Законодательный процесс в российском парламенте

 

Под законодательным процессом понимается регламентированная деятельность органов государственной власти и должностных лиц по внесению, рассмотрению и принятию, подписанию и опубликованию законов.

Можно выделить следующие стадии законодательного процесса: внесение законопроекта (законодательная инициатива); рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах; принятие закона; подписание (санкционирование) и опубликование закона (промульгация).

Основы законодательного процесса закреплены в Конституции Российской Федерации. Детально он урегулирован в Регламентах палат Федерального Собрания Российской Федерации – Регламенте Государственной Думы и Регламенте Совета Федерации.

1. Законодательная инициатива представляет собой официальное внесение в законодательный орган субъектом права законодательной инициативы текста проекта закона или иного законодательного акта. Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что парламент обязан в соответствии с определенной процедурой рассмотреть внесенный данным субъектом проект.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ).

Право законодательной инициативы в России осуществляется в форме внесения в Государственную Думу: проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР; поправок к законопроектам.

При внесении законопроекта в Государственную Думу по общему правилу должны быть представлены: пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; текст законопроекта; перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона; финансово-экономическое обоснование, если реализация законопроекта потребует материальных затрат.

В ряде случаев требуется представление дополнительных документов и материалов. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает перечень документов и материалов, которые прилагаются к проекту федерального бюджета и изменений в него, к проекту федерального закона об исполнении федерального бюджета. Законопроекты в сфере труда направляются в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. По законопроекту о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации требуются официальные отзывы Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.

Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, как правило, не позднее чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы направляются в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки и представления в Государственную Думу отзывов на указанные законопроекты.

Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении. По решению Президента Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, затрагивающих основные направления государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации, могут быть вынесены на общественное обсуждение. Институты гражданского общества и граждане могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов.

Субъект законодательной инициативы до принятия законопроекта в первом чтении может отозвать его в любое время. Несколько иначе это право закреплено в Регламенте Сената Франции: законопроекты могут быть отозваны субъектом инициативы на всех стадиях процедуры до их окончательного одобрения.

2. Законопроекты рассматриваются Государственной Думой в трех чтениях. При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия его основных положений Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости.

Поправки к законопроекту, принятому или одобренному в первом чтении, вносятся в виде изменения редакции статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта. Решение о принятии поправок к проекту федерального закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Третье чтение законопроекта проводится в целях его принятия в качестве закона. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. Решение о принятии федерального закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов палаты, а решение об одобрении федерального конституционного закона - большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

3. Одобренные Государственной Думой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с необходимыми материалами в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным верхней палатой, если за него проголосовало более половины общего числа членов палаты либо в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Если федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению согласно статье 106 Конституции РФ (федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира), то указанный срок может не соблюдаться. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат также все федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции РФ.

В случае если федеральный закон отклонен Советом Федерации, Государственная Дума может принять одно из следующих решений: снять его с дальнейшего рассмотрения; создать согласительную комиссию; принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции. Федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

4. Конституция Российской Федерации предусматривает право вето и промульгацию (подписание и обнародование) федеральных законов Президентом РФ как существенный элемент законотворческой процедуры, обеспечивающий разделение властей. В результате закон, принятый органом законодательной власти, обретает силу правового акта единой государственной власти.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Государственная Дума может принять одно из следующих решений: снять его с дальнейшего рассмотрения; принять федеральный закон в редакции Президента Российской Федерации; создать специальную комиссию; одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Следует обратить внимание на особый порядок принятия федерального конституционного закона. Такой закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: