Методы профилактики конфликтов

Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.
Группу детей в определенное время нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в группе здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Очень важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка (оценки должны касаться только поступков детей)
Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.
Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс:

· Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Дети менее агрессивны у родителей, оказывающих им эмоциональную поддержку

· Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.

· Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.

· Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жесткого авторитаризма), такие средства непродуктивны. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого используются:
- сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации)
-имитационные игры (имитирующие в чистом виде какой-либо человеческий процесс)
-интерактивные игры (игры на взаимодействие)
-социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации)
-обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них
-психогимнастика
-чтение и обсуждение художественных произведений
-просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с
последующим моделированием новых версий
-дискуссии.
Воспитатель предлагает детям игры и активно в них участвует.
Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Островок чувств», «Секретная комната», «Стол переговоров», «Уголок тишины», «Коврик мира», «Мирные стулья», «Уголок для друзей». В гости к детям могут приходить литературные герои – добрые и злые.

С детьми группы нужно постоянно проводить диагностические беседы по примерным вопросам:

· Тебе хочется ходить в детский сад?

· Почему?

· С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?

· Какие игры ты знаешь?

· В какие игры ты умеешь играть?

· В какие игры ты любишь играть больше всего?

· Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?

· Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?

· Можно ли нарушать эти правила?

· Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?

· Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?

· Как ты думаешь, конфликт и ссора – это одно и то же?
Попробуй объяснить свое мнение.

· Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?


















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: