Конкурентоспособность товара характеризует не само по себе его качество, а степень соответствия качества данного товара показателям качества аналогичного по назначению товара конкурента.
Конкурентоспособность товара является определяющим фактором конкурентоспособности фирмы.
В практической деятельности и в теоретических изысканиях нередко ставится знак равенства между качеством и конкурентоспособностью либо вообще не делается различий между ними.
| Показатели качества: | |
| Стандартизируемые (определяемые действующими стандартами, нормами…) Назначения: - эргономические и др. | Регламентируемые (определяемые техническими регламентами и постановлениями) - патентоправовые; - безопасности; - экологические; - прочие. |
Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя его «стержень».
Высокое качество и конкурентоспособность продукции обеспечивается всей системой маркетинга – от конструирования до сбыта и сервиса эксплуатируемых изделий и послепродажное обслуживание.
После того, как фирма или компания провела тщательное сегментирование рынка, определила целевые группы потребителей, выяснила их потребности и выработала концепцию позиционирования, она готова к разработке и запуску в производство новых товаров. Каждой компании, для того чтобы поддерживать уровень сбыта на прежнем уровне или увеличить его, необходимо заменять старые товары новыми.
Разработка и внедрение на рынок новых товаров осуществляется в соответствии с принципами и методами инновационной политики, которая включает 6 этапов:
1) поиск идей о новых товарах;
2) отбор идей;
3) экономический анализ коммерциализации идеи нового товара;
4) разработка товара;
5) испытание товара в условиях рынка, тестирование;
6) вывод, внедрение товара на рынок.
Для планирования нового товара применяются различные методы (табл. 2.3).
Таблица 2.3 – Методы планирования нового товара
| Этап планирования | Методы планирования |
| Поиск идей | Исследование рынка Творческие методы |
| Отбор идей | Методы оценки Чек-лист |
| Экономический анализ | Сравнение прибыли Метод оценки безубыточности Анализ риска |
| Разработка товара | Методы разработки товара Разработка прототипов Техника разработки марки товара |
| Испытание товара в условиях рынка | Методы тестирования товара Методы тестирования рынка |
| Внедрение на рынок | Техника сетевого планирования маркетинговых инструментарий |
| Контроль за внедрением на рынок | Метод расчета издержек Исследование рынка |
Для поиска и генерации идей о новом товаре используются методы исследования рынка и техника творческого поиска. При этом различают логико-систематические методы и интуитивно-творческие методы.
![]() |
Наиболее известными логико-систематическими методами считают следующие: техника анкеты товара, методы вынужденных отношений, морфологический метод.







