Основные правила по технике безопасности для данной работы
Общетоксичные химические вещества (углеводороды, спирты, анилин, с хлорированные углеводороды, оксид углерода) вызывают расстройства нервной системы, мышечные судороги, нарушают структуру ферментов, влияют на кроветворные органы, взаимодействуют с гемоглобином.
Действие высоких концентраций паров бензола сказывается, главным образом, на центральной нервной системе (наркотическое и отчасти судорожное действие); при многократном воздействии низких концентраций на первом плане изменения со стороны крови и кроветворных органов.
Фенол, входящий в состав многих пластмасс и строительных материалов, вырабатывает ядовитые испарения и не теряет своих токсических свойств с годами.. Под их действием происходят нарушения в работе сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем (сильные головные боли, потеря сознания), а также почек и печени.
# Непредельные углеводороды
Цель работы
Изучение некоторых химических свойств этилена
Основные теоретические положения
Алкены (олефины, этиленовые углеводороды) — алифатические непредельные углеводороды, содержащие одну двойную связь между атомами углерода, образующие гомологический ряд с общей формулой CnH2n.Простейшим алкеном является этилен (C2H4). Для алкенов наиболее характерны реакции присоединения.
Порядок выполнения работы
· Опыт 1. Получение этилена
В пробирку с газоотводной трубкой поместить 8 капель концентрированной серной кислоты, 4 капли этилового спирта и несколько крупинок. активаторов (сульфаты меди, алюминия и других металлов)
(НАПИШИТЕ УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ).
· Опыт 2.Реакция окисления
Не прекращая нагревания, опустите конец газоотводной трубки в пробирку с 1 каплей 0,1 н KMnO4 и 5 каплями воды, обратите внимание на изменение окраски раствора KMnO4.
(НАПИШИТЕ УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ).
Розовый раствор KMnO4 и желтый раствор бромной воды являются реактивами на двойную связь.
# Ароматические углеводороды
Цель работы
Изучение некоторых химических свойств ароматических углеводородов
Основные теоретические положения
Ароматические соединения -….
Порядок выполнения работы
Опыт 1. Кристаллизация бензола
В пробирку налейте 2 мл бензола и поставьте её в чашку со льдом (для контроля используйте вторую пробирку с водой); через несколько минут бензол кристаллизуется. Измерьте температуру замерзания бензола: она составляет ___оС.
Пробирку с кристаллическим бензолом ставят в штатив, постепенно бензол
переходит в жидкое состояние при температуре ____ оС.
Опыт 2. Растворимость бензола
В три различные пробирки наливают по 1-2 мл воды, спирта, эфира. К жидкостям добавляют по равному числу капель бензола. Пробирки встряхивают и ставят в штатив. Отмечают где он растворяется:
в воде _______________________________________________________
в спирте______________________________________________________
в эфире_______________________________________________________
Опыт 4. Отношение бензола и толуола к окислителям.
В две пробирки помещают по три капли 10% раствора KMnO4 (отмечают его ЦВЕТ) добавляют в одну пробирку пять капель бензола, а в другую пять капель толуола. После этого в обе пробирки внести по одной капле 10 % раствора серной кислоты. Смеси встряхивают и осторожно подогревают.
В пробирке с _____________ наблюдается побурение и выпадение осадка, а с _________________ никаких изменений не происходит. Запишите уравнение реакции перманганата калия с толуолом.
Объясните причину различного отношения бензола и толуола к перманганату
# Спирты
Цель работы
Изучение некоторых химических свойств спиртов
Основные теоретические положения
Спирты — ….
Порядок выполнения работы
Опыт 1. Растворимость спиртов в воде.
В четыре пробирки наливают по 2 мл воды и в каждую добавляют по 0,5 мл этилового, изопропилового, изобутилового, изоамилового спиртов соответственно. Пробирки хорошо встряхивают.
Отмечают растворимость спиртов:
1 пробирка _____________________________________________________
2 пробирка _____________________________________________________
3 пробирка _____________________________________________________
4 пробирка _____________________________________________________
Объясните, почему выше перечаленные спирты по-разному растворяются в воде.
Опыт 2. Горение спиртов
В три фарфоровые чашки наливают по 1 мл этилового, изобутилового и изоамилового спиртов. Спирты поджигают лучиной и наблюдают характер горения.
Отмечают характер пламени:
1 пробирка _____________________________________________________
2 пробирка _____________________________________________________
3 пробирка _____________________________________________________
Напишите уравнения реакций горения указанных спиртов и рассчитайте в них содержание углерода (в масс. %).
# Карбоновые кислоты
Цель работы
Изучение некоторых химических свойств карбоновых кислот.
Основные теоретические положения
….
Порядок выполнения работы