Терминологический минимум

Урок усвоения новых знаний, умений, навыков. Название данного типа урока отражает его цели с позиции учащихся. С позиции учителя такой урок является уроком объяснения нового материала.

Примерная структурная схема:

1) сообщение темы, постановка целей и задач урока;

2) проверка домашнего задания;

3) актуализация опорных ЗУН;

4) изучение нового материала (усвоение новых знаний и способов действия);

5) первичное закрепление материала;

6) задание на дом;

7) подведение итогов урока

Основная дидактическая цель этого типа урока – изучение нового материала, поэтому соответствующий элемент в его структуре является центральным. В уроке этого типа отсутствует опрос, т. к. он не способствует решению главной задачи урока. Данный тип урока учитель выбирает тогда, когда новый материал сложен, велик по объему или его предполагается усваивать исследовательским методом, на который нужно затратить много времени.

Традиционная форма урока построена на фронтальной форме работы, когда весь класс работает на одном дидактическом материале. Возможна также групповая форма работы.

Требования к уроку русского языка:

1) урок должен быть целенаправленным;

2) к основе урока должны лежать общедидактические и частнометодические принципы обучения русскому языку;

3) урок должен быть одновременно обучающим, развивающим и воспитывающим;

4) каждый урок предполагает творческую активность учащихся;

5) в процессе работы на уроке учащиеся должны приобретать навыки, необходимые для будущей работы;

6) на любом уроке совершенствуются речевые, орфографические, пунктуационные навыки.

Урок совершенствования знаний, умений, навыков. В методической литературе этот тип урока встречается также под названием «урок формирования умений и навыков». В традиционной методике он именуется уроком закрепления ЗУН.

Примерная структурная схема:

1) сообщение темы, постановка целей и задач урока;

2) актуализация опорных знаний и опорных действий;

3) проверка домашнего задания;

4) опрос;

5) вторичное закрепление материала;

6) сопутствующее повторение;

7) задание на дом;

8) подведение итогов урока;

9) самостоятельная проверочная работа.

Главные цели уроков этого типа – углубить знания, упрочить умения, создать автоматизированные навыки. На таком уроке продолжается закрепление, начатое ранее, поэтому в подходе к его построению необходимо осуществить принцип преемственности.

Завершает урок самостоятельная проверочная работа, рассчитанная на 10–15 минут. Эта работа необходима, т. к. наличие постоянного итогового контроля заставляет школьников в течение всего урока быть собранными, сознательно совершенствовать умения и навыки в преддверии предстоящего отчета.

Требования к уроку русского языка:

1. урок должен быть целенаправленным;

2. к основе урока должны лежать общедидактические и частнометодические принципы обучения русскому языку;

3. урок должен быть одновременно обучающим, развивающим и воспитывающим;

4. каждый урок предполагает творческую активность учащихся;

5. в процессе работы на уроке учащиеся должны приобретать навыки, необходимые для будущей работы;

6. на любом уроке совершенствуются речевые, орфографические, пунктуационные навыки.

Урок работы над ошибками. В методической литературе нет единого мнения относительно уроков работы над ошибками. В учебниках по педагогике среди типов уроков такие уроки не значатся. М. Р. Львов выделяет урок работы над ошибками в отдельный тип. Другие исследователи считают, что это особая разновидность уроков закрепления ЗУН. Урок работы над ошибками и урок закрепления ЗУН имеют общую цель: совершенствование ЗУН. Близки они и по составу элементов урока: закрепление, повторение, итоговый контроль.

Примерная структурная схема:

1) сообщение темы, постановка целей и задач урока;

2) слово учителя об итогах контрольной работы;

3) актуализация опорных знаний и опорных действий;

4) повторительно-закрепительные упражнения;

5) самостоятельная проверочная работа;

6) задание на дом;

7) подведение итогов урока.

Этот урок должен проводиться с предварительной подготовкой учащихся. Учитель, проверив контрольную работу, определяет 5–6 типов наиболее распространенных ошибок, которые допустили ученики, на дом задает теоретический материал для подготовки и практические упражнения по темам, в которых допущены ошибки. На самом уроке во вступительном слове учитель сообщает результаты работы по количеству тех или иных ошибок, говоря о наибольшем и наименьшем количестве ошибок (без называния фамилий), говорит о продвижении вперед отдельных учащихся, перечисляет виды орфограмм и пунктограмм, плохо усвоенных. Затем в рабочих тетрадях начинается коллективная работа над ошибками. Кто-то из учащихся обязательно работает у доски. Слова или предложения, в которых были допущены ошибки одного типа, вновь выписываются, повторяются условия выбора орфограмм и пунктограмм и правила их обозначения на письме. После фронтальной проработки ошибок каждый ученик обращается к индивидуальной работе. Под диктовку записываются слова, предложения на те же правила.

Затем наступает время для обобщающих повторительно-закрепительных упражнений. Чаще всего это диктанты различных видов с последующим объяснением. Все эти задания должны подготовить школьников к самостоятельной работе. Перед выполнением самостоятельной работы ученики в тетрадях для контрольных работ выписывают в правильном виде слова и предложения, в которых они допустили ошибки, и письменно обозначают условия выбора орфограмм и пунктограмм. Только после этого выполняется самостоятельная работа (5–10 минут).

Требования к уроку русского языка:

1. урок должен быть целенаправленным;

2. к основе урока должны лежать общедидактические и частнометодические принципы обучения русскому языку;

3. урок должен быть одновременно обучающим, развивающим и воспитывающим;

4. каждый урок предполагает творческую активность учащихся;

5. в процессе работы на уроке учащиеся должны приобретать навыки, необходимые для будущей работы;

6. на любом уроке совершенствуются речевые, орфографические, пунктуационные навыки.

Урок повторения, обобщения и систематизации пройденного. Такой урок проводится в конце изученной темы, раздела, курса, а также в начале учебного года. Его цель – повторение, обобщение, систематизация ЗУН и их дальнейшее углубление.

Примерная структурная схема:

1) сообщение темы, постановка целей и задач урока;

2) повторение с целью обобщения, систематизации и углубления пройденного:

· проверка домашнего задания;

· опрос;

· повторительно-закрепительные упражнения;

3) самостоятельная проверочная работа;

4) подведение итогов урока;

5) задание на дом.

Центральное место занимает основанная на повторении самостоятельная работа самих учащихся по обобщению и систематизации знаний. Остальные элементы урока подчинены главному.

Успех урока данного типа закладывается в домашнем задании к нему. Домашнее задание к этому уроку носит принципиально иной характер – материал пройден и усвоен, и есть возможность рассматривать его с разных точек зрения, а именно: сопоставлять, классифицировать, выделять общее и различное, использовать разные тексты, на материале которых можно показать то или иное языковое явление. К данному уроку ученик должен не только осмыслить и усвоить материал, но и проделать определенный объем самостоятельной работы, что позволило бы ему внести в урок свои наблюдения. Поскольку способности учащихся различны, уместны дифференцированные задания. Одним ученикам поручают составить обобщающую таблицу или схему, другие должны будут продумать и предложить в классе вопросы для сравнительно-сопоставительной работы, третьи могут сочинить грамматическую сказку или приготовить доклад по вопросам темы, четвертые отыщут тексты для обобщающих упражнений, сделав выписки из произведений, изучаемых на уроках литературы.

Уроки этого типа наиболее удобны для реализации различных организационных форм общения учащихся между собой на базе приобретенных ими ЗУН. Разнообразить виды уроков данного типа позволяет введение в них элементов ролевых игр.

Требования к уроку русского языка:

1. урок должен быть целенаправленным;

2. к основе урока должны лежать общедидактические и частнометодические принципы обучения русскому языку;

3. урок должен быть одновременно обучающим, развивающим и воспитывающим;

4. каждый урок предполагает творческую активность учащихся;

5. в процессе работы на уроке учащиеся должны приобретать навыки, необходимые для будущей работы;

6. на любом уроке совершенствуются речевые, орфографические, пунктуационные навыки.

Урок проверки (контроля) знаний, умений, навыков. Урок контроля завершает изучение темы, раздела или курса. Цель урока – контроль, проверка ЗУН к данному моменту.

Примерная структурная схема:

1) объявление темы и целей урока;

2) выполнение контролирующих заданий;

3) подведение итогов урока;

4) домашнее задание.

Разновидности уроков контроля определяются особенностями контрольных заданий.

Уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся проверяется посредством контрольного диктанта. В настоящее время нередко к диктанту присовокупляют сопутствующее грамматическое задание, посредством которого дополнительно проверяют знания по грамматике и учебно-языковые умения учащихся.

Требования к уроку русского языка:

1. урок должен быть целенаправленным;

2. к основе урока должны лежать общедидактические и частнометодические принципы обучения русскому языку;

3. урок должен быть одновременно обучающим, развивающим и воспитывающим;

4. каждый урок предполагает творческую активность учащихся;

5. в процессе работы на уроке учащиеся должны приобретать навыки, необходимые для будущей работы;

6. на любом уроке совершенствуются речевые, орфографические, пунктуационные навыки.

Комбинированный урок. На этом уроке происходит интеграция задач контроля, объяснения и закрепления.

Примерная структурная схема:

1) сообщение темы, цели урока;

2) проверка домашнего задания;

3) опрос;

4) актуализация опорных ЗУН;

5) изучение нового материала;

6) первичное закрепление материала;

7) задание на дом;

8) подведение итогов урока.

Планируя разновидность комбинированного урока без актуализации опорных ЗУН, особое внимание следует обратить на временную протяженность его первой части. Опрос вместе с проверкой домашнего задания не должен занимать более 10–15 минут урока, поскольку предстоит еще провести объяснение и закрепление материала.

Чтобы избежать такой деформации структуры комбинированного урока и в то же время поставить несколько оценок при опросе, нужно обратиться к таким приемам опроса и проверки домашнего задания, которые помогут сэкономить время. Например, проверку домашнего задания можно слить с индивидуальным опросом. Опрашиваемые ученики выборочно выписывают на доску наиболее трудные случаи из домашнего упражнения: расставляют знаки препинания, чертят схемы предложений, пишут трудные слова, подчеркивают признаки орфограмм, обозначают условия их выбора, делают грамматический разбор и т. д. Их работа на доске выполняет двоякую функцию: служит материалом для опроса и для проверки качества домашней работы данных учеников и одновременно дает возможность всему классу провести самопроверку домашнего задания. Карточка, данная вызванному к доске ученику, сбережет учителю время для работы с классом, избавит его от необходимости формулировать вопросы и диктовать примеры. Сократит время на опрос записанное на доске упражнение с пропуском букв и знаков препинания. Рассчитывая каждую затрачиваемую на опрос минуту, нельзя жалеть времени хотя бы на один развернутый устный ответ по накануне пройденному материалу. Например, рассказать все известное о личных местоимениях. Это психологически важный момент для всех учащихся класса. Из такой постановки вопроса следует, что материал должно учить так, чтобы уметь изложить его в виде связного рассказа.

Сторонники проблемного обучения считают данную разновидность урока устаревшей, неперспективной. Однако она хорошо служит на тех стыках между темами, где отсутствует необходимость в актуализации опорных ЗУН и присутствует необходимость контроля за усвоением предшествующего материала.

Требования к уроку русского языка:

1. урок должен быть целенаправленным;

2. к основе урока должны лежать общедидактические и частнометодические принципы обучения русскому языку;

3. урок должен быть одновременно обучающим, развивающим и воспитывающим;

4. каждый урок предполагает творческую активность учащихся;

5. в процессе работы на уроке учащиеся должны приобретать навыки, необходимые для будущей работы;

6. на любом уроке совершенствуются речевые, орфографические, пунктуационные навыки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: