This file was created 133 страница

* Пуджа - церемония поклонения Божеству или Гуру.

* Пуджари - тот, кто совершает пуджу.

* Пураны - восемнадцать священных писаний, дополняющих Веды. В Пуранах описаны истории земных воплощений Господа Кришны и деяния Его Преданных. Относятся к смрити-шастре.

* Пурва-рага - экстаз разлуки с Господом.

* Пурвахна-лила - третья составляющая ашта-калия-лилы, проходящая до полудня.

* Пури Махарадж (Бхакти Прамод Пури) - великий ваишнавский святой, ачарья-основатель Шри Шри Гопинатх Гаудийа Матха. Автор многих публикаций представленных на этом сайте.

* Пурна - полный; образ Шри Кришны в Двараке.

* Пурнатарах - еще более полный; образ Шри Кришны в Матхуре.

* Пурнатамах - наиболее полный; образ Шри Кришны во Врадже

* Пуруша - наслаждающийся, или носитель мужского начала; живое существо или Верховный Господь. Проявления Бхагавана в материальном мире, выполняющие функции созидания, поддержания и разрушения материальных вселенных.

* Пуруша-аватары - три первичные распространения Всевышнего Господа, ответственные за сотворение материального мира (Каранодакашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну).

* Пурушоттама - Верховный Наслаждающийся; Бхагаван Шри Кришна.

* Пурушоттама-кшетра - Джаганнатха Пури Дхама.

* Пушпа - цветок.

* Пушпапанджали - подношение цветов лотосным стопам Шри Бхагавана.


 

 # Р #
 


 

* Равана - могущественный демон, убитый Господом Рамачандрой.

* Рага - означает естественную любовь (прити) к Кришне. Неутолимая жажда этого общения рождается из снехи, сопровождаемой сильной жаждой, когда миг разлуки невыносим.

* Рага - поклонение Шри Бхагавану, вызванное искренней привязанностью к Нему. См. Поклонение.

* Рага-марга - путь божественной любви; преданность, которая превыше наставлений писаний.

* Раганута-бхакти - спонтанная садхана, рождаемая сильным влечением к действиям обитателей Враджи.

* Рагатмика-бхакти - преданное служение, украшенное рагой; бывает двух видов: кама-рупа (в отношениях возлюбленных) и самбандха-рупа (в отношениях родственников).

* Рагхунатха Бхаттачарья (Рагхунатха Бхатта Госвами) - один из шести Госвами Вриндавана. Он никогда не говорил вздор и не разговаривал на мирские темы, а постоянно, двадцать четыре часа в сутки, слушал о Кришне. Шри Чайтанья Махапрабху получал огромное наслаждение, когда вкушал пищу, приготовленную им, а сам Рагхунатха Бхатта обычно принимал остатки пищи Шри Чайтаньи Махапрабху.

* Рагхунатха Дас Госвами (1495-1571) - один из шести Госвами Вриндавана. Большую часть своей жизни он провел на Радха-кунде. Почитается как прайоджана-ачарья, то есть “тот, кто собственным примером учит высшей цели человеческой жизни”.

* Раджа - царь.

* Раджо-гуна - одно из трех качеств материальной природы, деятельность в страсти.

* Радхарани Шримати (Радха, Радхика) - вечная супруга Господа Кришны, олицетворение внутренней энергии наслаждения Господа.

* Радхаштами - День Явления Шримати Радхарани.

* Рама (Рамачандра) - воплощение Шри Кришны в образе идеального монарха и человека; имя Господа, означающее “источник наслаждения”. Являет Свои лилы каждую Трета-югу.

* Рама-навами - День Явления Господа Рамачандры.

* Рамануджачарья (Рамануджачарйа) - ачарья вайшнавской Шри-сампрадайи, берущей свое начало от Шримати Лакшми Деви, богини удачи, вечной супруги Господа Нараяны. В Своем учении Господь Шри Чайтанья использовал два момента философии, которую пришел дать Рамануджачарья: 1) шаранагати, безусловное самопредание Господу, и 2) полное предание лотосным стопам Шри Гуру и вайшнавов и безраздельное служение им.

* Рама-Рагхава - имя Господа Рамачандры, означающее “потомок Рагху”.

* “Рамаяна”(Рамайана) - история лил Господа Рамачандры, записанная великим мудрецом Валмики.

* Ранганатх Свами - главное Божество, Которому поклоняются в Шри-сампрадайе. Господь Нараяна, возлежащий на тысячеголовом змее Ананте-Шеше.

* Ранганатх-кшетра - остров в Южной Индии, на котором находится храм Господа Ранганатхи.

* Раса - изначальные взаимоотношения Господа и живого существа. Определенная форма отношений между преданным и Кришной; блаженство, которое преданный получает от своего служения Кришне. Бывает основной: (нейтральность, отношения слуги и господина, дружба, родительские и брачные отношения) и второстепенной (смех, удивление, жалость, рыцарство, гнев, страх, отвращение).

* Расабхаса - несовместимое сочетание противоречащих друг другу рас.

* Расавада - вкус к материальным наслаждениям. Неспособность сосредоточиться на преданном служении при появлении чувственных удовольствий.

* Раса-лила - чистое духовное проявление любовных отношений Кришны с Его самыми возвышенными и близкими слугами, девушками-пастушками Вриндавана.

* Раса-таттва - учение Господа Чайтаньи о принципе расы, поведанное Шриле Рупе Госвами.

* Расика-бхакта - святая душа, полностью отрешившаяся от материальной жизни. Тот, кто воспевает Святое имя с бхавой; тот, в чьем сердце живет бхакти-раса.

* Ракшасы - демоны-людоеды.

* Рати - спонтанное влечение к Святому Имени и преданному служению следующего по стопам обитателей Враджи.

* Рати-абхаса - тень рати.

* Ратха-ятра (ратха-йатра) - ежегодный праздник, на котором Верховный Господь в Своем образе Джаганнатхдева вместе со Своим братом Баладевой и сестрой Субхадрой покидает храм, чтобы совершить поездку на больших колесницах.

* Рахасья (рахасйа) - секрет, тайное.

* Ритвик - ведийский жрец, поющий гимны во время ритуалов, жертвоприношений.

* Рудра - один из одиннадцати распространений Господа Шивы.

* Рукмини - главная из цариц Кришны во время Его игр в Двараке.

* Рукмини Дваракадиша - Господь Кришна, Которому поклоняются с пышностью в настроении благоговейного трепета.

* Рупа-даса - трансцендентное ощущение своей вечной духовной формы во Вриндаване.

* Рупа Госвами (1489-1564) - один из шести Госвами Вриндавана, вечный спутник Господа Чайтаньи. Гаудия-вайшнавы почитают Шрилу Рупу Госвами как ачарью принципа абхидхея. Автор “Бхакти-расамрита-синдху” и многих других философских и поэтических произведений, посвященных науке любовного преданного служения Бхагавану. Брат Санатаны Госвами.

* Рупануга - последователь Шрилы Рупы Госвами.

* Рупа-шикша - наставления, которые Шри Чайтанья Махапрабху дал Рупе Госвами.

* Ручи - вкус, т.е. естественная склонность, рожденная из сукрити (благочестия), прошлого или нынешнего.

* Риши (рши) - мудрец-отшельник.


 

 # С #
 


 

* Сагара - океан.

* Сагуна - обладающий качествами.

* Садхака - “действенный, целесообразный”; преданный, следующий садхане.

* Садхана - воспевание Святого Имени Господа, слушание Хари-катхи, поклонение Божеству и т.п. Систематическая практика, имеющая целью достичь вечного любовного служения Шри Кришне.

* Садхана-бхакти - преданное служение на начальных ступенях, регулируемое правилами и ограничениями.

* Садхана-даша - стадия преданного служения, стадия практики, идущая после прихода шраддхи, стадии шравана-даши и стадии варана-даши.

* Садхана-сиддхи - достигший совершенства в процессе садханы.

* Садху - тот, кто не имеет привязанности к мирскому, святой, чистый преданный.

* Садху-нинда - оскорбление садху.

* Садху-санга - общение с садху; наиболее важный фактор для продвижения на пути бхакти; вторая стадия развития бхакти-латы.

* Садхья (садхйа) - совершенство; желанная цель.

* Сакапата - изменчивая, иллюзорная милость Майи. Она дает временные материальные блага, и тем самым, овладевает дживой. Когда же она становится недовольна дживой, она ввергает ее в брахмаджйоти, в освобождение саьюджья, что гибельно для дживы.

* Сакха - друг (мальчик).

* Сакхи - служанки Шримати Радхарани во Вриндаване.

* Сакхья-раса (сакхйа-раса) - любовные дружеские отношения с Господом.

* Салокья (салокйа) - один из четырех видов освобождения, признаваемых Вайшнавами - жизнь на одной планете с Господом.

* Сама-веда - одна из четырех изначальных Вед. В ней собраны гимны в честь богов и Верховного Господа, исполняющиеся при совершении жертвоприношений.

* Самадхи - состояние преданного, когда вся сущность занята объектом глубокой медитации на лилы Господа. Состояние глубокого духовного блаженства.

* Самбандха - взаимосвязь, взаимоотношения. Один из трех основополагающих принципов Учения Шри Чайтаньи Махапрабху.

* Самбандха-гьяна (самбандха-гйана) - знание о взаимоотношениях между Господом, Его энергиями и дживой.

* Самбандха-рупа - преданное служение, украшенное рагой которое бывает двух видов: любовные отношения (кама-рупа), и отношения родственников (самбандха-рупа).

* Самбхога-раса - настроение наслаждения непосредственно с Господом Кришной.

* Самвит - энергия знания Господа, скрытая в дживах; через нее Господь являет Свою высшую Божественность и позволяет другим постичь ее.

* Самипья - один из четырех видов освобождения, признаваемых вайшнавами - тесное общение с Господом.

* Сампати-даса - стадия восстановления своей изначальной духовной сущности; наступает вслед за отделением себя от всех временных материальных обозначений и утверждением себя в духовной сущности.

* Сампрадая (сампрадайа) - “совершенный дар”; ученическая преемственность, берущая начало от выдающегося преданного. Cуществует четыре вайшнавских сампрадаи: Брахма, Кумара, Рудра, Шри-сампрадайи.

* Самуткантха - горячее желание.

* Санатана - вечный.

* Санатана Госвами (1488-1558) - один из шести Госвами, непосредственных преемников Господа Чайтаньи Махапрабху, которые систематизировали и подробно изложили Его учение. Автор многих книг по философии гаудия-вайшнавизма: “Хари-бхакти-вилас”, “Брихад-бхагаватамрита”,”Дашама-типани”(комментарий на 10 Песнь “Шримад Бхагаватам”) и др.. Брат Рупы Госвами.

* Санатана-дхарма - вечная деятельность, изначально присущая душе, преданное служение Господу.

* Санга - связь.

* “Сандарбха” - монументальный философский труд Шрилы Дживы Госвами в шести частях, в котором детально изложена философия ачинтйа-бхедабхеда-таттвы и других моментов философии гаудия-вайшнавизма.

* Сандхини - духовная энергия вечности Господа.

* Санкета-намабхаса - существует в двух проявлениях: 1) когда воспевают Имя Вишну, имея о Нем материалистическое представление; 2) когда у человека, произносящего трансцендентный звук имени Господа, на уме нечто совершенное отличное от Него, и от Его Имени. Например мы говорим: “Мама мыла Раму” (Рама - санкета намабхас).

* Санкхья - философская система, анализирующая материальные элементы, из которых состоит материальный мир, и объясняющая разницу между материей и духом. Основы этой системы были изложены Господом Капилой Своей матери Девахути.

* Санкиртана - 1) совместное воспевание Святых Имен Господа; 2) распространение славы Господа, особенно через проповедь. Основной метод духовного самоосознания (юга-дхарма) в Кали-югу.

* Санньяса (саннйаса) - отречение от мира; четвертая (высшая) ступень духовного совершенствования в Ведическом обществе.

* Санньяси (саннйаси) - проповедник в отречении, принявший санньясу.

* Санкаршана - одно из четвертичных воплощений Господа Кришны в духовном мире.

* Сарасвати - “проистекающая”, речь; имя богини красноречия, наук и искусств; название священной подземной реки на северо-западе Индии.

* Сарвагьята (сарвагйата) - одно из качеств Господа, способность знать все, что происходит в сердце каждого.

* Сарвва-дева-пуджа - поклонение всем богам.

* Сарвва-джна - Всеведующий, Тот, Кому известно все - прошлое, настоящее и будующее.

* Сарвва-шактиман - Кришна, Повелитель всех энергий.

* Сарввавьяпи (сарввавйапи) - Вездесущий. Одно из качеств Господа.

* Сари - традиционная одежда женщин ведической цивилизации, а так же одежда, которую носят преданные-женщины. Длинный кусок ткани, определенным образом сложенный и обернутый вокруг тела.

* Сарга - материальное творение.

* Сарупья (сарупйа) - один из четырех видов освобождения, обретение черт внешности Господа.

* Сарштхи - один из четырех видов освобождения, обретение богатства, равного богатству Господа.

* Саттва - материальная гуна благости.

* Саттвика - то, что находится под влиянием гуны благости.

* Саттвика-брахман - брахман в чистой благости.

* Саттвика-бхава - эмоции преданности, пробуждаемые чистыми духовными чувствами.

* Сат (Сад) - Вечный, существующий вечно. Аспект вечности Верховного Господа.

* Сат-Гуру - истинный Гуру, тот, придя к которому, не чувствуешь потребности идти куда бы то ни было еще (определение Шрилы Бхакти Сидханты Сарасвати Тхакура).

* Сат-чид-ананда - три аспекта природы Абсолютной Истины. Естественное состояние души, соответственно: вечное бытие, полное знание и

безграничное счастье.

* Сат-чид-ананда-виграха - вечная духовная форма Господа, исполненная вечности, знания и блаженства.

* Сат-шишья (сат-шишйа) - истинный ученик.

* Сатья (сатйа) - истина.

* Сатьялока, или Брахмалока - высшая планетная система вселенной, на которой обитает Брахма.

* Сатья-юга - первая юга в цикле из четырех юг, длится 4 800 лет богов, или 1 728 000 солнечных лет.

* Саубхари Муни - могущественный йог-мистик. История жизни Саубхари Муни рассказана в Девятой песни “Шримад Бхагаватам”.

* Саухрдья (саухридйа) - усердие.

* Сахаджия - одно из тринадцати направлений преданных, именующих себя последователями Господа Чайтаньи, в действительности же привязанных к материальному. На самом деле, являются лишь имитаторами внешних проявлений преданности.

* Свадхината-ратна - “жемчужина свободы”; дар свободы выбора.

* Свами (Госвами) - тот, кто обуздал свой ум и чувства; титул человека, отрекшегося от мира (санньяси).

* Свами Махарадж (Бхактиведанта Свами Прабхупада) - Ачарья-основатель Международного общества Сознания Кришны ISKCON.

* Сваништха - садхака, посвятивший себя самоосознанию. Он отвергает принципы варнашрама-дхармы, руководствуясь единственно удовлетворением Всевышнего Господа.

* Сварупа - “свой облик”; изначальная, вечная духовная форма дживы в отношениях с Кришной.

* Сварупа-абхаса - частичное проникновение сияния как в облачную погоду - светло, но полное сияние солнца скрыто тучами.

* Сварупа-лакшана - главный признак садху, независимо от его варны и ашрама.

* Сварупа-шакти - внутренняя энергия Господа. Содержит самую суть энергии хладини и самвит. Соединяясь с блаженством и знанием души, создает необходимое для чистой спонтанной преданности умонастроение - бхакти-сварупам-шакти.

* Сваручи - естественное настроение как у Гопи.

* Сваршики (см. ашта-калья-лила-смарана) - спонтанное явление непроявленных игр Кришны. Кришна являет лилы согласно месту и времени.

* Сваям Бхагаван (свайам-бхагаван) - Шри Кришна, Изначальный Всевышний Господь, Источник всех аватар.

* Сева - бескорыстное служение Шри Гуру, Бхагавану, вайшнавам.

* Севак - тот, кто совершает Севу.

* Севака-бхагаван - Господь в облике совершенного слуги Бога.

* Севапарадха - оскорбления при совершении севы.

* Сиддха - совершенная душа, осуществляющая служение в соответствующем духовном теле.

* Сиддханта - вывод; принцип; установленная истина; теория, учение.

* Сиддхи - мистические способности, обретаемые в процессе практики аштанга-йоги; обитатели одной из высших планет вселенной, Сиддхалоки, которые от рождения наделены мистическими способностями.

* Сиддха-деха - духовная сущность, т.е. духовные: имя, образ, качества и действия.

* Сиддха-ручи - постоянный духовный вкус.

* Сиддха-сварупа - достижение своей вечной духовной формы.

* Сита Деви - вечная супруга Господа Рамачандры.

* “Сканда Пурана” - Пурана, написанная для тех, в ком преобладает гуна страсти (раджо-гуна).

* Смарана-даса - стадия памятования; чистое памятование чувств расы рождает желание практиковать их.

* Смаранам - памятование, т.е. устремленность ума к Господу, когда в памяти удерживаются имя, образ, качества и игры Господа. Одно из девяти главных видов преданного служения.

* Смрити - богооткровенные писания, дополняющие шрути, то есть изначальные Ведические писания (Веды и Упанишады). Кодекс религиозной и социальной жизни.

* Снана-ятра - праздник Господа Джаганнатхи, во время которого Он принимает омовение.

* Снеха - переполненность любовью, полностью расплавляющая сердца до жидкости, на что указывают неудержимые обильные слезы. На этой стадии желание преданного видеть Кришну никогда не исполняется.

* “Става-мала” - сборник чудесных молитв Шрилы Рупы Госвами.

* Стути - молитва-прославление Бхагавана или Его преданных.

* Стхайи-бхава - совершенное состояние длящегося чувства; то же, что рати.

* Субала - пастушок, друг Кришны в Его вриндаванских играх.

* Судама-випра - брахман, друг Кришны.

* Сударшана - чакра - оружие Вишну, имеющее форму диска.

* Суджаны - предание четырех вайшнавских сампрадай.

* Сукрити - праведность, заслуги перед Вайшнавами, Бхагаваном и Его окружением, приходящие сознательно (джната-сукрити), или неосознанно (аджната-сукрити); предварительное условие для прихода шраддхи.

* Сумун бонум - высшее благо, или высшая цель всех действий.

* Сура - праведный человек.

* Сурабхи (Сурабха) - коровы, живущие в духовном мире и дающие неограниченное количество молока.

* Сурья - бог солнца.

* Сута Госвами - великий мудрец-преданный, пересказавший беседу, которая состоялась между Махараджей Парикшитом и Шукадевой Госвами, мудрецам в лесу Наймишаранья.

* Сутра - лаконичное произведение, безукоризненное по форме, в котором заключены смысл и содержание невероятной силы.

* Срштикарта - Кришна, творец.


 

 # Т #
 


 

* Тад-васту - Абсолютная Истина.

* Тадекатма-рупа - форма, больше всего похожая на личностную форму Кришны, но отличающаяся от нее некоторыми особенностями строения тела.

* Тамас - третья из гун материальной природы, соответствующая невежеству, темноте, косности, инертности.

* Тамала - дерево, чья кора цветом напоминает тело Кришны, а ствол напоминает о Нем своим изысканным изгибом; растет в рощах на берегах Ямуны во Вриндаване.

* Тантра - вначале так назывались указания по поклонению, но затем они были искажены до материалистических методов служения богам на основе гуны невежества.

* Тапасья (тапасйа) - аскеза, добровольное наложение на себя тех или иных ограничений ради достижения высшей цели жизни.

* Таранга - волна.

* Татастха - граница, на которой пара-шакти проявляет джива-шакти.

* Татастха-шакти - пограничная энергия Верховного Господа, состоящая из джив -индивидуальных душ, которые могут находиться под властью как внутренней, так и внешней энергии Господа.

* Татаста-лакшана - материальные, т.е. внешние признаки садху; различаются в соответствии с варной и ашрамом преданного.

* Таттва - основа, суть, нечто присущее чему-либо, фундаментальный принцип; тайна, секрет. Существует три таттвы: иша-таттва (знание о Господе), джива-таттва (знание о душе) и шакти-таттва (знание об энергиях Господа).

* Таттва-вьявадхана (таттва-вйавадхана) - искажение философии как тяжкое оскорбление Святого Имени.

* Таттва-дарши - тот, кто видит истину.

* Тапасви - отшельник-аскет.

* Тилак - знак, наносимый священной глиной гопи-чанданой на лоб и другие части тела Вайшнава; обозначает храм одного из воплощений Господа Вишну.

* Тиртха - святое место; святое место, где паломники принимают омовение в священных реках.

* Титикши - готовность выносить страдания ради обуздания чувств и сохранения равновесия ума.

* Трета-юга - вторая юга в цикле из четырех юг, длится 3 600 лет богов, или 1 296 000 солнечных лет.

* Тривикрама - месяц календаря Вайшнавов, соответствующий маю.

* Триадхишвара - Кришна как господин Гокулы, Матхуры и Двараки.

* Триданди-санньяса (триданди-саннйаса) - санньяса гаудия-вайшнавов. Санньяси носят триданду (посох), как символ того, что их тело, ум и речь посвящены служению Шри Кришне, а так же как напоминание себе и всем окружающим, что поиск наслаждений ведет только к страданиям, и что истинная цель жизни заключается в памятовании и служении лотосным стопам Шри Кришны.

* Три-иад-вибхути - духовная природа, составляющая три четверти энергии Господа.

* Тришна - желания.

* Тришула - трезубец Господа Шивы - это королевский скипетр шайвы дхармы. Обозначает побуждение, действие и мудрость (Иччха, Крийа и Джнана Шакти), с помощью которых Господь Шива контролирует божественные законы дхармы.

* Тройственные страдания - см. адхидайвика адхибхаутика адхйатмика.

* Туласи (Туласи Деви, Вринда Деви, Туласи Махарани) - воплощение одной из Гопи, Вринда Деви, в форме священного растения; Туласи очень дорога Господу Кришне, и в двадаши Сам Кришна поклоняется Ей. Хотя Туласи Деви одна, она распространяет себя во множество тел, милостиво давая возможность служить ей всем, кто желает этого.

* Туласи-мала - см. джапа-мала.

* Тьяга (тйага) - внутренняя свобода от желаний и привязанностей.


 

 # У #
 


 

* Убхасвара - внешние признаки, которые проявляются на теле преданных.

* Уддипана - стимулы мадхура-расы.

* “Удджвала-ниламани” - санскритская поэма Шрилы Рупы Госвами, воспевающая сокровенные игры Радхи и Кришны во Врадже.

* Уддхава - лучший друг Кришны в Двараке, ученик Брихаспати.

* Упала-бхога - особый вид предложения пищи, который производится перед Гаруда Стамбхой на каменной плите пере храмом Господа Джаганнатхи.

* Упанишады - раздел Вед, который дает знание о Высшем духе; Веданта. Причисляются к шрути. В канонический список входит 108 Упанишад.

* Упасана - поклонение.

* Уттама-адхикари - вайшнав высшего уровня, видящий Кришну всюду и во всем.

* Уттамапуруша - высочайший Пуруша.

* Утпатти - появление многого из одного, умножение, рождение.

* Упадеша - обучение, наставление.


 

 # Ш #
 


 

* Шабда -брахман - трансцендентальный звук, исходящий прямо из духовного мира. Метод познания Божественного, основанный на слушании авторитетных Ведических писаний.

* Шавала - божественная энергия наслаждения.

* Шад Госвами - см. Госвами Вриндавана.

* Шадбхуджа - шестирукая форма Господа Чайтаньи.

* Шакабда - система летоисчисления в Индии; чтобы перевести на летоисчисление от Р. X., нужно добавить 79 лет.

* Шакти - энергия, сила.

* Шакти-авеша-аватара - джива, уполномоченная Кришной представлять Его энергию.

* Шактйа-аватара - джива, особенно наделенная энергией Господа для осуществления определенной задачи.

* Шактиман - см. Сарвва-шактиман..

* Шалаграма-шила - самопроявленное Божество в образе камня, Сам Господь.

* Шама - управление умом с помощью сосредоточения его на Бхагаване.

* Шамбху. - см. Шива.

* Шанкарачарья - великий духовный учитель, проповедовавший теорию имперсонализма. Считается воплощением Господа Шивы.

* Шанта-раса - одна из пяти основных рас; нейтральное отношение преданного к Богу.

* Шаранагати - безраздельное вручение себя Господу, которое выражается в шести качествах: смирении (даинья), полном самопожертвовании (атма-ниведана), отношении к Господу как к единственному покровителю и защитнику (гоптритве-варана), полной уверенности в покровительстве Кришны (авашйа ракшибе кршна), принятии всего благоприятного для преданного служения Господу (бхактй-анукула-матра), и отвержении всего неблагоприятного (бхакти-пратиклабхава).

* Шастры - священные писания, изошедшие от Господа; ведические писания, подобные Бхагавад-Гите, Шримад Бхагаватам и другая вайшнавская литература.

* Шастра-чакшус - тот, кто на все смотрит глазами богооткровенных писаний.

* Шачинандана - Чайтанья Махапрабху, сын матери Шачи.

* Шветадвипа -”Белый остров”, место на Голоке, где Кришна являет Себя как Шри Чайтанья Махапрабху, в материальном мире проявлено как Шри Навадвипа.

* Шветадвипа - обитель Кширодакашайи Вишну посреди Молочного Океана.

* Швеччха-пурвика - склонность медитировать на игры Кришны, благодаря спонтанному вкусу.

* Шесть Госвами Вриндавана - Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами, Шрила Рагхунатха Бхатта Госвами, Шрила Рагхунатха даса Госвами, Шрила Джива Госвами и Шрила Гопала Бхатта Госвами, - близкие ученики, вечные спутники Шри Чайтаньи Махапрабху. Они жили во Вриндаване, и на них была возложена задача отыскать утерянные святые места Игр Кришны и составить литературу о науке сознания Кришны. Госвами являли собой пример высочайшего уровня сознания Кришны.

* Шеша - воплощение Бхагавана в виде непостижимо огромного тысячеглавого змея, на Котором возлежит Маха-Вишну.

* Шива - великий преданный Господа Вишну; бог, отвечающий за гуну невежества в материальном мире.

* Шикша - духовные наставления, получаемые от Шри Гуру.

* “Шикшаштака” - восемь стихов, оставленных Господом Шри Чайтаньей Махапрабху.

* Шикша-гуру - Шри Гуру, дающий наставления о продвижении в духовной жизни, ведущий ученика к осознанию его сиддха-ручи.

* Шикха - пучок волос, который вайшнавы-мужчины носят на затылке бритой головы.

* Шлока - двухсложный стих санскритской поэзии.

* Шравана - слушание об Имени, образе и играх Господа от авторитетов. Один из девяти главных видов преданного служения.

* Шравана-даса - стадия слушания, на которой садхака, испытывающий влечение к брачной расе, получает наставления от осознающего, святого Гуру.

* Шраванам киртанам вишнох - метод преданного служения: слушание повествований о Господе Вишну или Кришне и прославление Его.

* Шраддха - “Твердая вера в то, что Кришна-бхакти даст все - что Кришна-бхакти есть все”(Шрила Б.П.Пури Дев-Госвами Махарадж).

* Шраддха Деви - Божественная Личность - олицетворенная вера.

* Шраддхабхаса - тень веры.

* Шраддхаван - имеющий веру.

* Шраддха-нама - воспевание с верой, тем не менее, испытывающее воздействие анартх.

* Шреяс (шрейас) - стремление получить высшее благо; действия, приносяшие высшее благо и счастье.

* Шри - красота, богиня красоты, жена Вишну-Нараяны - Лакшми; эпитет, добавляемый к имени, означающий “чтимый”, “святой”.

* Шридхар - месяц календаря Вайшнавов, соответствующий июлю.

* Шридхар Махарадж (Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж) - великий ваишнавский святой, ачарья-основатель Шри Шри Чайтанья Сарасват Матха. Автор многих публикаций.

* Шрингара - духовная раса супружеских любовных отношений.

* Шрила - слово, выражающее почтение к ачарье; например, Шрила Прабхупада.

* Шримати Радхарани - см. Радхарани

* “Шримад Бхагаватам” - “безупречная Пурана”, главная из восемнадцати Пуран, в которой описывается преданное служение Шри Кришне. Пять тысяч лет назад Шукадева Госвами поведал ее Махарадже Парикшиту, а затем Сута Госвами пересказал мудрецам в лесу Наимишаранйа. Состоит из восемнадцати тысяч стихов. Литературное воплощение Господа.

* Шрота-гьяна - знание, воспринятое на слух.

* Шрути - знания, приобретаемые в процессе слушания; изначальные Ведические писания (Веды и Упанишады), данные человечеству Самим Верховным Господом.

* Шрути-шастры - ведические писания, в том числе: Упанишады, Пураны и последующая литература, изошедшая из уст Бхагавана.

* Шубхакарма - благоприятные материальные действия, например: мирские жертвоприношения, благодеяния, поклонение богам.

* Шуддха - чистый. Эпитет Шри Кришны.

* Шуддха-бхактa - личность, которая практикует бхакти без примеси каких-либо других “целей жизни” (пурушартх): камы, артхи, дхармы и мокши, а также без примеси (или без преобладания) других методов познания Абсолюта: гьяны, йоги, вайрагьи, и так далее.

* Шуддха-нам - чистое Имя Господа, не оскверненное оскорблениями.

* Шуддха Бхакти - чистая Преданность.

* Шудра - класс слуг (рабочих); четвертый общественный уклад ведического общества (варнашрама-дхарма).

* Шудрани - женщина, принадлежащая к сословию шудр.

* Шука - попугай.

* Шукра - всемогущий.

* Шучи - возвышенный брахман.

* Шьяма (шйама) - прекрасный темный цвет тела Господа.

* Шьямасундар - Господь Кришна в Своем чарующем образе мальчика-пастушка с прекрасным цветом тела, напоминающим цвет темной грозовой тучи.


 

 # Ч #
 


 

* Чадар - теплая накидка; на харинама-чадаре написаны имена (нама) Господа (хари); харинама-чадар - священный предмет.

* Чайтанья Махапрабху (1486-1534) - йуга-аватара Господа Кришны, приходящая в Кали-югу(но не во все Кали-юги). Он являет Себя в образе Преданного, чтобы учить людей любви к Богу - бхакти-йоге. Играя роль Своего Преданного, Он распространяет движение санкиртаны, т.е. совместного воспевания Святого Имени. Самая милостивая из всех аватар.




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: