Рис. 22. Силуэты и рисунки к постановке «Смычка Эдллады с Вхутеином». Персонажи «Фавн» и «Гарпия». Автор И.С.Ефимов

 

Средство для изображения внешности Фавна состоит из семи анатомически подобных частей (седьмая часть — рога на его голове). Три из них — неодушевленно-предметные, а остальные четыре части — из живой человеческой плоти. Следовательно, на диаграмме 1 вертикаль 12 для условного обозначения этого средства должна находиться недалеко от вертикали 5.

Изображение внешности Гарпии состоит также из семи анатомически подобных частей. Однако соотношение величин разноприродных долей в данном средстве уже иное, а именно: пять частей — два крыла, две ноги и хвост — составляют предметную долю. И только две неполные части — голова и почти все туловище — из фрагмента человеческой плоти. Поэтому средство для изображения внешности Гарпии показано на диаграмме 1 вертикалью 13 недалеко от вертикали 3.

Если на диаграмму 1 нанести вертикали всех существующих и еще лишь возможных количественно разных средств, то они заполнят весь промежуток от вертикали 1 до вертикали 11. Причем концы этих вертикалей прочертят те две наклонные линии, которые соединяют верхние и нижние концы вертикалей 1 и 11. Последнее означает, что соотносительные величины разноприродных долей средств данной последовательности изменяются плавно и непрерывно, иначе говоря, без количественных скачков и без промежутков между следующими друг за другом средствами. Отсюда следует вывод: граница между куклами-актерами и другими средствами для изображения (обозначения) внешности персонажей с ее количественной стороны совершенно незаметна. *36 Впрочем, это не доказывает то, что граница вообще отсутствует. Напротив, она существует и будет выявлена после построения еще двух последовательностей средств для изображения (обозначения) внешности персонажей

===============================================

*33 Этот институт в Москве был основан в 1926 г. на базе ВХУТЕМАСа.

*34 Автором рисунков и силуэтов этих изобразительных средств и руководителем постановки был скульптор и преподаватель института И.С.Ефимов.

*35 Н.Я.Симонович-Ефимова. Записки петрушечника и статьи о театре кукол. «Искусство», Л. 1980 г., с. 210.

*36 Этот вывод не может отменить даже самый точный способ измерения относительных величин разноприродных долей средств для изображения внешности персонажей спектаклей, кинофильмов и т.д. В самом деле, что принципиально изменится, если кто-то более точно измерит относительные величины разноприродных долей средств? Закономерность плавного и постепенного изменения соотношений разноприродных долей средств останется неприкосновенной. Изменится лишь порядок следования друг за другом средств в этой последовательности. Поэтому на диаграмме 1 вертикали некоторых средств сместятся правее или левее их нынешнего местоположения вдоль оси А и от этого немного опустятся или поднимутся относительно этой оси. Однако концы вертикалей не выйдут за пределы двух наклонных линий и по-прежнему будут в них упираться. Такие перемены, разумеется, не пройдут бесследно. Суть дела в том, что местоположение границ, отделяющих кукол-актеров от других средств, не зависит от человеческой воли. Они остаются на одном и том же месте при точном и не точном способе измерений количественных характеристик средств. Но от точности измерений этих характеристик зависит, какие конкретные средства будут находиться по одну или другую сторону границ. То есть при более точных измерениях одни приграничные средства могут выйти за пределы границ кукол-актеров и перестанут считаться куклами–актерами. А другие приграничные средства, напротив, войдут в пределы этих границ и будут признаны куклами-актерами. Вот почему точный способ измерений предпочтительней не точного способа. Правда, фактически не очень точный способ измерений экономит время и человеческие усилия. А если к тому же конечный результат его использования не ведет к резким противоречиям с действительностью, то он вполне приемлем.

------------------------------------------------------------------------------

 

.

К животному-актеру.

Название «животное-актер» следует понимать в таком же изобразительно-техническом смысле, как и названия «кукла-актер» и «актер-человек». Животное-актер — это животное, которое является средством для изображения (обозначения) внешности персонажей. Оно тоже причастно к искусству актеров-людей, говоря точнее, актеров-дрессировщиков или иных распорядителей действиями животных во время выступлений в разных зрелищных представлениях.

Животных-актеров можно увидеть на арене цирка, на экранах кинематографа и телевидения *37 и на подмостках эстрады. Иногда они играют роли персонажей в спектаклях оперных и драматических театров. *38 Перед зрителями животные-актеры выступают не только в своем природном облике, но и в разнообразных сочетаниях с дополняющими их внешний вид предметами. Поэтому имеет смысл выстроить последовательность средств от куклы-актера к актеру-животному.

С количественной стороны эта последовательность такая же, как и последовательность от куклы-актера к актеру-человеку. С качественной же стороны она имеет отличия. Ведь в средствах данной последовательности вместо плоти актера-человека участвует плоть животных. Поэтому диаграмма 2 (рис. 23) условных обозначений средств этой последовательности аналогична, но не тождественна диаграмме 1. Впрочем, конкретные примеры из практики искусства помогут понять суть аналогии обеих диаграмм и условных обозначений на диаграмме 2.

================================================

*37 Напомню хотя бы популярные в 70-х годах кинофильмы «Ко мне, Мухтар» и «Белый Бим—черное ухо», в которых собаки играли одну из главных ролей. В наши дни на телеэкранах можно увидеть американские сериалы с участием собаки-колли по имени «Лесси» или дельфина, названного «Флипер».

*38 Общеизвестны случаи исполнения в оперных спектаклях третьестепенной роли «Конь всадника» настоящими лошадьми. В спектаклях обычных драматических театров животные иногда исполняют роли и более ответственных персонажей. Так, в одной из новелл спектакля «Надежды маленький оркестрик», премьера которого состоялась в московском «Театре на Таганке» в 1980 г., для главных персонажей — Он и Она — наступила и продолжалась пора встреч и напряженных любовных отношений благодаря двум настоящим фокстерьерам.

---------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

Рис. 23. Условные обозначения последовательности средств для изображения (обозначения) внешности персонажей от куклы-актера к животному-актеру:

1.Кукла-актер.

2.Кукла-тантамареска с головой настоящей собаки.

3.Изображение пляшущей собаки с помощью верхней части настоящей собаки и нижней искусственной предметной части в цирковом номере «Пляска собаки».

4.Изображение убегающего льва собакой-актером с объемной головой-маской и в комбинезоне, имитирующем шкуру льва в кинофильме «Сказка о царе Салтане».

5.Собака-актер с искусственной подставной нижней челюстью в эстрадном номере чревовещания.

6. Медведи-актеры, ряженные в костюмы или их детали, в «Медвежьем цирке» В.И.Филатова.

7.Животное-актер в естественном «обнаженном» виде.

 

 

Представления «Медвежий цирк» дрессировщика В.И.Филатова, начиная с 1949 года, более тридцати лет пользовались неизменным успехом у зрителей не только н

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: