Теоретическое введение

    Лексема ‘продуктивный’ в лингвистике употребляется в значении «действующий ныне, сейчас, в настоящее время», поэтому продуктивными мы называем те аффиксы, в том числе и суффиксы, с помощью которых в наши времена образуются новые слова.

    Продуктивными в современном языке являются суффиксы:

· существительных конкретных -ЩИК-, -ЕР-, а также уменьшительно-ласкательные -ИК-, -ЧИК-, тоже производящие слова, обозначающие предметы этого разряда;

· отвлечённых (абстрактных) существительных -ИЗАЦИЙ-, -ОСТЬ;

· существительных собирательных -СТВ-;

· -Н-, образующий прилагательные;

· -К-, один из самых продуктивных суффиксов: при образовании слов с оценочным значением: книжка (книга);Санька (Саня); при образовании женских пар к существительным рода мужского: пианист – пианистка, солист – солистка; др. значения

    С суффиксом деепричастия -УЧИ (-ЮЧИ), ставшим непродуктивным, особая история:

· одни слова, им образованные, стали архаизмами, их заменили деепричастия с продуктивными суффиксами -А (-Я): прыгаючи – прыгая;

· другие продолжают употребляться в языке современном довольно активно, но утратили связь с породившими их глаголами и превратились в наречия: играючи (работает играючи) – легко, припеваючи (жить припеваючи) – хорошо;

· будучи – единственное деепричастие, не ушедшее в пассивный запас и не перешедшее в наречие.

    Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1677655-produktivnye-i-neproduktivnye-suffiksy-chto-eto-takoe.html

    Словообразовательный тип (С.Т.) — класс производных основ (слов), образуемых по одной схеме. Эта схема учитывает:

1) частеречную принадлежность производящей и производной основы;

2) способ и средство словообразования;

3) словообразовательное (деривационное) значение. Так, С.Т., к которому относятся слова учитель, водитель, строитель, м. б. определен следедующим образом: отглагольные существительные, образованные суффиксальным способом при помощи суффикса -ТЕЛЬ с деривационным значением "производитель действия, названного мотивирующим глаголом".

    Словообразовательный тип – это формальная схема, образец, абстрагированный от лексического значения единиц, который характеризуется общностью:

· частеречной отнесенности мотивированного слова;

· формального показателя, отличающего мотивирующее слово от мотивированного;

· словообразовательного значения.

    То есть к одному словообразовательному типу относятся слова, образованные от одной части речи с помощью одного словообразовательного форманта, характеризующиеся одним и тем же словообразовательным значением. Так, к одному словообразовательному типу относятся слова краснеть, белеть, синеть и другие, обладающие словообразовательным значением "становиться каким-то".

    При этом если хотя бы один из компонентов словообразовательного типа нарушен, слова не относятся к одной группе. Так, слова писатель, издатель, преподаватель – это представители одного словообразовательного типа, а слова писатель и нагреватель представляют разные словообразовательные типы, так как имеют разные значения.

       Словообразовательный формант в узком понимании термина – это формальный элемент, с помощью которого образуется мотивированное слово.  
В широком же понимании данный термин обозначает все элементы, все явления, которые отличают мотивированное слово от мотивирующего (не только морфы, но и порядок следования компонентов, единое ударение, морфонологические явления). Таким образом, если в слове лесок словообразовательным формантом будет суффикс -ОК, то в слове нижеследующий – препозиция части НИЖЕ- и единое словесное ударение на [э].

       Словообразоватеьное значение – это комплексное явление, которое определяется:

· значением части речи мотивирующего слова;

· значением словообразовательного элемента;

· значением части речи мотивированного слова.

    Источник: http://lingvotech.com/sotermin

    Все слова делятся на словообразовательно мотивированные (производные) и немотивированные (непроизводные). Словообразовательно мотивированные - это такие слова, значение и звучание которых обусловлены в современном языке другими однокоренными словами (мотивирующими, или производящими). Мотивированные слова осознаются как образованные от мотивирующих слов: стол - столик ‘маленький стол’, белый - белеть ‘становиться белым, белее’. Значение и звучание словообразовательно немотивированных слов (стол, белый) не обусловлены в современном языке другими однокоренными словами; они не осознаются как образованные от других слов.

    Мотивированное слово связано с другим однокоренным словом или с несколькими однокоренными словами отношениями словообразовательной мотивации. Мотивация - это такое отношение между двумя однокоренными словами, при котором значение одного из них либо определяется через значение другого (дом - домик ‘маленький дом’, сила - силач ‘человек большой физической силы’), либо тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи (ходить - ходьба, удалой - удаль, смелый - смело), либо полностью тождественно значению другого при различии в стилистической окраске этих слов (колено - разг. коленка).

    Источник: https://www.langust.ru/rus_gram/rus_gr06.shtml

Разбор слов на продуктивные элементы
и поиск словообразовательных типов для них.



Русские слова.

    Мудрость, пустота, водитель, программист, работн’ик, глинистый, высь, мудрец, журналист’ка, баловство, перечитать.

    МУДРОСТЬ,     

    Ряд: мудрость, хитрость, сытость, старость, малость, шалость, полость, наглость, скромность, покорность, мощность, моторность, скорость, злость, усталость, правдивость, стойкость, радость, смелость.

    Из этих слов на -ОСТЬ только некоторые можно объединить в один тип: те, которые означают черту характера человека, сформировавшуюся благодаря жизненному опыту и внутренним устремлениям человека. Это мудрость-хитрость-наглость-скромность-покорность-стойкость-смеслость. Причем это не физические, а психические черты;

    ПУСТОТА,

    Ряд: Пустота, полнота (антоним, знач. «наполненность»), красота, нагота, острота.

    Здесь суффикс –ОТ указывается на присутствие/отсутствие чего-либо, какого-либо качества. В английском языке есть суффиксы с подобным значением –ful, -less, но для прилагательных;

ВОДИТЕЛЬ,

Ряд: строитель, деятель, телохранитель, учитель, писатель.

А вот слова мститель и родитель уже не подойдут, т.к. в большей степени склонны обозначать разовое свойства (МСТИТЕЛЬ – тот, кто отомстил, РОДИТЕЛЬ – тот, кто родил). А тем более слово ОБИТЕЛЬ;

ПРОГРАММИСТ,

Ряд: таксист, лоббист, артист, пианист, связист.

А атеист уже не подойдёт, поскольку атеизм не является родом профессиональнойдеятельности. Слово сумоист тоже не подходит, поскольку сумо – боевое искусство, а не профессия. Хотя для тех, кто занимается сумо профессионально, особенно на родине боевого искусства (в Японии), это может быть и профессией. Слово «расист» также не из этой группы. Слово «карьерист» хоть и связанно с профессиями, но скорее является оценочным, а не называющим профессию. Таким образом, суффикс –ИСТ определяет принадлежность к какой-либо группе;

РАБОТН’ИК,

Ряд: критик, привратн’ик, синоптик, рассказчик, ученик, художник.

Но слово «учебник» в данный ряд не впишется! Суффикс –ИК в данной случае означает род деятельности (но не обязательно профессиональной). А суффикс –Н– скорее всего играет вспомогательную роль;

ГЛИНИСТЫЙ, (прилагательное!)

Ряд: илистый, смолистый, кустистый, каменистый, костистый, золотистый;

ВЫСЬ,

Ряд: низь, скорость (?); изморось, зыбь, горсть, нечисть, жесть (сленговое), жуть, муть, круть (сленговое).

Только слово ИЗМОРОСЬ по словообразовательному типу хорошо сочетается со словом ВЫСЬ. С этим типом плохо сочетаются слова: грусть, кусь (М.р.;новое слово; так уменьшительно-ласкательно называют укус зверьком или животным, например котом. Примеры употребления: сделать кусь / получить кусь, долгий кусь), узь (знач. «что-то явно узкое»; это слово бы подошло, но такого слова нет!), Русь, лось, суть, путь также не подходят.

Вывод: Мягкий слог в усеченных (корневых) словах используется для образования существительного (Ж.р.. 3 скл.), обозначает что-то собирательно-оценочное либо подчеркивает какое-либо ярко выделяющееся свойство;

МУДРЕ́Ц, от слова мудрый

Ряд внешне похожих слов:

бое́ц, не подходит по части речи мотивирующего слова (Ч.Р.М.С., ЧРМС), т.к. от слова БОЙ.

хитрец, подходит по ЧРМС, т.к. от слова ХИТРЫЙ

ста́рец, подходит по ЧРМС, т.к. от слова СТАРЫЙ

стреле́ц, не подходит по ЧРМС, т.к. от слова СТРЕЛЯТЬ

оте́ц, не имеет исходного слова

льстец, не подходит по ЧРМС, т.к. от слова льстиц

очеви́дец, не подходит по ЧРМС, т.к. от слова очевидный

нагле́ц, подходит по ЧРМС, т.к. от слова наглый

па́лец, не имеет исходного слова

исте́ц, нет исходного слова

си́тец, не подходит, т.к. само является исходным (→ситцевый)

пе́рец, не имеет исходного слова

конец, т.к. не имеет исходного слова

певец, не подходит по ЧРМС, т.к. от слова ПЕТЬ

уме́лец, подходит ЧРМС, т.к. от слова УМЕЛЫЙ

смеле́ц (если есть такое слово?), подходит по ЧРМС, т.к. от слова СМЕЛЫЙ

храбре́ц, подходит по ЧРМС, т.к. от слова ХРАБРЫЙ

удале́ц, подходит по ЧРМС, т.к. от слова УДАЛОЙ (если оно достаточно похоже на слово МУДРЫЙ)

вдовец, не подходит по ЧРМС, т.к. скорее всего происходит от слова ВДОВА, а не ВДОВЫЙ

Вторая сепарация: хитрец, старец, наглец, умелец, смелец, храбрец, удалец. Слова ста́рец и уме́лец не подходят из-за отличия в ударении; в остальных словах оно падает непосредственно на суффикс -ЕЦ. В данном случае ударение тесно связано со смыслом слова (третья сепарация). Эти слова обозначают лиц – носителей особых (физически приобретенных) черт. А остальные слова обозначают психологические черты человека.

ЖУРНАЛИСТ’КА,  (от сл. журналист)

Ряд: альпинистка, стилистка, активистка, арфистка, хористка.

Здесь почти так же, как со словом программист, только добавляется суффикс –К, чтобы образовать слово Ж.р. Официально (формально) названия профессий записываются через М.р.;

БАЛОВ’СТВО,

Ряд: воров’ство, хвастов’ство, колдов’ство, шутов’ство, франтов’ство, сватов’ство.

 Суффиксы -ОВ и -СТВ образуют в случае слова «баловство» существительное, обозначающее ситуационное поведение (манеру поведения). Поэтому слова воровство, колдовство, обозначающие род занятий и слово сватовство, обозначающее традиционный обряд в этот тип не войдут.

* Примечание: во многих источниках в слове баловство выделают корень не БАЛ-, а БАЛОВ-;

ПЕРЕЧИТАТЬ (мотивирующее слово – читать),

    Ряд: переписать, переделать, передумать, пересказать, перепрятать.

Здесь особенности мотивированного слова – совершенный вид глагола, неопределённая форма (+окончание глагольного инфинитива –ТЬ), а также приставка –ПЕРЕ. В более узком ряду можно выделить суффикс –А, характерный для глаголов I спряжения (и исключений). Глагольное окончание неопределённой формы может варьироваться: я думаю, что слово ПЕРЕЙТИ тоже подходит для данного ряда (мотивирующее слово – идти).

English words.

    Teacher, freedom, friendship, darkness, attention, childhood, driving, happiness, slowly.

    Перечень продуктивных суффиксов английского языка: https://infopedia.su/19x177e.html

    Словообразование. Суффиксы “-HOOD”, “-SHIP”, “-DOM”. Суффиксы, образующие существительные:

http://oose.ru/slovoobrazovanie-suffiksyi-ldquo-hood-rdquo-ldquo-ship-rdquo-ldquo-dom-rdquo-suffiksyi-obrazuyushhie-sushhestvitelnyie/

· TEACHER (от гл. teach – учить)

    Ряд: worker – работник (to work - работать), speaker – диктор, спикер, оратор (to speak - говорить), writer – писатель (to write - писать), driver – водитель (to drive – водить, вести), diver – водолаз (to dive - погружаться);

· FREEDOM – свобода (от прил. free – свободный)

    Ряд: wisdom - мудрость (от wise – мудрый), kingdom – королевство (от king – король; НЕ ПОДХОДИТ, т.к. мотивирующее слово - сущ.), dukedom – герцогство (от duke |djuːk| – герцог; НЕ ПОДХОДИТ, т.к. мотивирующее слово - сущ.), officialdom - чиновничество, бюрократизм (от official – официальный);

· FRIENDSHIP – дружба (от сл. friend – друг)

    Ряд: soldiership – военное искусство (soldier – боец), scholarship – ученость, эрудиция (scholar – ученый, знаток), relationship родство; родня, родственники (relation– отношение, связь, зависимость; НЕ ПОДХОДИТ, т.к. мотивирующее слово не обозначает лицо, кого-либо одушевленного); pastorship – пасторство (pastor – пастырь, пастор).

· DARKNESS (dark – темный, тьма)

    Ряд: quietness – тишина, безмолвие, бесшумность (от queit – тихий, тишина, покой), forlornness – заброшенность, покинутость, запущенность (нет оживлённости), 2) одиночество, отчаяние, уныние; forlorn |fəˈlɔːn| – заброшенный, покинутый, 2) жалкий, несчастный, одинокий, отчаявшийся;

tenseness – напряженность, интенсивность, энергия, мощность (от tense – напряженный, возбужденный; натянутый, тугой).

· ATTENTION (attend – привлекать внимание, притягивать)

    Ряд: impression – вдохновение (impress – вдохновлять(ся)), admission – признание, допуск (admit – признавать, допускать, позволять), question – вопрос (quest – искать, поиск; НЕ ПОДХОДИТ, т.к. обозначает исчисляемое понятие); construction – построение, сооружение (construct – строить, сооружать; ПОДХОДИТ, если обозначает процесс строительства чего-либо, а не построенный объект (исчисляемое)).

· CHILDHOOD – детство (child – ребёнок)

Ряд: brotherhood – братство (brother – брат); bachelorhood – степень бакалавра, 2) холостяцкая жизнь (bachelor – 1) бакалавр, 2) холостяк); knighthood – рыцарство (knight – рыцарь).

· DRIVING – вождение, езда (от drive – водить, вести)

    Ряд: singing – пение (от sing – петь), running – run (от run – бежать), stealing (steal

· HAPPINESS – счастье, радость (как эмоционально-чувственное состояние человека или др. живого существа; как признак – то что можно употребить с глаголом FEEL/чувствовать для передачи эмоций)

    Ряд: sadness – печаль, уныние, illness – болезнь, болезненное состояние (НЕ ПОДХОДИТ, т.к. физиологическое состояние), weakness – слабость, ослабленное состояние; НЕ ПОДХОДИТ, т.к. физиологическое состояние), calmness |ˈkɑːmnəs| – спокойствие, состояние душевного покоя, тишина, невозмутимость, хладнокровие (от прил. calm |kɑːm| – спокойный)

SLOWLY – медленно (от slow – медленный)

freely – свободно (free – свободный), quickly – быстро (quick – быстрый), intensively – интенсивно, напряженно, тщательно, сильно (intensive – то же, только прил.)

Упражнение 7.

    Задание: Данные словосочетания разбейте на три группы в зависимости от вида синтаксических отношений между компонентами: а) согласование; б) управление; в) примыкание. Какие выводы можно сделать, сравнивая результаты разбивки словосочетаний в русском и изучаемом языках?

Русск.: упасть навзничь; искусство рисовать; совет отца; вчера утром; девочка из легенды; вернуться домой; дело чести; горные вершины; построить дом; прийти на праздник; её плащ, видел её, вечерний звон; мчаться стремглав; любить человека; достояние народа; безмерно счастливый.

Англ.: depends on you; come here; Mary's brother; look at me; these books; go away; black table; a book cover; his answer; read a letter; nice of you; a running boy; bad manners; speak loudly.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: