Начало Отличия Заключение

4. Определение понятия о куклах-актерах
и заблуждения 70-х годов

 


Новое определение

На основании всего ранее сказанного теперь можно сформулировать следующее новое определение:

Куклы-актеры – это самостоятельный вид средств для изображения (обозначения) внешности активно действующих персонажей в спектаклях, в эстрадных и цирковых миниатюрах, в кинофильмах, в программах телевидения и в других произведениях пространственно-временнoго искусства. Кроме того, куклы-актеры воспроизводят физические действия персонажей и/или служат в качестве зримых центров для трансляции речи или иной звуковой деятельности персонажей. Каждая кукла-актер есть неодушевленный объект (один, несколько или много предметов или отдельных деталей) либо в целом, либо более двух третей своей величины. В последнем случае неодушевленный объект дополняется фрагментом плоти либо актера-человека, либо животного-актера, либо руки (рук) актера-человека. Этот фрагмент занимает менее одной трети величины куклы-актера. Каждая кукла-актер в целом или в основном качественно характеризуется признаками неодушевленного объекта. А в составе произведений пространственно-временнoго искусства куклы-актеры удовлетворяют эстетические потребности зрителей.

Конечно, определение не говорит о многих частных особенностях кукол-актеров, об их многочисленных индивидуальных различиях. Поэтому определение дает упрощенное, урезанное, обедненное представление о каждой в отдельности и всех, вместе взятых, куклах-актерах. В этом кроется недостаток или негативная сторона определения. *63

Тем не менее, даже негативная сторона определения полезна в качестве хорошей предпосылки к дальнейшему изучению кукол-актеров по существу. Иными словами, она способствует подробному анализу, осмыслению и всестороннему пониманию частных особенностей или различий кукол-актеров. Например, конкретных (художественно-изобразительных либо технических) разновидностей именно кукол-актеров, а не чего-либо иного. К тому же негативная сторона определения помогает направить дальнейшее изучение частных особенностей кукол-актеров по нескольким параллельным линиям. Началом каждой из линий служит или может служить любая из упомянутых в определении общих особенностей кукол-актеров. *64

Вместе с негативной стороной новое определение обладает также позитивной стороной. Определение сводит сложное к более простому, краткому, мысленно обозримому и легко доступному для понимания. Оно как бы выставляет на показ сразу все множество кукол-актеров. Последнее особенно важно в двух случаях.

Во-первых, когда нужно отличать кукол-актеров от других ранее названных и еще не названных видов средств для изображения (обозначения) внешности активно действующих персонажей. Во-вторых, когда требуется изучать специфические особенности кукольного пространственно-временнoго искусства. В таких случаях определение помогает осознать и устранить хотя бы некоторые старые предрассудки и заблуждения, доставшиеся по наследству от 70-х годов. И в этом смысле оно расчищает дорогу к дальнейшему развитию теории кукольного искусства театра, эстрады кинематографа, телевидения и т.д.

Одним словом, негативная и позитивная стороны нового определения понятия о куклах-актерах ведут к довольно важным последствиям. В настоящий же момент имеет смысл обсудить некоторые традиционные заблуждения для того, чтобы понять их суть и по возможности окончательно от них избавиться.

==========================================

*63 Впрочем, негативную сторону имеют все логические аналитические определения о любых объектах, явлениях, процессах и т.д.

*64 Некоторые частные особенности уже рассмотрены и были упомянуты в новом определении понятия о куклах-актерах

----------------------------------------------------------------------------------------------------

 

4.2

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: