Разрешение конфликтов

Если воспитателю не удалось предотвратить конфликт между детьми, то возникает необходимость его урегулирования и разрешения.

Разрешение конфликта – это:

· минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия

· устранение полностью или частично причин, породивших конфликт

· изменение целей участников конфликта

· достижение соглашения по спорному вопросу между участниками

Основные подходы в разрешении конфликтов

• развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению;

• оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка;

• высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;

• нейтрализовать борьбу за власть;

• учить детей управлять эмоциями;

• формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта;

• вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.

Стратегия поведения воспитателя в конфликте между детьми — это программа и план действий, направленные на реализацию поставленной цели — разрешить конфликт с учетом интересов каждого ребенка и наименьшими потерями для каждого, превратить возникшую проблему в возможность открыть для себя и для детей нечто новое.

Тип (стиль) поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть
- Авторитарным –этот воспитатель чаще отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств: настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать. Чаще всего у этого воспитателя можно слышать высказывания «Прекратите!», «Положите!», «Не бегайте!», «Не деритесь!», «Надо делать так!».

- Демократическим – этот воспитатель считает, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстниками, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость. Воспитатель придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы

- Анархически-попустительский – это тот воспитатель, который не имеет специального образования, выбор профессии для него случайный.

Наиболее благоприятную атмосферу во взаимодействии с ребенком создает демократический тип поведения воспитателя, который придерживается позиции равноправного партнерства. Суть ее состоит в том, что воспитатель в общении с ребенком занимает позицию равноправного партнера, и тем самым обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы.  

В опасных конфликтных ситуациях воспитатель должен:

-вмешаться в конфликт, прервать акт насилия (здесь можно прокомментировать происходящее, попытаться отвлечь ссорящихся, разнять противников);

-оценить обстановку, выяснить, кто участвует в конфликте, и кто знает, что произошло;

-оказать помощь пострадавшему;

-сообщить виновнику, если его вина не подлежит сомнению, о своем неудовольствии его поведением, решить вопрос — сразу же предпринять в отношении его какие-нибудь действия (например: успокоить, отвести к заведующей и т.п.) или лучше обстоятельно заняться им позже;

-позаботиться о поддержке, если она нужна со стороны, обратиться конкретно к кому-нибудь из детей и дать указания, что делать;

-избавиться от «зрителей», если присутствие других детей осложняет ситуацию, велеть им разойтись или самому уйти с участниками конфликта в другое место;

-успокоить участников конфликта, например: велеть им несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть;

-развести их в разные стороны, посоветовав «охладить пыл»;

-устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока не придут в себя;

-дать возможность выразить свои эмоции — обиду, злость; расспросить их, что случилось и как они себя чувствуют;

-разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу;

-сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую-нибудь роль для виновника, какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким-либо нежелательным осложнениям.

Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:
1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин (кто участвовал в конфликте и кто знает, что произошло) Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».
2. Оценка целей конфликтной ситуации (открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего)
-утверждение личных притязаний,
-навязывание своего стиля поведения,
-умаление достоинств другой стороны,
-корыстные устремления,
Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них
преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.
3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива.(несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть…) Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции. Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя:
-описание произведенного действия
-описание возможного или неизбежного результата этого действия
-предложение альтернативного варианта поведения
(схема позитивного сообщения может выглядеть так:

1. Когда ты…

2. Может случиться, что…

3. Лучше…)

4. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации
- применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть;
вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску) Воспитатель должен владеть техникой активного слушания.
-выдвинуть определенные жесткие требования
-указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.
5.Оценка особенностей участников конфликта
6. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя.

В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» (садится на маленький стульчик лицом к ребенку). Воспитатель настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.
Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т.к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.

Воспитателю иногда полезно повторить, как он понял что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом
Выслушиваются обе стороны: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Воспитатель не должен приводить к эффекту «самонакручивания».
Обсуждать нужно следующее:

1. Что произошло? (сформулировать суть конфликта)

2. Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)

3. Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)

4. Как быть в этой ситуации? (найти решение)

Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.

























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: