Коммуникативные ориентации и ключевые компетенции

в рамках образования развиваются следующие ключевые компетентности:

· говорить

· слушать

· читать

· писать

· считать

АДАПТАЦИЯ

На уровне адаптации формируются навыки и оперативные знания. Это то, что собственно, и называют компетенциями

· знания

· умения

· диспозиции

Насчет разговора про соотношения умений и навыков. Умение - это контролируемый навык, а навык это высокоавтоматизированное умение (которое меньше контролируется)

Знания:

· знания в действии (знания кооперативного общения)

· знания как строительные леса (таблица умножения на обратной стороне тетради)

· технические знания

Диспозиция - умение и готовность


2. ДИСПОЗИЦИИ (ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ И УСТАНОВКИ) КАК КОМПОНЕНТ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Большинство практиков включают в понимание коммуникативной компетентности определенные диспозиции.

Ф. Бурнард специально и неоднократно подчеркивает необходимость работы с тем, что он называет личностными качествами, а именно, работы по развитию теплоты, искренности, эмпатии и доброжелательности. И. Атватер, говоря о навыках активного слушания акцентирует роль установок на партнера по коммуникации (таких как положительное отношение к партнеру и эмпатии), без которых само по себе применение технических приемов не дает искомой эффективности.

Для Л.А.Петровской понятие социальной установки (отношения) при характеристике компетентности в общении является, по-видимому, одним из центральных. М. Аргайл включает в понятие социальной компетентности даже такие стабильные характерологические образования как экстраверсия и эмоциональная устойчивость.

Признание личностных образований в качестве полноправных составляющих коммуникативной компетентности поднимает еще одну немаловажную проблему, а именно, проблему приоритетности. Речь идет о противостоянии двух подходов к пониманию природы коммуникативной компетентности, поведенческого и клинического. Точнее говоря, о двух подходах к пониманию природы коммуникативной некомпетентности. С точки зрения бихевиоризма – некомпетентность это дефицит умений, который можно ликвидировать в ходе специально организованного обучения. Клинически ориентированные психологи оперируют понятием «закрытость для опыта», а работа с некомпетентностью сводится к ликвидации «шор» и «барьеров». К настоящему времени давний спор потерял свою остроту и преобладающей является та точка зрения, что рациональное зерно присутствует в обеих позициях, а на практике это означает, что рекомендуется проводить психокоррекционную работу, если тревожность высокая, и осуществлять программы обучения, если она выражена не слишком явно

Такие образования как черты характера и темперамента, как правило, связаны с продуктивностью решения разнообразных задач далеко не простым образом. Есть основания предполагать, что существует некоторый оптимум (и даже оптимумы) выраженности таких черт, при котором эффективность будет наивысшей.

А.Л.Журавлевым было показано, что успешность деятельности руководителя связана со степенью его экстравертивности криволинейно и характер этой связи описывается инвертированной дубльвеобразной кривой. Иначе говоря, есть две оптимальные зоны выраженности экстраверсии (умеренная экстравертивность и умеренная интравертивность), при которых у руководителей отмечается наивысшая эффективность; экстремальные экстраверсия и интроверсия, равно как и их баланс (амбиверсия) связаны с пониженной успешностью

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: