховочный шест)
2. Прыжки в воду - прыжки ногами вперёд в глубокую воду держась за страховочный шест;
- прыжки ногами вперёд в глубокую воду самостоятельно с ориентированием после выныривания и подплыванием к трапу;
- прыжки головой вперёд, со страховкой преподавателя;
3. Скольжение - скольжение на груди и спине;
- соревнования в скольжении;
4. Упражнения - вдох – выдох в сочетании с движением ног;
на дыхание - дыхание с поворотом головы в сторону;
- согласование дыхания с работой рук при плавании на груди;
5. Продвижения - попеременные движения ногами на груди и спине,
в воде держась за плавательную доску;
- ознакомление со способами плавания кроль на груди и спине;
- плавание кроль на груди без выноса рук;
- плавание кролем на груди и спине с координацией движений в грубой форме.
Организация занятий
До начала занятий в бассейне необходимо провести родительское собрание. Следует разъяснить родителям оздоровительное и прикладное значение плавания. Рассказать о порядке и требованиях в бассейне, костюме, предметах гигиены. Просить обратить внимание родителей на выработку у детей навыков личной гигиены, умением обращаться с душем, самостоятельно мыться, одеваться и раздеваться.
В подготовительную часть занятия включаются упражнения имитирующие движения рук и ног при плавании способами кроль на груди и спине. Проводить беседы о плавании и правилах поведения в бассейне. Через 10-12 занятий начинает проявляться неадекватность в выполнении упражнений учащимися. Если ориентироваться на менее подготовленных и слабо успевающих занимающихся, то успехи более сильных затормозятся, будет страдать дисциплина. Поэтому следует разделить детей на две-три группы.
Перед тем, как начать заняться плаванием, каждый ребёнок должен пройти медицинский осмотр и получить разрешение детского врача.
Перед началом занятий в бассейне дети должны тщательно вымыться под душем с мылом и мочалкой. Запрещается приносить в бассейн шампуни в стеклянной посуде. Перед входом в душ детей следует отправить в туалет.
Наиболее приемлемая температура воды бассейна должна быть около 27 градусов. Самый надёжный показатель оптимальной температуры воды – поведение детей. Если они начинают мёрзнуть (синеют губы, появляется лёгкий озноб, сильно ослабевает внимание), следует немедленно прекратить занятие в воде. Чтобы дети меньше мёрзли необходимо следить за тем, чтобы они активно двигались.
Соблюдение дисциплины – обязательное условие на занятиях плавания. Нельзя разрешать детям сталкивать друг друга в воду, подныривать под товарища, выходить из помещения бассейна без разрешения учителя. Радость детей не должна выражаться в виде крика или баловства. Дети должны знать, что они не должны оказывать помощь товарищам. Это делает только учитель.