Упр. 2.1. Русские слова

Домашнее задание по языкознанию и культуре речи

По теме №3 «Грамматика».

Оглавление

Вводное слово. 2

Упражнение 1. 3

Упражнение 2. 7

Упр. 2.1. Русские слова. 8

Ex. 2.2. English words. 11

Упражнение 3. 13

Упр. 3.1. Русские слова. 15

Ex. 3.2.English words. 16

Упражнение 4. 17

Упр. 4.1. Русские слова. 17

Ex. 4.2. English words. 22

Упражнение 5. 24

Упражнение 6. 29

Теоретическое введение. 29

Разбор слов на продуктивные элементы и поиск словообразовательных типов для них. 32

Русские слова. 32

English words. 36

Упражнение 7. 38

Упр. 7.1. Русские слова. 38

Ex. 7.2. English words. 39

 



Вводное слово

    Предисловие о том, почему важно знать грамматику и лексику:

Комментарии взяты с популярного видеоканала «YouTube»:

Julia Ositn пишет:

    «Помню, после трёх первых дней пребывания в американском универе, меня впервые спросил мой профессор «What’s up?” Подняв глаза в потолок, мне было непонятно о чем он спросил, так как up ничего не было... чистый потолок... ржал он надо мной долго...»

Vik Klu пишет:

       «Ну и как же без классики числительных?

       История не моя, передаю, как есть.

       Так получилось, что муж у меня иностранец и по-русски не говорит: общаемся с ним на английском. Учить же русский он иногда пытается, каждый раз, когда преодолевает ужас перед его непостижимостью. Я, как могу, стараюсь ему облегчить участь и объяснять просто и доступно, что и как, при этом изобретательно пользуясь другими известными нам языками для наглядности. Великий и могучий, правда, и не думает сдаваться и строит все новые козни.

       Освоили мы (в смысле, муж) счет: "один, два, три, четыре..." и т.д. И решил он попрактиковаться. Как раз место удобное подвернулось: магазин. Я взяла коробочку на полдюжины яиц и стала ее наполнять. Он, видя это, радостно сообщает:

- Один яйцо!

Я мягко поправляю:

- ОднО! (про средний род он уже в курсе)

Послушно повторяет:

- ОднО яйцо! - и жарит дальше:

- Два яйцо!

Я говорю:

- Два яйцА. А также и три, и четыре - яйцА. Так уж получилось. Правило такое. Усваивать и перебатывать новую информацию он способен моментально, поэтому четко повторяет:

- ОднО яйцО, два яйцА, три яйцА, четыре яйцА...

Вижу, что опять надо встревать, сразу предупреждаю:

- А пять - яИЦ! и шесть - яИЦ!

Последовал страдальческий вздох типа "я верю-что-так-оно-и-есть-и-ты-не-издеваешься". Однако коробочка уже полная! Дальше можно не считать! Он берет ее, показывает мне и заключает:

- Это - яИЦ!

Я:

- Это - ЯЙца...

-... Но их же ШЕСТЬ!??!»

Упражнение 1.

    Задание: Выделите в приведенных словах морфемы и определите их тип и значение: забор, ловля, объявление, прикалывать, преподаватель, переподготовка, памятный, поделиться, просвещение, большой, пой, домой, стеной, твой, строй, отбой.

    Ответ: Типы морфем: есть сегментные и нулевые морфемы. Сегментные – это корни и аффиксы. Нулевые морфемы в русском языке непопулярны. Значение морфем: корни всегда дают конкретное смысловое значение (условно – ядро значения), приставки и суффиксы отвечают за уточнение смысла (условно – оболочка значения), а окончания отвечают за изменение формы слова в числе, падеже, времени, наклонении, роде и т.д. (особенно популярны окончания в ру́сском языке).

    Согласно данным сайта https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/suffiksy-glagolov-v-russkom-yazyke.html, суффикс глаголов прошедшего времени –Л является нулевым.

        

Заметка: Далее выделяю цветом:

· красный – корень,

· голубой – приставка,

· зелёный – суффикс,

· фиолетовый – окончание,

· *Основа, - часть слова без окончания, не выделялась.

забор□ – как процесс от гл. забирать,

· Корень «бор» – брать что-либо. Подбор(ка), набор, побор, сбор(ка), убор(ка), прибор(ка), пробор, выбор(ка), отбор;

· Приставка ЗА-, предположительно, усиливает значение корня придавая смысл «брать извне, поступать из вне»;

забор□ – как предмет значения «ограда»);

ловля,

· Корень «ловл» – от гл. ловить что-либо/ кого-либо;

· Окончание -Я обозначает число и падеж. Так, Р.п. мн. ч. слова будет иметь форму «ловель□»;

объявление,

· Суффикс - ЕНИ (-АНИ) образует существительные со значением действия (цветение, формирование, преподавание и т.п.), хотя данные полученные слова могут обозначать и результат этого действия;

прикалывать,

· Корень «кал» чередующийся: кал/кол в разных словах. Так, приколоть пришется через О);

· Суффиксы - ЫВА /-ИВА производят глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида: (что сделать?) испытать – (что делать?) испытывать;

преподаватель□,

· Похожие слова: «исследователь□», настоятель□, председатель□;

· Суффикс -ТЕЛЬ обозначает лицо, которое продолжительное время и направленно занимается чем-либо (деятель) Ср. предатель, победитель, основатель (единичное значимое действие); либо инструмент/прибор, предназначенный для выполнения какой-либо функции, например, держатель, излучатель, усилитель. Замещает окончание глагола –ТЬ с образование существительного;

пере’подготовка,

· ПриставкаПЕРЕ- (в данном случае) – что-то, что делается повторно;

· Приставка ПОД- – что-то неосновное, предшествующее, вспомогательное;

· Суффикс -К: от глаголов данный суффикс образует лексемы, называющие результат произведённого действия, а также со значением действия, процесса действия;

Значения суффикса -К: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1955373-kakie-znachenija-imeet-suffiks--k--v-suschestvitelnyh.html [дата обращения 12.04.20];

памятный,

· Суффикс -Н образует прилагательные со значением: признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом (весенний, дальний, тысячный);

поделиться,

· ПриставкаПО -  при добавлении к основе глаголов или их производных образует соответствующую часть речи, указывающую на завершение действия с полным или частичным охватом объекта действия;

· Суффикс -И- при добавлении к основе глаголов или их производных образует соответствующую часть речи, указывающую на завершение действия с полным или частичным охватом объекта действия;

· –ТЬ – глагольное окончание;

· -СЯ – постфикс, отвечающий за возвратность действия (показывается, что действие происходит с субъектом, а не над объектом. Ср. поделить);

https://chastislova.ru/suffix/и больше значений суффикса И[дата обращения 12.04.20];

просвещение,

· Суфф. –ЕНИ- см. выше;

большой;

пой,

· Побудительное наклонение для глагола «петь»;

    Примечание: -ТЬ является формообразующим суффиксом и не входит в основу слова, но во многих школьных программах ть отмечается как окончание. (источник и пример: http://morphemeonline.ru/П/просвещать);

домой – в значении отправиться куда – «в дом»

· Наречие, поэтому окончания нет;

домой – в значении что сделать – домыть (посуду, стену т.п.)

· Глагол побудительного наклонения от «мыть»;

· Приставка ДО- обозначает доделывать что-либо, доводить до конца. Аналогично «допой», допей», «дожарь» и т.д.;

стеной,

· Сущ. Ж.р. «стена» в творит. падеже, сформированным окончанием
–ОЙ;

твой□,

· Притяжат. местоимение 2-го лица (от «ты») в начальной форме М.р., ед. ч.);

строй□ – как сущ. в значении «построение», строгий порядок чего-либо;

строй□ – как глагол в побудительном наклонении от «строить»;

отбой□,

· Приставка ОТ- вероятно обозначает отстранение чего-либо или от чего-либо, а корень «бой» изначально означал военные действия или команду к военным действиям (идти в бой, сражаться), которая часто сопровождалась характерным звуком (ударом в гонг или барабаны, сигнал трубы) → отбой = прекратить бой, либо вести обратный бой (защищаться), отступиться;

    Словарь: 1) Действие по гл. отбить в 1, 7, 8 и 9 знач. - отбивать и отбиться в 1 знач. - отбиваться (книж. и спец.); 2) Сигнал к отступлению или к концу каких-нибудь действий, занятий, подаваемый игрой на трубе или дробью барабана (воен.). «- Ударить отбой! Мы победили.» Пушкин; 3) Армейский термин, сигнал, подаваемый по окончании дня в армейских соединениях, а также церемония, его сопровождающая.


Упражнение 2.

    Задание: Определите словообразующие и формообразующие морфемы в следующих словах:

· русск.: заколка, синеть, огорода, собрал, скошенный, кашпо, трава, роза, ожидание, грубо, поющий, пение, старейшие, собрание, читал, чтение, поддерживая;

· англ.: return, yellow, edges, immovable, colour, legibly, transparent, air, pyramid.

    Ответ:

    1) Окончание всегда формообразующее (по крайней мере, в русском языке). Окончание –ТЬ глаголов (или иначе – формообразовательный глагольный суффикс) тоже отвечает за формообразование, указывая на неопределённую форму глагола (инфинитив);

    2) Приставка, наоборот, – словообразующая морфема, хотя образование отрицательных форм слов с помощью приставок можно считать и фомрообразованием (?). В русском языке это приствки НЕ, НИ, а в английском – UN и её аналоги (ir, il, im, in, также non, dis; приставка mis- уже имеет лексический оттенок отсутствия/недостатка чего-либо, поэтому будет скорее словообразовательнее морфемой);

    3) Суффикс часто выполняет словообразовательную функцию, однако может нести и определённую формообразующую нагрузку, что особенно ярко проявляется у причастий;

    4) Постфиксы -СЯ, -СЯ отвечают за образование возвратных форм глаголов, поэтому являются формообразующими аффиксами;

    5) Соединительные гласные (и другие соединительные) элементы словообразующие.

Упр. 2.1. Русские слова.

заколка;

синеть;

огорода;

собрал,

· Суффиксы -А и -Л указывают на прошедшее время глагола (т.е. являются формообразующими морфемами);

скошенный,

· Суффикс -ЕНН образует причастие от глагола «скошить» и в то же время указывает, что это причастие страдательное, прошедшего времени, совершенного вида (и полной формы), т.е. обладает двойной функцией (образует и слово, и форму);

кашпо – несклоняемое слово фр. происхождения (не имеет окончания);

трава;

роза;

ожидание,

· Суффикс - ЕНИ (-АНИ) образует существительные со значением действия (цветение, формирование, преподавание и т.п.), хотя данные полученные слова могут обозначать и результат этого действия. Это словообразовательный суффикс;

грубо,

· Суффикс -О образует наречие. Это часть речи (более высокая категория), а не форма, поэтому является словообразовательной морфемой;

поющий,

· -ЮЩ – причастный суффикс, указывает на наст. время, активный залог, несовершенный вид, свойственен полной форме причастий. Подобно суффиксу -ЕНН он обладает двойной функцией;

пение,

· Предположительно суффикс -НИ сливается с корнем «пе» и образует по звучанию аналог суффикса -ЕНИ, указывающего на длящееся либо совершенное действие или его результат;


старейшие,

· Суффикс -ЕЙШ образует превосходную степень прилагательного старый (старый – старше, более старый – старший, старейший; как в англ. old – elder, older – the oldest, the eldest), то есть это формообразовательная морфема;

собрание,

· Суффиксы -А+-НИ образуют существительное со значением результат действия «собираться», а так же сам процесс (Ср. «идёт собрание»), т.е. является словообразующим. Корень непостоянного состава, например, однокоренное слово «сбор»;

читал□,

· корень непостоянного состава, однокоренное слово «чтение»; суффиксы -А и -Л указывают на прош. время глагола, то есть являются формообразующими;

чтение,

· Суффикс -ЕНИ словообразующий (см. выше);

поддерживая,

· Суффикс -ИВА формообразовательный (меняет форме глагола).

С помощью суффикса -ыва- (-ива-) от глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида: оправдать (с. в.)-оправдывать (н. в.); смешать (с. в.)-смешивать (н. в.). С помощью суффикса -ова- (-ева-) образуются глаголы от других частей речи, чаще от существительных: бич - бичевать; тоска - тосковать.

    Полное описание случаев употребления суффикса ИВА на https://eatmo.ru/znachenie-suffiksa-iva-v-glagolah-pravopisanie-suffiksov-v.html





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: