This file was created 132 страница

* Кави - поэт.

* Кала - вечное время, одна из энергий Господа.

* Кали - богиня, олицетворяющая Кали-югу. См. Дурга.

* Кали-чела - последователь, приспешник Кали.

* Кали-юга - век ссор, вражды и лицемерия, в который мы сейчас живем, последний в цикле четырех юг, периодически сменяющих друг друга. Кали-юга длится 1 200 лет богов, или 432 000 солнечных лет, и началась она около пяти тысяч лет назад.

* Калпа - день Брахмы, составляющий 4 320 000 000 лет, или тысячу циклов из четырех юг.

* Калпатару - Древо желаний.

* Кама - первая, и самая низшая, из четырех целей человеческой жизни, урегулированное социальными законами Вед) услаждение чувств. Стремление к материальному наслаждению. Половое желание, вожделение.

* Кама-дхену - священная корова, которая может исполнить любое желание.

* Кама-рупа - одна из двух разновидностей раги, украшающей преданное служение.

* Камандалу - сосуд для воды, который носят санньяси; символ Господа Брахмы.

* Камса - демонический царь из рода Бходжей, дядя Кришны по материнской линии.

* Канда - раздел, глава.

* Каништха-адхикари - человек в начальной стадии духовного совершенствования.

* Кантхималы - бусы из Туласи, которые носят преданные на шее.

* Капатья (капатйа) - порочность, лицемерие.

* Капила - аватара Кришны, явившийся как сын Девахути Деви. Поведал философию санкхью.

* Карана - причина.

* Карана-джала - Причинный океан, разделяющий духовный и материальный мир.

* Каранодакашайи Вишну - Маха-Вишну, первая пуруша-аватара: возлежит на водах Причинного океана и Своим дыханием порождает все вселенные.

* Караталы - бронзовые тарелочки, используемые в киртане.

* Карма - материальная деятельность ради наслаждения ее плодами, а так же последствия этой деятельности. Закон материальных причин и следствий.

* Карма-бандхана - деятельность, привязывающая человека к материальному миру.

* Карма-йога - материальная деятельность в преданном служении; деятельность, совершаемая в соответствии с правилами и предписаниями Вед.

* Карма-канда - первый из трех разделов Вед, описывающий внешние церемонии и жертвоприношения, приводящие к благочестию и попаданию на райские планеты.

* Карма-мишра-бхакти - бхакти, смешанная с кармой (корыстной деятельностью).

* Карма-васана - желание результатов корыстной деятельности (кармы).

* Карматмака - человек, одержимый страстью к корысти.

* Карми - тот, кто занимается кармой (то есть действует ради наслаждения плодами своего труда); материалист.

* Кармика-врата - обет совершать определенный вид преданного служения.

* Карпаньям (карпанйам) - смирение перед Богом.

* Картавья-буддхи (картавйа-буддхи) - поклонение Шри Бхагавану из чувства долга. См. Поклонение.

* Кауди - маленькая раковина, использовавшаяся в качестве денег в Бенгалии и Ориссе во времена Махапрабху.

* Каунтея (Каунтейа) - одно из имен Арджуны, которое означает “сын Кунти”.

* Кашая (кашайа) - греховные привычки: впадать в гнев, зависть и жадность.

* Кашьяпа - один из Праджапати, первородных сыновей Брахмы. Прародитель богов и демонов.

* Кеши-судана - одно из имен Кришны, означающее “Кришна, убивший демона Кеши”.

* Киртан (киртана) - одна из девяти форм преданного служения, воспевание святых имен и прославление Верховного Господа. Громкое воспевание святых имен Господа, сопровождаемое танцем.

* Кирти - слава, известность.

* Кишора - возраст с 11 до 15 лет в ведической традиции.

* Клешагхни - свобода от всех видов материальных страданий и греховной деятельности.

* Крипа - милость, сострадание.

* Крипана-дурджана - жадный, порочный человек.

* Кришна (Всепривлекающий) - Верховный Господь, Бхагаван, Прекрасная Реальность.

* Кришнадас Кавираджа Госвами - автор “Чайтанья-чаритамрты”, современник шести Госвами Вриндавана.

* Кришна-катха (Хари-катха) - рассказы о Кришне, Его лилах и о Его преданных..

* Кришналока - см. Голока Вриндавана.

* Кришна-према - чистая любовь к Кришне.

* Кришна-таттва - безусловное знание, изложенное в шастрах, об уникальном положении Кришны, Его качествах, Играх и т.п..

* Кришна Чайтанья - см. Чайтанья Махапрабху.

* Крия (крийа) - деятельность, активность.

* Кродха - гнев.

* Кубера - бог богатства; управляющее божество севера.

* Кумары -четыре сына Брахмы в образе пятилетних мальчиков. Олицетворение знания о Господе.

* Курта - рубашка, которую носят преданные-мужчины.

* Курукшетра - название долины, где произошло знаменитое сражение между Кауравами и Пандавами. На поле этой битвы Кришной была поведана “Бхагавад-гита”.

* Кулачала - место, где царит мир и покой.

* Куша - священная трава, используемая для проведения Ведических обрядов и жертвоприношений.

* Кеши - демон-оборотень, который, приняв образ дикой лошади, напал на жителей Вриндавана. Убит Господом Кришной.

* Кунда - место омовения (то же: гхат); озеро.

* Кшатрий - сословие воинов и правителей ведического общества (варнашрама-дхарма), защищавший его от опасностей. Второй уклад ведического общества.

* Кшетра - поле; сфера деятельности души и Сверхдуши (Параматмы)

* Кширодакашайи Вишну - третья пуруша-аватара Вишну, Возлежащая в молочном океане, и Входящая в сердце каждого живого существа как Параматма.


 

 # Л #
 


 

* Лакшми - богиня процветания, вечная супруга Господа в образе Нараяны. Деньги, используемые в севе.

* Лакх - сто тысяч.

* Лаласа - жажда.

* Лая (лайа) - сон. Тяга ко сну во время джапы, киртана и т.п.

* Лилы (в ед.числе - лила) - божественные игры Верховного Господа или Его чистых преданных. Cвободное течение вечной жизни Господа и Его Слуг.

* Лила-аватары - бесчисленные воплощения Верховного Господа, в Которых Он приходит в материальный мир, чтобы явить Свои духовные игры

(Нарасимхадев, Курмадев и т.д.).

* Лила-сакха - друг Кришны в Его божественных играх.

* Лила-смарана - памятование об играх Кришны. Как правило, это - игры, способствующие медитации на Святое Имя. Медитация на ашта-калья-лилы.

* Лобха - интенсивное стремление (жажда) следовать по стопам вечного спутника Всевышнего Господа, постоянного обитателя Враджадхамы, всецело погруженного в настроение рагатмика-бхакти.

* Локханатх Дас Госвами - один из самых близких спутников Махапрабху, великий вайшнавский святой. Шрила Гурудев Нароттама Даса Тхакура.


 

 # М #
 


 

* Мадана-мохана - одно из имен Господа Кришны - “Тот, Кто очаровывает даже Купидона”.

* Мадана-мохана-мохини - имя Шримати Радхарани, означающее “Та, Которая пленила очарование Купидона”.

* Мадхавендра Пури - великий вайшнавский святой, живший в 15 веке. Один из первых Вечных Спутников Махапрабху, явившихся до Его прихода. Среди его учеников были Адвайта Ачарья и Ишвара Пури. До Шрилы Мадхавендры Пури в Брахма-мадхава-сампрадае не было служения Шри Кришне в мадхурья-расе, а поклонялись только Шри Кришне.

* Мадхва (1239-1319) - один из ачарьев Брахма-мадхва-гаудия-сампрадайи, получивший знания непосредственно от Шрилы Вьясадевы.

* Мадхукари - сбор милостыни, при котором человек ради пропитания ходит из одного места в другое, напоминая тем самым пчелу.

* Мадхури - нектар необычайной сладости Кришны.

* Мадхурья-раса (мадхурйа-раса) - величайшее из всех взаимоотношений с Господом, божественное супружество.

* Мадхусудан - имя Кришны, означающее “Кришна, убивший демона Мадху”.

* Мадхьяма-адхикари (мадхйама-адхикари) - преданный на промежуточной стадии духовного развития.

* Майя (ма - “не”, йа - “иллюзия”) - материальная энергия Кришны, которая погружает живое существо в забвение о Нем.

* Майявади (майавади) - тот, кто считает, что Имя и образ Господа относятся к майе, т.е. являются продуктам материальной энергии. Майявади хочет раствориться в безличном Брахмане (Саюджья-мукти), совершив тем самым духовное самоубийство. Они полагают, что Абсолют, в конечном счете, не имеет формы, а живое существо равно Богу.

* Майя-шакти (майа-шакти) - материальная природа, внешнее отражение пара-шакти- внутренней духовной энергии Господа. Майя-шакти, по указанию Господа, произвела этот материальный мир, деви-дхаму.

* Мана - выражение любовного негодования между преданными. Всевышний Господь, желая вкусить этот особый обмен чувствами, наслаждается настроением примирения, которое следует за негодованием.

* Манана - медитация на Шри Кришну.

* Манаси-сева - служение, совершаемое в уме.

* “Мана-шикша” - санскритское сочинение Рагхунатхи даса Госвами, в котором он обращается с проповедью к своему уму.

* Мана-шуньята (мана-шунйата) - отсутствие стремления к славе и почестям. Один из признаков рати.

* Манджари - юные спутницы сакхи, т.е. подружек Радхарани, возглавляемые Рупой Манджари (в аударья-лиле - Шрила Рупа Госвами).

* Мангала - благоприятный.

* Мангала-арати - первое, и самое благоприятное арати в течение дня. Ежедневная служба в храме, которую проводят до восхода солнца.

* Манвантара - период правления одного Ману, длится около семидесяти двух циклов из четырех юг.

* Ману - прародитель человечества, сын Брахмы. За один день Брахмы сменяется четырнадцать Ману.

* “Ману-самхита”- свод законов, по которым должны строить свою жизнь цивилизованные люди; священное писание, составленное Ману, родоначальником человечества.

* Мантра - чистая звуковая вибрация, сокровенная молитва.

* Маричи - один из семи великих мудрецов, первородных сыновей Брахмы.

* Марьяда-вада (марйада-вада) - садхака-бхакти, вдохновляемая указаниями Вед; поклонение при этом проводится в роскоши, в настроении благоговейного трепета; иногда именуется “путем благоговения”.

* Марьяда-пурушоттама (марйада-пурушоттама) - имя Господа Рамачандры, Который строго следовал наставлениям Вед.

* Марката-ваираги - тот, кто проявляет “отрешенность обезьян”; он внешне изображает отрешенного, но, в действительности, ищет чувственные объекты.

* Матра - объекты, воспринимаемые чувствами.

* Матхура - обитель Господа Кришны, окружающая Вриндаван. В Матхуре Он родился и вернулся туда, закончив Свои детские игры во Вриндаване.

* Матхура-васа - один из пяти основных видов садхана-бхакти, указанных Махапрабху: проживание в святых местах, например, в Матхуре.

* Матхура-мандала бхуми - Джаганнатх Пури.

* Маушала-лила - заключительные игры Господа Кришны в материальном мире, связанные с Его уходом и уничтожением рода Яду.

* Маха - большой, великий.

* Махабхава - высшее выражение экстатической любви к Кришне, возможное лишь у Шримати Радхарани. Возникает, когда анурага переполняется неодолимым и неоценимым великолепием любви, достигая плато безумия. В то время, когда возлюбленные находятся вместе, даже мигание, скрывающее любимого на мгновение, становится невыносимым, секунды при этом кажутся годом; когда возлюбленные в разлуке, она кажется длящейся вечно. И при встрече, и в разлуке полностью проявляются симптомы саттвика-бхавы и санчхари-бхавы.

* Махабхава Сварупини - Шримати Радхарани - источник и владелица махабхавы.

* Маха-бхагавата - самый возвышенный преданный Кришны, видящий все в связи с Кришной; уттама-адхикари.

* “Махабхарата” - эпическое произведение, написанное Шрилой Вьясадевой. 100000 строф “Махабхараты” описывают историю вражды между Пандавами и Кауравами, которая завершилась битвой на Курукшетре. В состав “Махабхараты” входит “Бхагавад-гита”.

* Маха-бхута - пять основных физических элементов, из которых состоит материальный мир: земля, вода, огонь, воздух и эфир.

* Маха-Вишну - см. Каранодакашайи Вишну.

* Маха-давагни - этот мир повторяющихся рождений и смертей. Большой пожар, который нельзя загасить ничем, кроме совместного воспевания Святого Имени Кришны.

* Махаджана - один из двенадцати великих авторитетов религии во вселенной. Великий преданный.В “Шримад Бхагаватам” перечисляются их имена: Господь Брахма, Нарада-муни, Господь Шива, четыре Кумара, Господь Капила, Сваямбхува Ману, Прахлада Махарадж, Джанака Махарадж, Бхишма, Бали Махарадж, Шукадева Госвами и Ямарадж (см.:”Шримад Бхагаватам”, 6.3.20).

* Маха-майя - иллюзорная, внешняя энергия Господа, действующая в материальном мире.

* Маха-мантра - великая песнь освобождения: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Дхарма для Кали-юги, которую дал Шри Чайтанья Махапрабху.

* Маха-прасад - духовная субстанция в виде пищи, предметов, непосредственно поднесенных Господу в Его форме Божества, а затем - Его чистому преданному.

* Маха-махапрасад - прасад, который вкушал Шри Гуру.

* Махапрабху - см. Чайтанья Махапрабху.

* Махапуруша - “великая личность”; святой.

* Махариши - великий мудрец.

* Махатма - “великая душа”, возвышенный Преданный Господа Кришны.

* Махат-таттва - изначальная, недифференцированная форма совокупной материальной энергии, из которой появляется материальный мир.

* Махешвара - Верховный Контролирующий; иногда так называют Шамбху, Шиву, иногда - Бхагавана Шри Кришну.

* Маяапахрта-джнани - те, кто верит, что они сами являются Богом.

* Маяпур (Майапур) - место рождения и вечная обитель Господа Шри Чайтаньи Махапрабху.

* Международное Общество Сознания Кришны (МОСК, ИСККОН, ISKCON) -. Основано Шрилой А.Ч.Бхактиведанта Свами Махараджем.

* Милана - встреча.

* Млеччха - мясоед, не знающий ведических правил поведения и чистоты.

* Мокша - освобождение от материального рабства.

* Мокша-камана (мокша-каманах) - желание мокши.

* Моха (мохах) - иллюзия; игра воображения.

* Мритьюлока (мритйулока) - обитель смерти, материальный мир.

* Мриданга - двусторонний барабан с глиняным корпусом, используемый в киртане.

* Мудха - глупец, человек, подобный ослу. Неразумный человек, который по своему развитию стоит ниже животных и осмеивает Бога

* Мукта - обретший мукти, освобождение.

* Мукти - освобождение из круговорота рождений и смерти.

* Мукунда - Верховный Господь, дарующий мукти - освобождение.

* Мукунда-прештха - Гуру, который очень дорог Господу Мукунде, Всевышнему, дающему освобождение от мук материального рабства.

* Муни - мудрец.

* Мурари Гупта - Шри Хануман, великий преданный Господа Рамачандры, явившийся, когда Шри Кришна низошел на Землю в образе Шри Чайтаньи Махапрабху.

* Мурти - Господь, милостиво явивший Свой образ в камне, дереве, металле, живописи или в уме. Этот образ полностью духовен, но Его способен видеть любой - в этом и заключается Милость Шри Мурти.


 

 # Н #
 


 

* Навадвипа-дхама - святая обитель, где Шри Чайтанья Махапрабху являл Свои лилы. На этой Земле проявлена в Западной Бенгалии (Индия).

* Навадха-бхакти - девять процессов преданного служения (шраванам, киртанам…).

* Нава-кишора - юноша.

* Нагар-санкиртана (Харинама-санкиртана) - громкое, прилюдное совместное воспевание Святого Имени. Так проповедовал Господь Шри Чайтанья Махапрабху. Благодаря санкиртане, милость Святого Имени получают все живые существа, которые лишены возможности духовно совершенствоваться (например, животные), или вовсе не желают этого делать.

* Наиштхика-брахмачари - человек, который никогда в жизни не нарушал обет брахмачарьи.

* Наишкарма - см. Акарма.

* Наймишаранья - священный лес в Центральной Индии.

* Найрантарья (найрантарйа) - неуклонная твердость в преданном служении.

* Накта-лила - составляющая ашта-калия-лилы, проходящая с полуночи до конца ночи.

* Нам (Нама) - чистое Святое Имя Господа. Шри Нам неотличен от Самого Бхагавана. Составляет имена, облики, качества, спутников и игры Бога.

* Намабхаса - тень святого Имени. Повторение Святого Имени Господа с оскорблениями.

* Нама-Гуру - Гуру, дающий ученику Шри Нам..

* Нама-даса - духовное ощущение Имени преданного в его вечной духовной форме на Голоке Вриндаване.

* Намаскара - предлагать свое почтение.

* Намапарадха - оскорбление Святого Имени Господа. Существует 10 намапарадх.

* Намараса - высшая духовная наука о расах Святого Имени.

* Намачарья (намачарйа) - Шрила Харидас Тхакур, главный духовный авторитет в знании о Святом имени. Тот, кто своим примерам учит чистому воспеванию Святого Имени. Воплощение Брахмаджи и Прахлады Махараджа.

* Намах - “на” означает “нет”, “ма” - “меня”. Намах - отказаться, оставить свое ложное эго (аханкару).

* Нанда Махарадж - отец Шри Кришны.

* Нарадхама - низший из людей.

* Нара-лила - божественные игры Шри Кришны в человекоподобном облике. Высшие из всех Его лил.

* Нарада Муни (Нарад) - великий преданный, один из первых сыновей Брахмы. История его жизни описана в Первой песни “Шримад Бхагаватам”.

* Нарасимха (Нрисимхадева) - воплощение Всевышнего Господа Вишну в образе получеловека-полульва, Явившегося, чтобы спасти Своего преданного Прахладу и убить демона Хираньякашипу.

* Нараяна - Кришна в Своей четырех рукой форме на планетах Вайкунтхи, распространение Господа Кришны, Господь Вайкунтхи.

* Нароттама дас Тхакур - ачарья в цепи ученической преемственности, идущей от Господа Чайтаньи Махапрабху. Автор многочисленных песен на бенгали, прославляющих Господа Кришну.

* Нивритти-марг - путь к освобождению из материального рабства или отказ от чувственных наслаждений.

* Нимай - имя Шри Чайтаньи Махапрабху, которое Он получил в честь Своего Явления под деревом нимба.

* Ниямакшама (нийамакшама) - неспособность следовать принятым обетам.

* Нилачала - другое название Джаганнатха Пури, где Господь Чайтанья являл Свои игры на этой планете последние двадцать четыре года.

* Ниракара - лишенный формы.

* Нирантарам - неотличный, качественно подобный.

* Нирапекша-садхака - преданный в отречении. Отрешенный и целомудренный.

* Нирбандха - минимум количество кругов джапы, необходимых чистому преданному. Садхака повторяет махамантру на четках из Туласи, насчитывающих сто восемь бусин джапа-мала. Четыре крута на таких четках составляют грантхи. Постепенно наращивая свое повторение, садхака должен стремиться повторять шестнадцать грантхи, т.е. один лакх Святых Имен ежедневно.

* Нирвишеша - лишенный разнообразия, индивидуальности.

* Нирвишеша-джнана - знание о безличном аспекте Абсолютной Истины.

* Ниргуна - выше гун, не имеющий материальных качеств; эпитет Верховного Господа.

* Ниргуна-шраддха - вера, не затронутая гунами материальной природы.

* Нирджана-бхаджан - бхаджан, совершаемый в уединении.

* Ниришвара - неверующий, атеист.

* Нисиддхачара - поведение, противоречащее принципам вайшнавов.

* Нитья (нитйа) - вечный, неподвластный времени.

* Нитья-баддха (нитйа-баддха) - вечно обусловленная душа. Обитатели Деви-дхамы.

* Нитья-мукта (нитйа-мукта) - вечно освобожденная душа, которая никогда не может попасть под влияние Майа-деви. Обитатели Вайкунтхи.

* Нитьянанда (Нитйананда) - воплощение Господа Баларамы, Один из ближайших спутников Господа Чайтаньи Махапрабху. Изначальный патита-павана. Только по благодати Нитьянанды Прабху можно получить милость Господа Шри Кришны Чайтаньи. Изначальный духовный учитель в первых четырех расах.

* Нитья-рупа (нитйа-рупа) - вечная форма.

* Нитья-сиддха (нитйа-сиддха) - вечный спутник Господа, никогда не попадающий под власть маха-майи.

* Нитья-чит-таттва (нитйа-чит-таттва) - вечное духовное сознание.

* Нитхута-вайшнав - безупречный вайшнав.

* Нишкама - отсутствие эгоистичных или чувственных желаний.

* Нишкапата - честный и искренний. Неограниченная милость Майя-деви, дающая знание преданного служения Господу Кришне с легкой примесью материального знания.

* Нишкинчана - преданный Всевышнего Господа, не имеющий мирских желаний и никакой материальной собственности, из сердца которого полностью ушли гнев, зависть, жадность, вожделение и т.п.

* Ништха - “постоянное, без перерывов”; твердая вера в Кришну, в Его Святое Имя.


 

 # O #
 


 

* Ом, Омкара - односложный звук, неотличный от Абсолюта.


 

 # П #
 


 

* Пада - стопы.

* Пада-севанам - служение лотосным стопам Господа - одно из девяти главных направлений преданного служения.

* “Падьявали”- созданное Рупой Госвами поэтическое описание вриндаванских игр Шри Шри Радхи-Кришны.

* Пальядаси-бхава (палйадаси-бхава) - духовное ощущение настроения служанки (даси) Господа Кришны.

* Пандавы - Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева, - пять братьев, царей из династии Куру. Великие преданные и друзья Господа Кришны.

* Пандит - ведический ученый, чье знание основано на писаниях.

* Панча - пять.

* Панчавидха-бхеда - пять видов различий между религиями: 1) ачарьябхеда - различие в Наставниках, духовных учителях; 2) бхаджана-анубхава-бхеда - различия между умонастроением и способом почитания; 3)упасанар-праналибхеда - различия в методах поклонения; 4) криябхеда - различия в концепциях и общепринятой деятельности, имеющих отношение к объекту поклонения (например, некоторые религии не признают видимую материальным зрением форму Господа - Шри Мурти); 5) вакьядибхеда - различие в именах Господа и учениях, существующих из-за языковых различий (из-за различий в языке, разные религии называют Бхагавана различными именами). Такое объяснение дано Шрилой Бхактивинодой Тхакуром.

* Панчала - пять объектов чувств.

* Панчаратрика-видхи - процесс поклонения Божеству в храме, описанный в “Панчаратрах”.

* Панча-суна - пять грехов, совершаемых в семейной жизни из-за неумышленного убийства живых существ: 1. при приготовлении пищи; 2. при измельчении(специй и т.п.); 3. при уборке; 4. при очистке зерна; 5. при стирке.

* Панча-таттва - Господь Чайтанья Махапрабху, и Его вечные спутники, проявленные в пяти Лицах: Сам Господь (Господь Чайтанья Махапрабху); воплощение Господа Баладевы (Шри Нитьянанда Прабху); Его аватара (Шри Адвайта Прабху); Его внутренняя энергия (Шри Гададхара Тхакур); Его преданный (Шри Шриваса Прабху).

* Панчопасана - поклонение пяти первичным богам: Вишну, Сурье, Шиве, Дурге и Ганеше. Это - скрытая форма имперсонализма, т.к. Вишну при этом поклоняются как богу, а не как Верховному Господу.

* Парабрахман - Абсолютная Истина, Шри Кришна.

* Паракастха - духовное чувство высшей паракия-расы, отношений возлюбленных; в этой расе достигается высший расцвет расы.

* Парама-бхаван - духовная природа.

* Парамананда - высшее счастье, которое невозможно испытать без милости Шримати Радхарани. Джива должна смиренно и искренне молить, чтобы ей обрести чувство преданности, присущее обитателям Враджи, и страстно желать Его (Ее) общества.

* Парама-пуруша - Бхагаван Шри Кришна; Верховный Наслаждающийся.

* Парамартха - высшая цель.

* Параматма - Сверхдуша, аспект Верховного Господа Вишну, находящийся в сердце каждого живого существа рядом с индивидуальной душой (дживой), а так же в каждом атоме. См. также Кширодакашайи Вишну.

* Парамахамса - подобный лебедю преданный Бхагавана, познавший свою природу; высшая ступень санньясы.

* Парамешвара - Верховный Повелитель, Господь Кришна.

* Пapампара - цепь ученической преемственности истинных духовных учителей начинающаяся с Самого Господа. См. также сампрадая.

* Параништхита - садхака, посвятивший себя жизни по правилам и предписаниям; его жизнь и действия согласуются с правилами преданного служения и поклонения Божеству.

* Парататтва - величайшее благо; Бхагаван, Абсолютная Истина.

* Пара-шакти - высшая божественная энергия Господа, состоящая из трех частей: чит, татастха и майа; нет принципиальных различий между образом Кришны и Его божественной природой - пара-шакти. См.также Пара-пракрти.

* Парвати - супруга Господа Шивы. См. так же Дурга.

* Пари-враджака - странствующий проповедник.

* Парикрама - посещение священных мест Вайшнавизма. Нечто вроде паломничества в христианстве и хаджа в мусульманстве.

* Парикара-вашиштхья (парикара-вашиштхйа) - вечное окружение Шри Кришны.

* Парикшит Махараджа - император всего мира, который выслушал “Шримад Бхагаватам” от Шукадевы Госвами, и так достиг совершенства.

* Парипрашна - искусство задавать вопросы; качество сат-шишьи, истинного ученика.

* Партха-сакха - одно из имен Кришны, означающее “Друг Арджуны”.

* Патанджали - автор “Йога-сутр”, в которых изложена система мистической йоги.

* Патита-павана - спаситель самых падших. Изначальный патита-паван - Господь Нитьянанда.

* Паутра - терпение и серьезность.

* Поклоны (приносить) - склонять свое тело перед Господом или Его Преданным.

* Поклонение - существует четыре причины мотивированного поклонения:1)бхая -поклонение, вызванное страхом перед кем-то или чем-то; 2) аша - поклонение для удовлетворения материальных желаний; 3) картавья-буддхи - поклонение из чувства долга; 4)рага - искреннее стремление к Господу (объяснение Шрилы Бхактивиноды Тхакура).

* Полубоги, боги - живые существа, наделенные Верховным Господом полномочиями управлять делами вселенной.

* Прабху - буквально, “господин”: уважительное обращение к другому преданному: обращаясь так к Преданным, мы напоминаем себе, что мы -

слуги слуг Господа.

* Прабхупада - буквально, “господин (прабху), у чьих стоп (пада) приняли прибежище все другие великие личности”.

* Прабодхананда Сарасвати - великий поэт-вайшнав, последователь Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. Дядя Шрилы Гопала Бхатты Госвами.

* Правритти-марг - путь мирских наслаждений; выполнение предписанных Ведами обязанностей с целью достигнуть райские планеты.

* Праджапати - боги, ответственные за заселение вселенной.

* Праджалпа - бесполезные, ненужные разговоры.

* Прадоша-лила - седьмая составляющая ашта-калия-лилы, проходящая от вечера до полуночи.

* Прадьюмна (Прадйумна) - одно из четвертичных воплощений Господа Кришны в духовном мире.

* Прайоджана - цель; необходимость; любовь к Богу.

* Праката - проявленный; зримый, доступный чувственному восприятию.

* Пракрита-сахаджия (пракрита-сахаджийа) - псевдовайшнав, поверхностно воспринявший концепцию супружеских отношений с Богом.

* Пракрита-бхакта - материалистичный преданный, преданный-новичок.

* Пракрити - материальная и духовная природа как объект наслаждения Пуруши, т.е. Всевышнего Господа; включает планеты Вайкунтхи и материальную природу.

* Пранаяма - управление дыханием, применяемое в практике йоги, особенно аштанга-йоги.

* Пранипата - одно из качеств сат-шишьи; предание всего себя лотосным стопам Шри Гуру; поклон.

* Прапанна-даша - стадия преданного служения, стадия полного самопредания Лотосным Стопам Шри Бхагавана, когда приходит према-бхакти, чистая любовь к Богу.

* “Прапанна-дживанамритам” - знаменитое произведение Шрилы Б.Р. Шридхар Махараджа, составленное из высказываний садху, шастр и Самого Бхагавана, и посвященное шаранагати, самопреданию.

* Прартхана - молитва, мольба.

* Прасад - милость Господа; освященная в процессе предложения Господу пища, или что-либо другое.

* Пратах-лила - вторая составляющая ашта-калия-лилы, проходящая рано утром.

* Пратьякша (пратйакша) - непосредственное наблюдение.

* Прахлада Махарадж - великий преданный Господа Вишну (в форме Нарасимхадева), сын демона Хираньякашипу. История жизни Прахлады Махараджа описана в Седьмой песни “Шримад Бхагаватам”.

* Пратиштха - стремление к уважению, почету, славе, положению.

* Пратиштхаша - желание пратиштхи, гордость.

* Праяг (Прайаг) - священный город в Северной Индии у слияния рек Ганги и Ямуны.

* Преданный - человек, полностью предавший себя на алтарь служения Господу; подчинивший свое тело, разум и действия любовному служению Кришне.

* Према - абсолютная любовь к Кришне. Согласно писаниям, зрелый плод чистой преданности, высший расцвет всякого совершенства. Бывает двух видов: вишрамбха-према - чистая любовь к Господу, и самбхрама-према - према с примесью айшварьи, благоговения. На Вайкунтхах есть только самбхрама-према. Пятая, высшая цель жизни, к которой должен стремиться человек. Према не может прийти беез: 1)ашрайи и 2) вишайи.

* Према-бхакти - преданность, выражаемая спонтанной безраздельной любовью - премой.

* Према-бхаса - тень премы.

* Према-вайчитра - любовь в многообразии, когда в экстазе анураги возникают желания родиться в теле животного, в иных формах жизни, напрямую связанных с Кришной.

* Преяс (прейас) - “дорогой, желанный”; стремление к временной выгоде; действия, немедленно приносящие блага, прибыль.

* Прити - любовь; радость; дружба.

* Прити-пурвака-гуру-сева - служение Гурудеву в настроении близкой дружбы и любви, свободное от благоговейного страха.

* Причинный океан - см. Гарбходака.

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: