Планирование товарных запасов в торговле в современных условиях

 

Основными функциями управления запасами являются планирование, мотивация, организация и контроль сохранности товарных запасов.

Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей - потребителей, поэтому планирование и формирование товарных запасов осуществляется по видам запасов: текущие, подготовительные, гарантийные (страховые), сезонные запасы.

На первом этапе планирования товарных запасов необходимо оценить покупательский спрос, предпочтения и платежеспособность покупателей, учесть потребности в товарах на основе портфеля заказов, договоров и нарядов на поставку конкретных товаров покупателям, оценить динамику объема продаж с целью прогнозирования необходимого объема потребления товаров. Затем необходимо проанализировать месторасположение покупателей и поставщиков, мощность и местонахождение складских помещений, транспортные расходы, а также имеющиеся возможности организации в товарных запасах в зависимости от вида формируемых товарных запасов. Таким образом, планирование товарных запасов основывается на прогнозируемых показателях объема продаж и анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование товарных запасов.

На основе полученной информации осуществляется разработка плана поставок товаров по ассортименту и срокам. План поставок товаров представляет собой совокупность планово-расчетных документов, в которых определяются номенклатура поставляемых товаров, требования к ее качеству, количество и сроки поставки, что должно быть отражено в основных требованиях предъявляемых к товару и существенных условиях заключаемых договоров поставок товара.

товарный запас торговля планирование

Этот план разрабатывается в натуральных единицах измерениях и является основным документом, в соответствии с которым торговая организация формирует товарные запасы и тем самым обеспечивает непрерывный процесс реализации товаров и выполняет свои обязательства перед покупателями-потребителями.

Планирование сроков поставок осуществляется в зависимости от норм запасов в днях на всех стадиях товародвижения: оформление товаро-сопроводительных и таможенных документов, нахождение товара в пути, страховой запас в днях при транспортировки товаров, погрузо-разгрузочные работы, транспортировка товаров до магазина, предпродажная подготовка, страховой запас в днях на случай непредвиденных задержек в пути, запас в днях на возврат забракованных товаров. Поставка товаров осуществляется заблаговременно таким образом, чтобы до начала прогнозируемого периода реализации товар успел пройти все предпродажные стадии подготовки и транспортировки.

Планируемое количество товарных запасов также зависит от ряда критериев: непосредственно необходимого объема товара для удовлетворения потребностей покупателей, то есть прогнозируемого объема продаж в натуральных единицах измерения по каждому виду товара, а также сверх этого необходимого количества учитываются товарные потери при транспортировке, хранении и в результате естественной убыли, порчи, боя, лома, брака. Однако с целью не затоваривания следует вычитать остатки товаров из переходящих запасов, то есть остатки не реализованных товаров, продажа которых была запланирована в прошлом периоде.

Как уже отмечалось, при планировании товарных запасов необходимо учитывать товарные потери, которые возникают на всех стадиях обращения товаров: при транспортировке, хранении и реализации. Вопросы, связанные с товарными потерями для торговых организаций, являются очень важными, так как товарные потери необходимо прогнозировать и формировать заказы и потребности с учетом возможно потерянного в будущем количества товара.

Различают нормируемые и ненормируемые товарные потери:

. Нормируемые потери - это потери, образующиеся в результате усушки, утряски, раскрошки, разлива и тому подобному, то есть так называемая естественная убыль товаров: уменьшение веса или объема товаров происходит вследствие изменения их физико-химических качеств.

. Ненормируемые потери: это потери от боя, брака и порчи товаров, а также потери по недостачам, растратам и хищениям. Данные потери образуются вследствие уменьшения массы товаров сверх норм естественной убыли, понижения качества по сравнению со стандартами, веса и объема товаров, а также их порчи из-за неправильных условий хранения, халатности должностных лиц. Наличие в торговых организациях таких потерь является результатом бесхозяйственности, запущенности в учете, поэтому такие потери не нормируются, а считаются сверхнормативными. К сверхнормативным относятся и потери вследствие стихийных бедствий, а именно: не компенсируемых убытков от пожаров, наводнений, всякого рода аварий и тому подобного, убытков от хищений, виновники которых по решению суда не установлены.

Естественная убыль рассчитывается в зависимости от принятого способа учета и хранения товаров: партионного или сортового.

При партионном способе естественная убыль исчисляется по фактическим срокам хранения товаров, которые определяют по партионной карте, на основании даты поступления партии товаров на склад, отпуска товаров, отпуска товара из партии и инвентаризации.

При сортовом способе естественная убыль исчисляется на товары, реализованные за период между инвентаризациями и имеющиеся в остатке на момент проведения инвентаризации на складе (среднего срока их хранения).

Этот срок определяют делением среднего суточного остатка товаров за период между инвентаризациями, на однодневный товарооборот за период между инвентаризациями. Суточный остаток товаров, рассчитывается путем деления суммы остатка товаров за каждый день на количество дней хранения между инвентаризациями. Однодневный товарооборот можно определить делением товарооборота за межинвентаризационный период на количество календарных дней в этом периоде.

Определив средний срок хранения товара, можно узнать норму естественной убыли, она будет равна проценту убыли от количества реализованных товаров с учетом его цены.

Формирование ассортиментной политики товарных запасов основная задача управления торговлей, оптимальное решение которой позволит торговой организации стимулировать покупательский спрос, привлечь и удержать покупателя. Особенно остро встает ассортиментный вопрос в организациях розничной торговли, где в настоящее время уровень конкуренции достаточно высок. Ассортимент товаров основывается, прежде всего, на предпочтениях покупателя, а также психологических и поведенческих характеристик покупателя, поэтому первым этапом планирования ассортимента является тщательный маркетинговый анализ всех влияющих на покупательский спрос факторов, должны оцениваться все составляющие экономического обоснования планируемых изменений. Например, одними из направлений увеличения розничного товарооборота в области ассортиментной политики является сочетание следующих направлений и принципов:

принцип покупки "все в одном магазине";

принцип разнообразия видов одной группы товаров, например, различные сорта колбас;

сочетание таких видов товаров как продукты питания и промышленные товары первой необходимости;

наличие сопутствующих товаров, например пресса, открытки, элементы питания, основанных на принципе "спонтанности покупок";

создание дополнительных мини-цехов при розничных магазинах по производству кондитерских изделий и выпечки других продуктов из теста, салатов, мясных и рыбных полуфабрикатов и уже готовых к употреблению продуктов из мяса, рыбы, птицы, пельменные цеха и так далее.

Залогом успеха является совокупность не только ассортиментных характеристик товаров, но и механизм ценообразования, реклама, а самое главное качество обслуживания и разнообразие сопутствующих сервисных услуг от заказов на определенные виды товаров до доставки товаров "на дом" покупателю.

Принимая решение о размере товарных запасов, необходимо помнить, что складирование товаров сверх необходимой потребности имеет свои преимущества и свои недостатки. К преимуществам следует отнести отсутствие дефицита товаров, непрерывность процесса реализации, стабилизация объема продаж, полное удовлетворение спроса. Вместе с тем эти преимущества компенсируются более значительными недостатками помимо того, что увеличиваются текущие издержки на хранение товаров, способствуя росту складских и страховых расходов и увеличению расходов из-за товарных потерь, мелких хищений, требуется привлечение финансовых ресурсов, которые просто замораживаются в медленно реализуемых активах - товарах. Основная задача управления товарными запасами заключается в сбалансировании этих преимуществ и недостатков с целью минимизации товарных излишков и, в тоже время, дефицита товаров.

При анализе структуры запасов выделяют запасы с зависимым спросом, непосредственно связанным с использованием в торговле других товаров, и независимым спросом. Планирование товарных запасов с независимым спросом не обусловлено планированием других товарных запасов.

Независимый спрос зависит от ряда внешних факторов, поэтому прогнозируется методом экспертных оценок, что не позволяет оценить объем продаж с достаточной степенью точностью. Выделяют следующие способы управления товарными запасами:

система с фиксированным объёмом поставок (заказа),

система с фиксированным интервалом времени между поставками (заказами).

Эти способы основываются на истории потребления конкретных видов товаров, а также на оценке динамики покупательских предпочтений. Система с фиксированным объемом поставок на первых этапах формируется с некоторой величиной товарных излишек, что позволяет со временем откорректировать объем заказа в зависимости от объема продаж, отрегулировав тем самым баланс запасов и потребления и сохраняя как минимум три уровня запаса:

минимальный (гарантированный, страховой) запас (Запасmin),

запас текущий "точки заказа" (ЗапасTZ) - уровень, при котором к моменту поступления товаров по заказу величина товаров в текущих запасах будет равна нулю,

максимальный запас (Запасmax), при котором товарные излишки образуются в пределах нормы и есть полная уверенность их реализации в ближайшем будущем.

С течением времени зависимость уровней запасов оценивается неравенством:

 

Запасmin < ЗапасTZ < Запасmax

 

Рекомендуется сохранять уровень товарных запасов на максимальном уровне только если ожидается повышение рыночных цен реализации или дефицита товара на этапе производства, выращивания, откорме и так далее. В противном случае уровень максимального запаса должен стремиться к уровню "точки заказа". В условиях значительной инфляции, когда покупательская способность денежной единицы резко падает с течением непродолжительного промежутка времени, уровень запасов должен быть минимальным.

Система управления товарными запасами с фиксированным объёмом поставок целесообразна для товаров с низкой стоимостью, высокой рентабельностью, низкими затратами на хранение, относительно постоянным уровнем спроса.

Система управления товарными запасами с фиксированным интервалом времени поставок целесообразна для товаров с высокой удельной стоимостью и высокими складскими расходами.

Оптимальный уровень товарных запасов в идеале достигается в точке равновесия спроса и предложения (представлен на рисунке 1). При достижении уровня товарных запасов по каждому виду товаров в некотором объеме q‘, можно с полной уверенностью утверждать, что все товары будут полностью реализованы. Рациональное управление товарными запасами достигается в точке равновесия спроса и предложения.

 

Рисунок 1. Уровень товарных излишек в зависимости от спроса и предложения на товар.

 

Существенной частью квалифицированного управления производственными запасами является установление оптимального уровня страховых запасов товаров. Недостатки в расчетах нормативов минимального (страхового) уровня запасов приводят к образованию дефицита товаров и как следствие упущенных доходов, или к дополнительным расходам по содержанию излишних товарных запасов. Расчет нормативов страховых запасов сырья и материалов выполняют так же тщательно, как и расчет текущих запасов. Случайный характер факторов, обусловливающих необходимость страховых запасов, предопределяет использование при расчетах аппарата теории вероятности.

Учет факторов, влияющих на уровень страховых запасов, связан с изменениями потребностей покупателей и основывается на прогнозировании величины покупательского спроса и вероятных величин его отклонения в планируемом периоде. Влияние факторов, определяемых условиями поставки товаров, выражается в отклонениях интервалов поставок сырья и материалов от заданных, из-за нарушений ритмичности оформления заказов, задержек в пути и так далее.

Соотношение между текущими запасами товаров (ЗапасTZ), их прогнозируемым объемом реализации (Vпр), пополнением и уровнем страховых запасов товаров (Запасmin) рассчитывается для каждого вида товара следующим образом:

 

Запасmin > (ЗапасTZ - Товары на заказ - Vпр)

 

Страховой запас должен обеспечить необходимый уровень спроса в непредвиденных ситуациях задержек по срокам очередной партии поставок для пополнения текущего запаса. Если поставки товаров осуществляются в срок, то уровень страхового запаса товаров остается без изменений.

При выборе стратегии управления товарными запасами главную роль играют издержки управления запасами. Поскольку расходы, связанные с необходимостью ускорения оборачиваемости, как правило, экономически обоснованы, то максимальное сокращение интервалов между поставками товаров с учетом плана реализации обеспечит доходность торговой деятельности.

Таким образом, товарные запасы являются основополагающими элементами управления торговой деятельности, от эффективности управления товарными запасами напрямую зависят результаты торговой деятельности, показатели товарооборота и рентабельности. Задача управления запасами заключается в том, чтобы применительно к конкретной хозяйственной ситуации найти оптимальное решение по объему и срокам запасов, чтобы своевременно и в необходимом размере удовлетворить имеющиеся потребности и при этом обеспечить минимальные издержки на хранение и поставку ресурсов. Решению этой задачи способствует, прежде всего, комплексный подход к снабженческо-заготовительным процессам, согласующимся с планами реализации, посредством различных инструментов в зависимости от компетентности и профессионализма персонала, используемых информационных технологий, программного обеспечения, степени автоматизации процесса снабжения и реализации, организации документооборота и скорости обработки всей документации.


2. Анализ товарных запасов ООО "Тик"

 

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ООО "Тик"

 

Предприятие (фирма) ООО "Тик" занимается реализацией товаров, в частности продажей одежды, обуви и аксессуаров.

ООО "Тик" находится в г. Тула, по ул. проезд 1-й Металлургов,61а. Местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации.

Общество создано без ограничения срока деятельности.

Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета, в том числе валютный, в учреждениях банков, действует на принципах хозяйственного расчета, самофинансирования и самоуправления.

Как самостоятельная экономическая единица ООО "Тик" создавалось путем формирования основных фондов и оборотных средств, величина которых определяется уставным капиталом.

Режим работы магазина с 10 часов до 19 часов, без перерыва и выходных.

Отношения работника и предприятия, возникшие на основе трудового договора контракта, регулируются законодательством РФ о труде. Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливается в соответствии с действующим законодательством и результатами хозяйственной деятельности предприятия. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда, и меры социальной защиты работников.

Организационная структура управления на предприятии строится по принципу подчинения нижестоящего органа вышестоящему (см. рис.2 Структура управления ООО "Тик").

Функции и обязанности работников ООО "Тик" представлены в таблице 2.1 (см. приложение 1).

 

Рисунок 2. Структура управления ООО "Тик"

 

2.2 Анализ товарных запасов ООО "Тик"

 

Значение анализа товарных запасов заключается в формировании объективной оценки состояния и эффективности использования товарных запасов и в выявлении резервов стабилизации их состояния. Информационной базой анализа являются, главным образом, данные синтетического и аналитического бухгалтерского учета по счету 41 "Товары", а также нормы и нормативы товаров. Расчет среднего товарного запаса ООО "Тик" представлен в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2

Расчет среднего товарного запаса ООО "Тик" (тыс. руб.)

Годы

Оборот розничной торговли

Товарные запасы на начало квартала

Средний товарный запас
  за год однодне- вный 1.01 1.04 1.07 1.10 1.01  
А 1 2 (1: Д) 3 4 5 6 7 8
2009г. 5130,7 14,3 1400,0 1592,8 1654,5 1720,7 1790,0 1640,8
2010г. 5990,5 16,6 1790,0 1630,4 1850,8 2065,6 2163,2 1880,9
2011г. 7210,3 20,0 2163,2 2246,5 2360,8 2450,2 2490,5 2346,1

 

На основании проведенных расчетов проанализируем динамику средних товарных запасов по ООО "Тик" за последние три года.

При сопоставлении темпов роста средних товарных запасов и темпов роста оборота розничной торговли наблюдается следующее: в предшествующем 2010 году оборот розничной торговли растет более интенсивно, чем размер товарных запасов (соотношение между темпом роста товарооборота и темпом роста товарных запасов больше 1,0), что характеризуется положительно. Однако в отчетном 2011 году данное соотношение составило 0,97, то есть меньше 1,0. Это говорит о замедлении товарооборачиваемости, что, в свою очередь, ведет к увеличению расходов и снижению прибыли предприятия торговли.

Анализ состояния товарных запасов и определяющих его факторов проводится по данным о товарных запасах на определенную дату. Анализ проводится как по общему объему запасов текущего хранения, так и в разрезе товарных групп и структурных подразделений организации. При этом используются такие показатели, как:

абсолютная величина запасов на определенную дату (на первое число каждого квартала). Источник данных - сальдо счета 41 "Товары";

уровень товарных запасов (УТЗ) в днях:

 

УТЗ = ТЗНА ДАТУ / РОДН.,

 

где ТЗНА ДАТУ - товарные запасы на определенную дату;

РОДН. - однодневный объем товарооборота;

УТЗ - уровень товарных запасов в днях оборота.

Уровень текущих товарных запасов характеризует, сколько дней торговли обеспечит имеющийся товарный запас при равномерном процессе продажи товаров. Для формирования экономически обоснованной оценки состояния запасов целесообразно акцентировать внимание не на абсолютной величине запасов, а на их уровне в днях оборота.

Результаты исследования оформлены в таблице 2.3 (см. приложение 2).

Расчет к таблице 2.3 на начало отчетного года:

 

Обувь: УТЗ = 1580,5/13,3 = 118,8 (дней);

 

Чулочно-носочные изделия:

 

УТЗ = 85,6/2,3 = 37,2 (дней);

 

Кожгалантерея:

 

УТЗ = 360,5/3,6 = 100,1 (дней);

 

Нижнее белье:

 

УТЗ = 136,6/2,4 = 56,9 (дней).

 

Расчет на конец отчетного года:

Обувь:

 

УТЗ = 1750,7/14,7 = 119,1 (дней);

 

Чулочно-носочные изделия:

 

УТЗ = 106,7/2,3 = 46,4 (дней);

 

Кожгалантерея:

 

УТЗ = 438,5/4,2 = 104,4 (дней);

 

Нижнее белье:

 

УТЗ = 194,6/3,2 = 60,8 (дней).

 

Расчеты уровня товарных запасов на начало, и конец прошлого года выполняются аналогично.

Для более детального понимания сложившейся ситуации на данном торговом предприятии, целесообразно провести анализ товарооборачиваемости и определить факторы, влияющие на эффективность использования товарных запасов, используя данные отчетного и прошлого года (см. приложение 3, таблица 2.4).

Из данных таблицы 2.4 следует, что процесс продажи товаров на данном предприятии не равномерен, поскольку заметен значительный разброс уровней товарных запасов в днях. Причем уровень товарных запасов почти в каждом случае увеличивается. Такую ситуацию нельзя оценить позитивно, поскольку она может объясняться тем, что товары завозятся без достаточного учета спроса, в ранее завезенных товарах есть остатки неходовых товаров, товаров, потерявших первоначальное качество или устаревших моделей и фасонов и так далее.

На основании всего проведенного анализа можно смело сделать вывод, что товарные запасы в ООО "Тик" в отчетном году использовались не достаточно эффективно. На эту мысль наталкивают два основных показателя эффективности использования товарных запасов: увеличение времени товарного обращения и снижение скорости товарного обращения по сравнению с прошлым годом. В результате роста среднего товарного запаса в отчетном году товарооборачиваемость в днях замедлилась на 23,25 дня, а снижение скорости товарного обращения способствовало снижению оборота розничной торговли на 262,8 тыс. руб. Следовательно, за счет замедления товарооборачиваемости прибыль от продажи товаров снизилась на 37,32 тыс. руб.

Из вышесказанного можно с уверенностью сказать, что состояние товарных запасов оказывает значительное влияние на показатели хозяйственной и финансовой деятельности предприятия: объем оборота розничной торговли и расходы на продажу товаров, а, следовательно, и прибыль от продаж, состояние материально-технической базы, величину оборотных средств, уровень обеспеченности собственными оборотными средствами. Излишние (сверхнормативные) товарные запасы приводят к увеличению затрат по их содержанию, что негативно влияет на прибыль; к дополнительному привлечению источников финансирования, замедлению оборачиваемости вложенных средств, что способствует ухудшению финансовой устойчивости и плетежеспособности.

Руководству ООО "Тик" следует принять следующие меры по совершенствованию своей деятельности:

) Определить возможности по повышению производительности труда торгово-оперативного персонала предприятия;

) стабилизировать состояние товарных запасов, то есть: изменить структуру оборота розничной торговли, направив усилия на продажу основного вида товара данного предприятия - обуви; снизить цену на основной вид товарной группы.




Заключение

 

Каждый руководитель должен рассматривать товарные запасы как важную часть активов, в которую иммобилизуются денежные средства. Эта стадия в оборотном капитале, продолжительность которой определяет потребность в денежных средствах предприятия. Размер товарных запасов зависит от масштабов деятельности предприятия. Обычно чем крупнее предприятие, тем больше должна быть величина запасов в сумме. Одновременно на размеры запасов влияют число поставщиков, их надежность и отдаленность, складские мощности, разнообразие покупателей и их постоянство, количество заказов, прогноз цен, ассортимент, реальная экономия от ускорения оборота запасов, дефицит рабочей силы, надежность поставок и т.д.

Товарные запасы представляют собой товары, находящиеся в сфере товарного обращения, а также у изготовителя и в пути. Их наличие характеризует статичное состояние и местоположение товарной массы в процессе товародвижения на определенный момент времени. Они обеспечивают непрерывность производства, потребления и бесперебойность реализации.

Каждый руководитель торговой организации должен знать ответ на такие вопросы: сколько и каких запасов должно быть в наличии, каков их оптимальный размер и как ускорить оборачиваемость средств, вложенных в запасы? В условиях рыночных отношений товарные запасы создаются для достижения поставленных целей перед торговой организацией: для обеспечения роста доли продаж на рынке, поддержания конкурентоспособности, обеспечение прибыльной работы в процессе движения и реализации товаров и др.

Важно также понимать, что время обращения товаров показывает, как быстро будет продан товар и как скоро будут возмещены затраты на его производство и обращение. Этот показатель прямо связан с показателями экономической эффективности рыночной деятельности. По его величине судят о том, как долго товар остается в форме запаса, т.е. требует затрат и не приносит отдачи.

В целом деятельности ООО "Тик" в отчетном году можно дать положительную оценку. Выявлены следующие положительные моменты: рост оборота розничной торговли, суммы валовой прибыли и суммы чистой прибыли, а также снижение уровня издержек обращения.

На основании всего вышесказанного целесообразно отметить, что руководству данного предприятия следует принять следующие меры по совершенствованию своей деятельности:

) Определить возможности по повышению производительности труда торгово-оперативного персонала предприятия;

) стабилизировать состояние товарных запасов, то есть:

изменить структуру оборота розничной торговли, направив усилия на продажу основного вида товара данного предприятия - обуви;

снизить цену на основной вид товарной группы.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: