Рис. 3 - 7. Изобразительно олицетворенные персонажаи

 

 

И еще одно важное пояснение. Оно не об общих, а о частных особенностях кукол-актеров. О таких особенностях, которые есть у одних, но нет у других кукол-актеров. Собственно говоря, это пояснение дает нам понять, почему кукла-актер названа неодушевленным объектом, а не просто предметом.

В 1918 году Н.Я.Симонович-Ефимова и И.С.Ефимов в своем театре перчаточных (верховых, показываемых над ширмой) кукол-актеров инсценировали басню И.А.Крылова «Две собаки». Один из персонажей – по кличке «Барбос» — был изображен куклой-актером в величину средних размеров натуральных собак. Но, как писала Симонович-Ефимова:

«…тут заключается некоторое остроумие: у Барбоса имеется одна голова и хвост – пушистый, темный с белым кончиком, который передает всю гамму тонких собачьих ощущений. В различных относительных комбинация эти две части тела высовываются над ширмой, и кажется – тут вся собака. (Хвост держат одной рукой, а голова надета на другую.)». *21

Еще один аналогичный пример. В 1974 году в Государственном центральном театре кукол нашей страны был осуществлен спектакль «Таинственный гиппопотам» по пьесе В.Лифшиц и И.Кичанова. В этом спектакле театр показал огромного, свернувшегося кольцами «Удава» (Рис. 8). Он занял почти половину сценического пространства, а его кукла-актер состояла из шести отдельных предметов. Один предмет изображал голову персонажа, другой – хвост и еще четыре «баранки» — части тела персонажа.

 

Рис. 8. Однопредметная кукла-актер персонажа "Львенок Лева" и многопредметная кукла-актер персонажа "Удав"

 

Таким образом, персонаж «Барбос» изображен двумя отдельными предметами, а «Удав» — шестью и тоже отдельными предметами. Каждый из этих предметов изображает одну из анатомических частей полной внешности персонажей единственного числа. А каждая из совокупностей данных предметов является в целом неодушевленным объектом. Причем такой неодушевленный объект в целом служит в качестве единого средства для изображения (в других случаях для обозначения) внешности одного из персонажей единственного числа. Подобные неодушевленные объекты называются несколько - или многопредметными куклами-актерами персонажей единственного числа.

В практике искусства встречаются персонажи и множественного числа. Об одном из таких случаев рассказала И.Н.Жаровцева:

«…номер, где куклы изображают отвлеченное понятие. Сплетня – это не человек, не живое существо, не предмет. Словом, никто из нас не видел, как она, сплетня, «выглядит». Но каждый знает, что это такое. Образ этого понятия попытались себе представить и воплотить на кукольной сцене молодые немецкие кукольники из города Геттингена. Маленькие фигурки неопределенной формы, напоминающие бумажные кулечки, управляются сверху при помощи ниток (как кукла-марионетка). В суетливых движениях этих многочисленных шарахающихся фигурок да еще в сочетании со звуком – записанный на пленку неразборчивый, сперва глухой, потом усиливающийся гул толпы – есть определенно угадываемый образ сплетни, ползущего слуха…». *22

В этом эстрадном номере внешность персонажа множественного числа «Толпа» была изображена многими отдельными предметами. Однако каждый отдельный предмет-кулечек на этот раз изображает не анатомическую часть персонажа единственного числа, а фигуру одного из людей, составляющих персонаж множественного числа «Толпа». Совокупность таких отдельных предметов в целом также является единым многопредметным неодушевленным объектом. Поэтому подобные неодушевленные объекты следует называть многопредметными куклами-актерами персонажей множественного числа.

Бывают, конечно, и другие персонажи множественного числа. Например, «Взвод солдат», «Вокальное трио», «Стайка рыб», «Армия воинов» (из нескольких или многих отрядов) и т.д. Внешность подобных персонажей множественного числа очень часто изображается (обозначается) тоже несколько- или многопредметными куклами-актерами.

Из сказанного следует: куклы-актеры персонажей единственного и множественного числа могут состоять либо из одного предмета (таких кукол-актеров большинство), либо из нескольких или многих отдельных предметов. Но в каждом из этих случаев куклы-актеры в целом являются неодушевленными объектами. А количество предметов, составляющих ту или иную куклу-актера, есть частные различия между самими куклами-актерами.

Итак, неполная классификация всех кукол помогла логически выявить следующие общие существенные особенности кукол-актеров:

1.Куклы-актеры являются неодушевленными объектами, которые могут состоять из одного, нескольких или многих отдельных предметов.

2.Они выполняют эстетическую функцию в составе какого-либо произведения пространственно-временного искусства.

3.Куклы-актеры служат в качестве пространственных средств:

а) для изображения и/или обозначения внешности активно действующих персонажей;

б) для воплощения физических действий и/или создания зримого центра передачи речи и другой звуковой деятельности персонажей. Разумеется, эту функцию они выполняют на всем протяжении эпизода или всего спектакля, кинофильма и любого другого пространственно-временнoго произведения.

Эти общие существенные особенности необходимы, но еще не достаточны для составления определения понятия о куклах-актерах. Дело в том, что первая особенность кукол-актеров не во всех случаях соответствует реальной действительности. Практика искусства свидетельствует, что куклы-актеры бывают не целиком, а частично неодушевленными объектами. Убедиться в этом поможет внимательное рассмотрение всего рода средств для изображения (обозначения) внешности пространственно-временных образов персонажей. Главное при этом выяснить, где именно проходит граница между куклами-актерами и другими средствами для изображения (обозначения) внешности персонажей. Если граница будет найдена, то в число кукол-актеров войдут не только целиком, но и отчасти неодушевленные объекты. После такого уточнения первая общая особенность кукол-актеров примет другой вид и будет соответствовать практике искусства. Благодаря уточнению мы получим комплекс общих особенностей, необходимых и достаточных для составления определения понятия обо всех куклах-актерах.

================================================

*21 Н.Я.Симонович-Ефимова. Записки петрушечника и статьи о театре кукол. «Искусство», Л. 1980 г., с. 73.

*22 И.Н.Жаровцева. Старо как мир и вечно молодо. Сборник статей: Что и как в театре кукол. «Искусство», М. 1969 г., с. 20.

-----------------------------------------------------------------------------------

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: