Народное христианство как феномен традиционной культуры

В связи между христианской верой и народной культурой важно отметить силу традиционного уклада жизни, характерную для общинной жизни славян. В нем многое было сделано не по письменным законам, а по обычаю. Распространение христианской веры не привело к резкому изменению обычного образа жизни. Как и прежде, фермеры вышли, чтобы очистить пахотную землю, загнать скот на пастбище, вспахать землю, посеять и собрать урожай. Все это сопровождалось традиционными ритуалами и молитвами. Продолжали практиковаться ритуалы, связанные с рождением, браком, похоронными обычаями. Однако действительный религиозный элемент в них постепенно стирался или наполнялся новым смыслом. Фермерский календарь стал храниться в дни церковных праздников, имена христианских святых вытесняли имена языческих богов, церковные службы со временем стали обязательной частью семейных праздников.

Давний образ жизни, существовавший в силу традиций, мог радикально измениться только благодаря убеждению, а это, в свою очередь, зависело от деятельности русского духовенства. Между тем, священники в русской церкви долгое время выбирались из числа самих прихожан, если бы они только умели читать и писать, а обучение протеже на епископских кафедрах было в основном для обучения будущих священников поклонению. Такие священники немного превосходили своих прихожан по уровню знаний об основах христианской веры, и случилось так, что русские пасторы сами участвовали в выполнении языческих обрядов. Это, однако, не означает, что потворство суеверным обычаям было нормой. Большое количество дел, касающихся веры и нравственности, семейной и общественной жизни, было передано в епископский суд. Духовенство должно было искоренять колдовство, идолопоклонство, различные молитвы в источниках и рощах строгими советами и особыми судьями (епископскими правителями и тиунами) - даже путем казней, но не до смерти или увечий (правила св. Иоанна II, 5). Духовенство, таким образом, имело возможность углубиться в различные аспекты как частной, так и общественной жизни, контролировать и направлять ее в направлении христианского учения.

На белорусских землях под влиянием христианской веры сложился своеобразный вид народной культуры. В нем присутствуют черты глубокой, дохристианской древности и в то же время типичные христианские черты. Не все элементы древней еврейской, греко-римской и византийской культуры, воспринятые православной церковью, были в достаточной степени ассимилированы простыми людьми. Это относится, прежде всего, к таким нормам и правилам, которые требуют соответствующей школьной подготовки. Знание библейской и церковной истории, богословия и литургии было фрагментарным. Однако даже самое поверхностное знакомство с христианскими догмами сочеталось с совершенно искренней верой в правильность их веры. На уровне повседневной религиозности христианские практики, требующие специальных знаний, ассимилировались посредством произвольных интерпретаций, а христианские праздники сопровождались традиционными ритуалами, которые приобретали характер притч или игр.

Календарь фермера был приурочен к сезонам и сезонной работе, а церковный календарь был приурочен к событиям евангельской и церковной истории. Сочетание двух календарных циклов в жизни людей привело к наделению более систематического и правильного церковного календаря обычаями и признаками фермера. Таким образом, праздник зимнего солнцестояния (колядок) был разделен на этапы, в соответствии с церковными праздниками - Рождеством, памятью св. Василий Великий, Крещение. Кутя в канун Рождества и Крещения постилась, а в канун св. Базилик - «щедрый», постящийся. Переход на «Кэрол» выглядел как молодежное веселье с шутками, песнями, маскировками. Между тем, в рождественских гимнах белорусы не помнят языческих жертвоприношений и традиционных упоминаний о христианских святых. Свеча "молнии" была освящена в храме Успения Пресвятой Богородицы, зажжена и хранилась дома для освящения дома. Праздник Масленицы (первоначально - Новый год) приурочен к началу Великого поста и поэтому является мобильным. Среди белорусов это не сопровождалось таким разгулом, как в остальной России, например, не было широко распространенных кулачных боев, украшенных кукол или людей с изображением Масленицы. Обряд «крика весны», совершенный в Благовещение или в день Сорока мучеников, был поэтическим призывом к Богу благословить время приближающихся земляных работ. Популярное название Пасхи - «Пасха» - сохранилось среди белорусов, хотя в России оно давно исчезло. Особенностью белорусских традиций стало пение "волочебных" или "пасхальных" песен. Они празднуют доброту хозяев, которые принимают певцов - Бог живет со святыми в доме хозяина. Обычай давать милостыню в это время связан с евангельскими мотивами, согласно которым Сам Христос ходит из дома в дом под видом нищего. Празднование Купалы и связанные с ним обычаи - сбор трав, украшение домов зелеными ветками, разжигание костров и прыгание через «очищающий огонь», различные гадания - конечно, имеют мало общего с христианским учением. Этот праздник связан с летним солнцестоянием по своей природе и расходится с церковью св. Воспоминания об убийстве. Иоанн Предтеча во время праздника Ирода. Стабильность традиции объясняется ее юношеским характером, поскольку главной темой ритуала Купала является гадание на браке. В то же время велись переговоры о братстве и братстве, о подготовке свадеб, которые начались с окончанием поста Петра. Ритуалы, связанные с уборкой урожая в конце лета, сопровождались песнями молитвы, в которых они обращались к Богу за благословением плодов земли. К празднику Покрова Пресвятой Богородицы работа на земле была завершена, и была совершена благодарственная молитва. Празднование предков («дедушек»), приуроченное к Дмитриевской мемориальной субботе, обязательно было связано с поминальной службой, а затем и поминальной трапезой. За столом как бы были приглашены и умершие предки, которые, общаясь со святыми на небесах, не должны забывать о нуждах своих близких, живущих на земле.

Многие специфически христианские черты обнаруживаются в семейных обычаях белорусской народной культуры. Будущие родители молились о подарке детей перед чудесными иконами, соблюдали посты. Обряд присвоения имени ребенку, а затем крещение в церкви были обязательными. В то же время были крестные родители (крестные родители). Стол в честь новорожденного, его купание сопровождалось народными призывами к Богу на благословение ребенка.

Подготовка к свадьбе началась во вторник, четверг или субботу с учетом дней поста и воскресенья, когда такие приготовления не подходили. Период свадеб был приурочен ко времени от Покрова до начала Рождественского поста, когда сельскохозяйственные работы уже были завершены. Среди различных угощений были обязательны яйца как символ рождения и обновления и свадебный хлеб как признак процветания. Благословение родителей определило будущую свадьбу, освящение брака состоялось в церкви. Многочисленные свадебные церемонии выражали пожелания семейного счастья и деторождения, а также устанавливали новые родственные отношения между родственными семьями.

Подготовка к мирной кончине является естественной заботой христианина, поэтому умирающий священник руководствовался исповеданием и причастием. Обычай примиряться с близкими людьми укоренился, когда они просили друг друга о прощении, собирая всю семью на смертном одре. Обычай купания, одевания в новую или чистую одежду был признаком расставания и, в то же время, подготовки тела к грядущему воскресению. Мертвых похоронили в спящем положении с закрытыми глазами, подушкой под головой и одеялом на теле - христианское сходство смерти со сном (сном). Перед похоронной процессией был установлен крест, который был помещен на могилу в знак победы Христа над смертью и надежды на общее воскресение. Конечно, естественный страх смерти породил множество суеверных представлений, охватывающих похоронный ритуал. Они боялись, что душа умершего не будет принята в небесные обители и поэтому будет беспокоить оставшихся в живых. В то же время существовал христианский обычай проводить время в трауре в молитве, делать подношения «в память души», приносить милостыню.

Эти, как и другие, бытовые особенности народной культуры свидетельствуют о глубоком проникновении христианских норм в психологию людей. Можно говорить о христианском феномене традиционной культуры народов России, Белоруссии и Украины. Здесь даже в не совсем канонических формах живое впечатление от христианской веры сохранялось веками. Пусть случайно услышанные книжные истории, передаваемые из уст в уста, заменят теологические трактаты, изложенные на языке греческой философии. Регулярные посещения храма, посты и молитвы людей, не занимающихся книгами, были наполнены живым религиозным чувством глубокого народного благочестия. Традиция была прервана формированием новой индустриальной культуры и развитием городской системы, которая стала доминирующей в светском советском обществе. В новых условиях попытки восстановить традиционную культуру без возрождения ее религиозной составляющей кажутся совершенно искусственными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: