This file was created 131 страница

* Бхарата или Бхарата-варша - древнее название Индии.

* Бхарати - см. Сарасвати.

* Бхаума-Враджа-лила - Враджа-раса, совершающаяся в земном Вриндаване.

* Бхая (бхайа) - поклонение Шри Бхагавану из страха. См. Поклонение.

* Бхима - второй из братьев Пандавов, великий воин и преданный Шри Кришны.

* Бхишма - самый могучий и старый воин из всех, участвовавших в битве на Курукшетре. Великий преданный Шри Кришны, один из двенадцати махаджанов.

* Бхусурагана - земные боги, т.е. первоклассные брахманы (“бху” - земля; “сурагана” - боги).

* Бхригу-муни - один из семи великих мудрецов, муни,сын Брахмы. История Бхригу-муни изложена в Десятой песни “Шримад Бхагаватам”.

* Бхритья (бхритйа) - слуги тела, т.е. органы чувств.

* Бхога - пища, еще не предложенная Кришне; материальное чувственное наслаждение.

* Бхоги - человек, занятый поиском наслаждения.

* Бхога-вритти - склонность к собственному наслаждению и удовольствию.

* Бхугарбха Госвами - вайшнавский святой, ученик Шрилы Гададхары Пандита. Близкий друг Шрилы Локханатха Даса Госвами. В Кришна-лиле: гопи по имени Према-манджари.

* Бхукти - мирское чувственное наслаждение; цель материалистов.

* Бхусурангана - “земные боги”, лучшие среди брахманов.

* Бхушана - украшения, используемые в арчане.


 

 # В #
 


 

* Вайбхава (ваибхава) - величие, могущество (Господа).

* Вайбхава-виласа (ваибхава-виласа) - распространения божественного величия в лилах, обликом подобные Своему источнику, но обладающие некоторыми индивидуальными особенностями, например, двадцать четыре распространения Шри Нараяны на Вайкунтхах, Которые в различном порядке в Своих четырех руках раковину, диск, палицу и цветок лотоса.

* Вайбхава-пракаша (ваибхава-пракаша) - распространения Господа, являющие Его божественное могущество, например, многочисленные образы Шри Кришны в Двараке.

* Вайвасвата Ману - седьмой Ману, в эпоху которого мы живем.

* Вайдхи-бхакти (ваидхи-бхакти) - часть садханы, осуществляемая по правилам и предписаниям шастр.

* Вайкунтха - буквально, “место, где нет тревог”; царство Бога.

* Вайкунтха-локи - бесчисленные планеты духовного мира, на которых обитает Господь Нараяна со Своими преданными.

* Вайрагья (ваирагйа) - “бесстрастие”; отрешенность или безразличие к этому миру; отказ от материальных наслаждений для достижения отрешенности от объектов чувств.

* Вайшнав - тот, кто понимает положение Бхагавана и занят в любовном преданном служении Ему. Преданный Верховного Господа Вишну или Кришны.

* Вайшнава-абхаса (вайшнава-прая) - тень вайшнава, почти вайшнав - каништха-адикари.

* Вайшнава-апарадха - оскорбление того, кто посвятил свою жизнь служению Всевышнему Господу Шри Кришне (вайшнава). Очень тяжелое оскорбление, которое называют хати-матой (бешенным слоном): подобно бешенному слону, который может легко вырвать с корнем и растоптать саженец, оскорбление вайшнава уничтожает бхакти-лату, росток преданности в сердце человека.

* Вайшнава-нинда - оскорбление вайшнава путем отыскания в нем недостатков и критики.

* Вайшнавизм (ваишнава-дхарма) - вечная религия и культура служения Господу Вишну или Кришне, т.е. преданное любовное служение Господу.

* Вайшьи (ед.ч. ваишйа) - сословие земледельцев и торговцев; третий уклад ведического общества. См. варнашрама.

* Вальмики - мудрец, автор “Рамаяны”.

* Вамана - нисшествие Господа в образе карлика-брахмана, имевшее целью лишить власти царя асуров Бали. История Ваманадевы излагается в Восьмой песни “Шримад Бхагаватам”.

* Вамья-бхави (вамйа-бхави) - группа “либеральных” гопи, держащихся свободно, в пышности и богатстве. Во главе вамья-бхави стоит Шримати Радхарани.

* Вана-мала - гирлянда из лесных цветов.

* Ванамали - одно из имен Кришны, означающее “Кришна, Который носит гирлянду из лесных цветов”.

* Ванапрастха - удаление от дел - третий из четырех укладов (стадий жизни) варнашрамы, следующий за этапом семейной жизни (грихастхой); человек в вышеуказанном ашраме.

* Вандана - приветствие, прославление.

* Варана-даша - стадия практики преданного служения, на которых садхака принимает принципы, учение и путь преданности.

* Вараха - воплощение Верховного Господа Вишну в образе вепря, поднявшего Землю со дна океана Гарбходака и убившего демона Хираньякшу (см. Третью песнь “Шримад Бхагаватам”).

* “Вараха-Пурана” - одна из шести саттвических Пуран.

* Варна - сословие в ведической системе деления общества. Принадлежность человека к ней определяется родом его деятельности и влиянием на него гун природы. См. также брахман, кшатрий, вайшья, шудра.

* Варна-вьявадхана (варна-вйавадхана) - разделение слогов святого имени, как в слове на языке урду “хатхикари”.

* Варна-дхарма - см. Варнашрама-дхарма.

* Варна-санкара - смешение сословий.

* Варнашрама-дхарма - ведическая общественно-религиозная система деления общества на четыре сословия (варны: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр) и четыре стадии духовного развития (ашрамы: брахмачари, грихастх, ванапрастх и санньяси).

* Варуна - божество, управляющее водной стихией.

* Васантха - испытываемое преданным духовное чувство присутствия на Голоке Вриндаване.

* Вастава-дхарма - духовные принципы, относящиеся к высочайшей реальности.

* Васудева - Господь Кришна как сын Васудевы, Шри Кришна в Матхуре и Двараке; первый образ Бхагавана в Его четвертичном распространении (чатур-вьюхе).

* Васудева - отец Шри Кришны.

* Ватсалья-раса (ватсалйа-раса) - одна из пяти первичных рас, отношение преданного к Кришне как к своему сыну.

* Ваю (Вайу) - ветер; божество, управляющее стихией воздуха.

* Ваяса (вайаса) - испытываемое преданным в его духовном теле на Голоке Вриндаване духовное ощущение возраста.

* Веда - буквально, “знание”;священное писание.

* Веды - изначальные священные писания, поведанные Самим Господом Кришной.

* Веда-вада-раты - те, кто дает собственные толкования Ведам, не понимая их истинной сути - преданности Всевышнему Господу.

* Веданги - буквально “части Вед”; шесть священных наук, дополняющих Веды:

1)шикша - фонетика;

2)чхандас - метрика;

3)вьякарана - грамматика;

4)нирукта - этимология;

5)джьотиша - астрология;

6)калпа - процедурный канон.

* Веданта (“Веданта-сутра”) - “венец Вед”; совершенные ведические философские заключения, представленные в Упанишадах, и в последовательной и сжатой форме изложенные великим мудрецом Шрилой Вьясадевой в “Веданта-сутре”.

* “Веданта-сутра” или “Брахма-сутры” - трактат Шрилы Вьясадевы, в котором в предельно сжатой форме (в виде сутр) изложена философия Вед.

* Ведантисты - изучающие веданту, или ее знатоки. Часто данным словом называют майявади, толкующих “Веданта-сутру” в духе философии монизма.

* Веды - четыре изначальных богооткровенных Писания: “Риг”-, “Яджур”-, “Сама”- и “Атхарва-веда”; в более широком смысле все священные писания ведической традиции.

* Ведическое общество - общество, живущее по законам Вед.

* Вена - демоничный сын царя Анги, отец Притху Махараджа.

* Венкатешвара - знаменитое Божество Господа Вишну, Которому поклоняются в южноиндийском городе Тирупати.

* Веша - духовное ощущение одеяния преданного в его вечном духовном теле на Голоке Вриндаване.

* Вибхава - то, что возбуждает чувство, причина или основание вкушения духовной расы.

* Вибхиннамша - отделенные распространения Господа (Парашурама, Будда, Притху и т.д.); джива-таттва.

* Вибхишана - благочестивый брат демона Раваны, преданный Господа Рамачандры.

* Вибху - Бхагаван, обладатель множества энергий и достояний.

* Вибхути - атрибуты Верховного Господа.1)высшая власть, величие; 2)распространение; 3)несметное богатство.

* Вивека-шунья-према - означает любовь тех, кто не имеет способности различать.

* Виграха - см. арча-виграха.

* Вигьяна (вигйана) - наука; осознанное знание; сверхглубокое божественное восприятие, пришедшее к человеку благодаря практике преданного служения, противоположно “гьяне”.

* Видура - великий преданный Господа Кришны, сын Вьясадевы и дядя Пандавов.

* Видхи - правила и предписания (см. ваидхи-бхакти).

* Видья (видйа) - сварупа-шакти, т.е. внутренняя духовная энергия Кришны.

* Видья (видйа) - знание.

* Викарма - запрещенные богооткровенными писаниями действия; греховная деятельность.

* Викшепа - склонность к беспокойству, например, переключение внимания на мирские разговоры во время джапы. Одно из препятствий на пути садхана-бхакти, преодолеваемое на ступени ништхи.

* Виласа-виграха - частичное распространение Господа Кришны, например, Господь Нараяна.

* Вимала-према - чистая любовь к Шри Кришне.

* Вина - семиструнная индийская лютня. Музыкальный инструмент, на котором играет Нарада-муни.

* Випра - ученый (брахман).

* Випраламбха - настроение любви в разлуке, испытываемое в мадхурья-расе, которое, с первого взгляда, болезненно и печально, а в действительности, исполнено блаженства.

* Випраламбха-сева - служение в настроении випраламбхи.

* Вират-рупа, или вират-пуруша - концепция, согласно которой вся материальная вселенная представляет собой тело Господа; вселенская форма Бога.

* Вираха - божественная разлука, сопровождающаяся: раздумьями, бессонницей, смятением, истощением, побледнением, бессвязной речью, потрясенностью, безумием, галлюцинациями и помертвением (обмороками, т.е. потерей сознания).

* Вирочана - асур, демон, сын Прахлады Махараджа и отец Бали Махараджа.

* Вирья (вирйа) - героизм.

* Вишая (вишайа) - субъект; объект; то, что можно воспринять чувствами; то, что может быть познано с помощью шастр.

* Вишая-виграха (премы) - Господь как объект премы; Господь как главенствующее Божество, Верховный Наслаждающийся, как Бог, Которому служат.

* Вишая-виграха-Бхагаван (вишайа-виграха-Бхагаван) - Господь, как высшая цель познания и преданного служения.

* Вишвакарма - зодчий богов.

* Вишвамбхара - имя Махапрабху до принятия санньясы.

* Вишвамитра - знаменитый мудрец древности.

* Вишва-рупа - вселенская форма Господа.

* Вишванатха Чакраварти Тхакур - один из ачарьев, духовных учителей Брахма-сампрадаи, живший в конце семнадцатого - начале восемнадцатого века, автор многих философских трудов, в которых своим особым образом глубоко раскрывает многие духовные предметы. Признается шастрическим распространением Шри Рупы-Санатаны.

* Вишеша - единственный в своем роде, бесподобный, особенный.

* Вишну (Вишну) - “Всепроникающий”; Верховный Господь: полное четырехрукое проявление Господа Кришны, пребывающее на Вайкунтхалоках, а также распространения Господа, которые отвечают за сотворение и поддержание материальных вселенных (пуруша-аватары). В материальной вселенной гуна-аватар Вишну управляет гуной благости.

* Вишнудуты - посланники Господа Вишну, которые приходят, чтобы в момент смерти забрать преданных, достигших совершенства, в мир Вайкунтхи.

* Вишнулока - духовное царство Господа Вишну; то же, что и Вайкунтха.

* Вишну-мурти - одно из двадцати четырех основных распространений Господа Нараяны на Вайкунтхе.

* Вишнуприя Деви (Вишнуприйа-деви) - вторая супруга Шри Чайтаньи Махапрабху до принятия Им санньясы.

* “Вишну-пурана” - одна из восемнадцати основных Пуран, предназначенных для людей, находящихся под влиянием саттва-гуны. См. также Нараяна.

*Вишну-таттва - категория Бога: этот термин приложим только к непосредственным распространениям Верховного Господа. Полное проявление Бхагавана.

* Вишрамбха - любовная близость к Господу, лишенная чувства страха и благоговения.

* Вишуддха-саттва - состояние чистой благости вне влияния материальной природы. Шрила Шридхар Махарадж дает следующее определение: Самооткровенная сила чит-шакти, посредством которой Господь и Его окружение являют Себя преданному. Вследствие того, что она не соприкасается с внешней (материальной) силой, она известна как вишуддха-саттва”.

* Враджа - см. Вриндаван

* Враджа-баси-гьяна - чистые преданные, обитающие в святой Дхаме и совершающие любовное служение Божественной Чите Шри Шри Радхе-Говинде.

* Враджабхуми - земля Враджи, где пять тысяч лет назад Кришна являл Свои лилы.

* Враджа-парикары - вечные спутники Шри Кришны во Врадже.

* Враджа-раса - вечные духовные взаимоотношения обитателей Вриндаваны.

* Враджа-садхана - бхаджана в настроении обитателей Вриндаваны.

* Враджендра-нандана - Кришна, сын царя Враджи Нанды Махараджа.

* Врата - обет.

* Вриндавана - буквально, “лес (вана) из деревьев Туласи (Вринда)” - место, где проходили духовные деревенские игры Кришны, когда 5000 лет назад он был на этой планете.

* Вриндаван, Враджа - вечная обитель Господа Кришны, где Он в полной мере проявляет Свою всепривлекательность. Наивысшая обитель в духовном мире, превосходящая планеты Вайкунтхи. В материальном мире Вриндаван проявлен как Гокула в округе Матхура в Сев.Индии(Уттар-Прадеш), где пять тысяч лет назад Кришна явил Свои детские игры.

* Вриндаван дас Тхакур - величайший преданный Шри Чайтаньи Махапрабху, автор “Шри Чайтанья Бхагаваты”, одной из наиболее полных, знаменитых и авторитетных биографий Господа Гауранги. Считается Вьясадевой Чайтанья-лилы.

* Вринда Деви - см. Туласи.

* Вьябхичари (вйабхичари) - тридцать три чувства духовных переживаний, рождающихся из океана нектара стхайи-бхавы, проявленные гопи и Самим Кришной в Их играх.

* Вьявадхан (вйавадхан) - преграда, перерыв, препятствие в процессе повторения Кришна-Нама, не позволяющее Ему стать нирантар, непрерывным; причина всех апарадх: 1)аньябхилаш; 2)карма - расчет заработать чувственное счастье религиозностью; 3)джнана - стремление к полному слиянию с Брахманом; 4) деха - удовлетворение плоти; 5)дравина - попытки заработать деньги нечестным путем; 6)джната - асат-санга; 7)лобха - языкоблудие; 8)пашандата - отношение к Шри Мурти как к камню, дереву и т.п., к Шри Гуру как к простому смертному и т.д.

* Вьявадхана (вйавадхана) - нарушенная намабхаса, поскольку в ней содержится Святое Имя Господа, разделенное двумя другими слогами, например: ха-тхи-ка-ри.

* Вьясадева (Вйасадева) - литературное воплощение Господа Кришны, великий мудрец, в нaчале Кали-юги записавший Веды, и составивший большинство Пуран, “Веданта-сутру” и “Махабхарату”.

* Вьяса-пуджа (вйаса-пуджа) - праздник Дня явления Шри Гуру, на котором ему поклоняются как представителю Вьясадевы.

* Вьясасана (вйасасана) - особое сиденье, предназначенное для Шри Гуру.


 

 # Г #
 


 

* Гададхара Пандит - воплощение ШриматиРадхарани, Один из Вечных Спутников Шри Чайтаньи Махапрабху.

* Гаудия-вайшнавы (гаудийа-ваишнавы) - последователи Шри Чайтаньи Махапрабху.

* Гаудия-вайшнава-сампрадая (гаудийа-ваишнава-сампрадайа) - божественная преемственность последователей Господа Шри Чайтаньи Махапрабху.

* Гаудия-вайшнава-дхара (гаудийа-ваишнава-дхара) - обычаи и традиции Гаудийа-вайшнавов.

* Гаудия Матх (Шри Гаудийа Матх) - основан в 1918 году Ом Вишнупадом Шри Шрилой Бхакти Сиддхантой Сарасвати Прабхупадой во исполнение божественной воли Шри Чайтаньи Махапрабху для проповеди Его учения по всему миру.

* Гауна - непрямой, неглавный, низший.

* Гауна-бхакти - преданное служение с примесью кармы, гьяны или йоги.

* Гауракишора Дас Бабаджи - великий вайшнавский святой, Гурудев Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Прабхупады.

* Гауранга - другое Имя Господа Чайтаньи; “гаура” - золото; “анга” означает прекрасный Образ Господа - золотой Господь.

* Гаура Пурнима - День Явления Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, вайшнавский Новый Год.

* Гаура-нагари - одно из тринадцати ложных учений, последователи которого объявляют себя последователями Господа Чайтаньи, но в действительности привязаны к материальным действиям; из-за неискренности это становится лишь препятствием на пути к чистой преданности; их самбхога - не что иное, как самовозвеличивание и служение себе.

* Гандхарвы - боги, певцы и музыканты на райских планетах.

* Гандхари - целомудренная жена царя Дхритараштры, мать ста его сыновей.

* Ганеша - Господь в образе слона.

* Гарбхадхана-самскара - Ведический очистительный обряд, совершаемый родителями перед зачатием ребенка.

* Гарбходака (океан) - океан пота, изошедшего из второй пуруша-аватары Кришны, Гарбходакашайи Вишну. Заполняет нижнюю половину вселенной.

* Гарбходакашайи Вишну - вторая пуруша-аватара, возлежащая на водах океана Гарбходака и порождающая Брахму.

* Гаруда - гигантский орел, один из сыновей Кашьяпы Муни. На его плечах путешествует Господь Вишну.

* Гаятри - мантра (гайатри) - сокровенная мантра, воспеваемая брахманами; во время произношения этой мантры преданного нельзя прерывать.

* Гии - очищенное масло, используемое для приготовления пищи и для ламп.

* Гиридхари - Имя Кришны, означающее “поднявший холм Говардхану”.

* Гирираджа - Имя Кришны, означающее “царь холма Говардханы”; - имя Самого холма Говардханы.

* Говардхана - 1) великий преданный Кришны - холм, на котором Господь Кришна совершает множество игр; 2)Сам Бхагаван.

* Говардхана-шила - самопроявленное Божество в образе камня с холма Говардханы, Которому поклоняются как неотличному от Шри Кришны.

* Говинда - одно из имен Верховного Господа Кришны, “Тот, кто приносит наслаждение земле, коровам и чувствам”.

* Гокула Вриндавана - Голока Вриндавана, проявленная в материальном мире.

* Голока Вриндавана - см. Вриндавана.

* Гопала Бхатта Госвами (1503-1578) - один из шести Госвами Вриндавана. Составил книгу, которая называется “Саткрия-сара-дипика”, которая является классическим произведением о принципах учения Гаудия-вайшнавов. Кроме того, он отредактировал книгу Санатаны Госвами “Хари-бхакти-вилас”. Установил во Вриндаване Божество Радха-Рамана.

* Гопи (девушки-пастушки) - подруги Кришны во Вриндаване и Его самые близкие и преданные слуги.

* Гопи-чандана - священная глина из Вриндавана. Используется преданными для нанесения на тело благоприятных знаков- тилаков, означающих храмы Господа.

* Госвами - тот, кто владеет своим умом и чувствами: титул санньяси.

* Госвами Вриндавана - см. шесть Госвами Вриндавана.

* Гоура-прия-джана (гоура-прийа-джана) - тот, кто очень дорог Господу Гауранге.

* Грамия-катха (грамийа-катха) - разговоры на мирские темы.

* Грантхи - четыре круга повторения на четках Шри Нама.

* Грихастха - семейная жизнь, которая строится в соответствии с правилами и предписаниями Вед; вторая ступень духовного совершенствования в Ведическом обществе. Семейный преданный (мужчины носят белое).

* Грихастха-дхарма - обязанности семейного человека; семейная жизнь.

* Гуна-аватары - три аватары Кришны, ведающие тремя, гунами, качествами, материальной природы; гуной благости ведает Господь Вишну; гуной страсти - Господь Брахма; гуной невежества - Господь Шива.

* Гуна - в буквальном переводе с санскрита означает “веревка”. Саттва-гуна (качество благости), раджа-гуна (качество страсти) и тама-гуна (качество невежества). Термин философии санкхйи, под которым понимают различные виды влияния, оказываемого иллюзорной материальной энергией на живые существа. В зависимости от того, какая гуна преобладает в человеке, определяется его образ жизни, мышления и деятельности.

* Гунджа-мала - гирлянда из диких цветов Вриндавана.

* Гуру (Гурудев)- духовный учитель.

* Гуру-дакшина - богатство, дары, предлагаемые учениками Шриле Гурудеву.

* “Гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-бидж” - наставление, данное Шри Чайтаньей Махапрабху Шриле Рупе Госвами: “милостью Гуру и Кришны мы получим семя лианы преданного служения”.

* Гуру-падашрая (гуру-падашрайа) - самопредание лотосным стопам Шри Гуру.

* Гурукула - буквально: “дом Гуру”; школа в сознании Кришны.

* Гуру-кула - традиционный семейный Гуру.

* Гуру - сварупа-таттва - изначальный вечный и всеобщий принцип Гуру, т.е. энергии знания, олицетворением которой считается истинный духовный учитель.

* Гьяна (гйана) - знание, в первую очередь, духовное знание.

* Гьяни (гйани) - человек, идущий путем гьяна-йоги.

* Гьяна-йога -(гйана-йога) - путь познания Абсолютной Истины с помощью размышлений и изучения философии.

* Гхат - см. кунда.


 

 # Д #
 


 

* Дайнья (даинйа) - смирение, первое из четырех качеств, необходимых для жизни в Киртане (тринад апи суничена). Чувство своей малости… своей зависимости… своего ничтожества… своей ничтожности…

* Дакшана-бхави - настроение “консервативных” Гопи (“правого крыла”), заключающееся в полном подчинении воле Кришны; пример - Чандравали.

* Дамах - контроль материальных чувств.

* Данда - посох, который носят санньяси.

* Данда - наказание.

* Дандават - полный поклон, при котором вытягиваются на земле ничком, подобно палке(данде).

* Даршан (даршана) - буквально, “созерцание”; встреча, прием; получение благословений от Божеств, духовного учителя или возвышенной личности в Их присутствии.

* Дас - слуга, раб.

* Дасья (дасйа) - одна из пяти первичных рас; отношение преданного к Кришне как к своему господину.

* Двадаши - двенадцатый день от полнолуния или новолуния. Следующий день после экадаши. В этот день Господь Кришна Сам поклоняется Вринда Деви.

* Двапара-юга (двапара-йуга) - третья юга в цикле из четырех юг, длящаяся в течение 2 400 лет богов, или 864 000 солнечных лет.

* Дварака - столица Господа Кришны на западном побережье Индии, где Он проводил Свои игры в качестве великого царя, являя Свое великолепие, и наслаждался богатствами, равными сокровищам Вайкунтхи.

* Дваракадиша - имя Шри Кришны в Двараке.

* Двиджа-брахман - дважды рожденный (инициированный) брахман, получивший первое рождение от мирских отца и матери, а второе - от Гуру -духовного отца, и Вед-духовной матери.

* Двиджа-бандху - тот, кто родился в семье брахмана, но не обладает качествами брахмана.

* Двеша - ненависть; неприятие страданий и их причин.

* Деваки - мать Господа Кришны в Матхуре.

* Деваки-нандана - имя Шри Кришны, означающее “Сын Деваки”.

* Деваты, боги - жители райских планет, от имени Бхагавана управляющие вселенной.

* Дева-шрештха - имя Шри Кришны, означающее “Лучший из деват”.

* Деви-даси - женщины, танцующие и поющие в храмах, чтобы доставить наслаждение Божеству.

* Деви-дхама - материальный мир как обитель Дурги-деви.

* Джадья (джадйа) - праздность, аппатия, нежелание задействовать свое сознание.

* Джаганнатхдев - Господь Вселенной, проявление Господа Кришны.

* Джаганнатх Пури - святой город (дхам) в Ориссе (Индия), где Господу Кришне поклоняются в образе Шри Джаганнатха.

* Джанмаштами - День Явления Господа Кришны.

* Джапа - мантра-медитация, спокойное воспевание Святых Имен. Шрила Рупа Госвами перечисляет три вида джапы: манасика (воспевание в уме), вачика (вслух) и упамшу (шепотом).

* Джапа-мала (четки) - Божество в виде нити со 108 бусинами из Туласи, олицетворяющих 108 главных Гопи во главе с бусиной-Божеством Шри Шри Радхи-Кришны. Этим Божествам поклоняются во время воспевания Хари Намы. Обычно их скрывают от посторонних глаз в мешочках формы лотоса. Гаудия-вайшнавы прячут так же мешочек.

* Джая (джайа) - “Слава!” ” Победа!”

* Джива - индивидуальная душа, количественно и качественно отличающаяся от Господа, часть татастха-шакти, пограничной энергии Шри Бхагавана. Истинная природа дживы - сат-чит-ананда, а предназначение - преданное служение Шри Кришне.

* Джива Госвами (1513-1598) - один из шести Госвами Вриндавана, непосредственных учеников, преемников и Вечных Спутников Господа Чайтаньи. Автор многих философских произведений и комментариев на труды великих вайшнавов, в том числе комментариев на “Шримад Бхагаватам” (“Крама-сандарбха”).Самым главным трудом Шрилы Дживы Госвами считается “Шат-сандарбха” (“Шесть сандарбх”), являющееся самым значительным философским трудом во всей истории Гаудия-вайшнавизма.

* Джива-таттва - знание о природе и положении души.

* Джива-шакти - жизненная сила.

* Джигьяса (джигйаса) - вопрошание; стремление к знанию.

* Джйоти - сияние.

* Джнана (гьяна) - знание; знание Брахмана.

* Джнана-йога - попытка обрести связь с Абсолютной Истиной с помощью размышлений и изучения философии.

* Джнани - человек, идущий путем джнана-йоги.

* Джнана-шунья бхакти (джнана-шунйа-бхакти) - лишенная расчета преданность Господу, или влечение к Нему и служению Ему благодаря естественной склонности и вкусу.

* Джьяна (джйана) - углубление знаний.

* Джьяна-канда (джйана-канда) - часть Вед, излагающая науку о Брахмане, духе.

* Дивья (дивйа) - божественный.

* Дикша - брахманская инициация (духовное посвящение) истинным духовным учителем -Шри Гуру.

* Дикша-гуру - инициирующий духовный учитель, который связывает ученика с парампарой, т.е. ученической преемственностью, идущей от Самого Господа Кришны.

* Дикша-мантры - мантры гаятри.

* Дурачара - неблаговидный, дурной поступок.

* Дурваса-муни - йог-мистик. Частичное воплощение Господа Шивы.

* Дурга - олицетворенная материальная энергия. Жена Господа Шивы.

* Дурьйодхана - старший сын Дхритараштры, главный соперник Пандавов.

* Дхама - святая обитель Верховного Господа.

* Дхама-васи - обитатели дхамы.

* Дхарана - постоянное памятование, достигаемое практикой смараны. Полное отвлечение ума от внешнего мира и погружение его в лилы Господа.

* Дхарма - внутренняя присущая живому существу природа. Внутренняя природа чего бы то ни было. Религия, свод религиозных законов, определяющих обязанности человека в соответствии с его положением к Богу; обязанности человека в соответствии с его положением в системе варнашрама-дхарма.

* Дхарма - мирская религиозность: долг, обязанности человека.

* Дхармадхваджи - тот, внешне имитирует преданных, рядясь в их одежды ради материальных целей.

* Дханур-веда (“Веда лука”) - одна из вспомогательных Вед, в которой излагаются принципы воинского искусства.

* Дхира - тот, кого не выводит из равновесия материальная иллюзия.

* Дхоти - мужская одежда в ведической цивилизации -длинный кусок ткани, определенным образом складываемый, и обертывающий нижнюю часть тела.

* Дхрита-врата - обет не стремиться ни к чему, кроме бхакти.

* Дхритараштра - дядя Пандавов, один из царей династии Куру, чья попытка узурпировать царство в пользу своих сыновей привела к войне на Курукшетре.

* Дхрува Махараджа - великий преданный, сын Махараджи Упанапады, история его жизни изложена в Четвертой песни “Шримад Бхагаватам”.

* Дхрува-анусмрити - стадия, на которой дхьяна не прерывается и приносит огромное блаженство.

* Дхьяна (дхйана) - утверждение ума на мыслях о Господе и Его окружении. Устойчивая медитация, в которую развивается дхарана, когда преданный-расика в бхава-садхане медитирует на каждую из мельчайших подробностей игр Господа, связанных с Его расой.

* Дхьяна-йога (дхйана-йога) - медитационная йога.

* Дхулана-ятра - Пышный праздник, который продолжается пять дней. В это время Радха и Кришна качаются на цветочных качелях.

* Дэва - бог, или божественный человек.


 

 # И #
 


 

* Имперсоналисты - те, кто считают Господа безличным и лишенным образа. См. также маявади.

* Индра - главный из управляющих вселенной богов, царь райских планет.

* Инициация - обряд принятия духовного учителя.

* ИСККОН (ISKCON) - Международное Общество Сознания Кришны. Основано Шрилой А.Ч.Бхактиведанта Свами Махараджем.

* Итарануракти - “привязанность к другим вещам”, т.е. к материальному миру.

* Ишавасья (ишвасйа) - концепция богоцентрического общества.

* Иша-таттва - знание о Верховном Господе.

* Ишопанишад - одна из 108 Упанишад, входящая в состав “Яджур-веды”.

* Ишта-гхошти - “ишта” - желанное общество, “гоштхи” -союз”; беседа о Всевышнем Господе, проводимая в обществе преданных.

* Йог (йоги) - человек, практикующий йогу.

* Йога - 1. связь, воссоединение; 2. путь, способ, метод; 3.путь восстановления связи с Бхагаваном.

* Йога-майа - внутренняя энергия Господа, царящая в духовном мире.

* Йога-нидра - мистический сон Господа Вишну.

* Йога-бхрашта - человек, сошедший с пути самоосознания.

* Иша-таттва - знание о Всевышнем Господе.

* Ишвара Пури - великий вайшнавский святой, ученик Шрилы Мадхавендры Пури. Сам Господь Шри Кришна Чайтанья принял его как Своего Шрилу Гурудева.


 

 # К #
 


 

* Кадамба - крупное дерево, распространенное во Вриндаване, цветущее очень ароматными цветами

* Кайвалья (каивалйа) - освобождение, которое обретает душа, слившись с безличным духовным сиянием, исходящим от Господа.

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: