Направления содержания обучения, представленные в учебных стандартах школ Украины

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.

- Общие сведения о языке.

- Система языка.

- Правописание: орфография и пунктуация.

- Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Коммуникативное направление в обучении русскому языку диктует необходимость рассматривать языковые единицы как текстообразующие, участвующие в формировании и формулировании мысли.

Коммуникативная направленность в обучении русскому языку характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации.

Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, аудировании.

Коммуникативный подход к обучению родному языку связан с обучением школьников правильному использованию языковых средств в соответствии с нормами литературного языка во всех видах речевой деятельности: рецептивной (слушание – чтение), продуктивной (говорение – письмо), а также в различных формах речевой деятельности (устная речь – письменная речь).

Коммуникативная методика в преподавании родного языка предполагает:

· преодоление объектоцентризма. Родной язык нельзя изучать так же, как физику, математику, ибо он (язык) – часть личности. Необходимо выстраивать деятельность учащегося как деятельность по преобразованию собственного языка, деятельность, направленную на собственное языковое развитие;

· соотнесение материала учебного курса, задач и способов обучения с основными этапами, закономерностями психического и речевого развития школьника, учёт возрастных особенностей, ориентацию на ведущую деятельность (в подростковом возрасте это, по мнению специалистов, проектирование, экспериментирование);

· опору на такие лингвистические концепции, которые рассматривают язык с точки зрения носителя языка [Караулов, 1993; Норман, 1994]. Ю. Н. Караулов утверждает, что слово связано с другими словами в сознании человека ассоциативными связями (на основе звукового сходства, семантической близости или противоположности, общности словообразовательной модели, частого совместного употребления и т. п.).

Коммуникативная методика преподавания родного языка предполагает также использование текста в качестве основной дидактической единицы учебного материала. По определению Н. С. Болотновой, текст представляет собой речевое произведение, концептуально обусловленное и коммуникативно ориентированное в рамках определенной сферы общения, имеющее информативно-смысловую и прагматическую сущность [Основы текстоведения в школе, 2000].

Тема. Русский язык как учебный предмет

Терминологический минимум

Содержание обучения русскому языку связано с ответом на вопрос: чему учить, т. е. какие знания, умения и навыки необходимо сформировать у школьников в процессе учебной деятельности в рамках классной, внеклассной и внешкольной работы.

Усвоение учебного материала представляет собой единый процесс формирования знаний, умений и навыков, осуществляемый посредством внутренних (умственных) и внешних (практических) действий.

Знания составляют результат осознанного усвоения языковых понятий, фактов, закономерностей, определений и правил, связанных с основами науки о русском литературном языке – о его основных единицах, словарном составе и грамматическом строе, которые рассматриваются с точки зрения значения, структуры, функционирования в речи.

Умение в методике рассматривается как способность ученика выполнять определенные действия на основе полученных знаний. В основе выработки учебных умений лежит теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная П.Я. Гальпериным и его школой. Прежде всего необходимо иметь «ориентировочную основу действия» – образец действия.

Навык – это автоматизированное умение, действие, сформированное путем повторения, оно характеризуется высокой степенью освоения языкового материала.

Программа – это основной документ, определяющий содержание, объем знаний, умений и навыков учащихся по предмету, а также цели и задачи обучения. В ней указана, кроме того, последовательность расположения учебного материала по годам обучения. Состоит из объяснительной записки, собственно программы и приложений.

Объяснительная записка содержит четко сформулированные цели и задачи обучения русскому языку.

В приложениях представлен список средств обучения русскому языку по классам (печатные пособия, диафильмы, диапозитивы, кинофрагменты, кинофильмы, грамзаписи) – приложение 1; список справочной литературы по русскому языку для учащихся – приложение 2.

Теоретический материал распределен по разным годам обучения в соответствии с линейным и линейно-ступенчатым принципом.

Основой содержания всех программ является базовый компонент содержания обучения, т. е. сумма необходимых знаний – основы для воспитания гармонически развитой личности: все виды речевой деятельности, знания определенных лингвистических понятий, правил, языковых фактов, которые выступают как ориентировочная основа деятельности учащихся с целью овладения базовыми умениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: