Цель, предмет и задачи данного курса

 

Цель данного пособия – оказать помощь студентам в освоении учебного курса «Чтение как вид русской речи».

Предметом изучения являются все виды речевой деятельности, в том числе, естественно, и чтение. Сказать, что данный вид речи изучен недостаточно, – значит ничего не сказать. К настоящему времени лингвисты, учителя русского языка и методисты ещё не определились окончательно даже в том, какова истинная цель обучения чтению и как его осуществлять. Так что пока в обучении чтению и в самом чтении господствует стихия.

Если исходить из того, что главная цель чтения – овладеть читаемой информацией, то, естественно, основной задачей при чтении должна стать полная идентификация воспринимаемого содержания. Однако никто не осуществлял никаких действий на выяснение качества его восприятия при чтении.

В течение последних шести десятилетий главную цель в обучении чтению видели в развитии его скорости, подсчитывая  количество слов, прочитанных за минуту. Но слова бывают односложные и многосложные, т. е. разные по объёму, поэтому количество произнесённых при чтении слов представляется сомнительной мерой и не менее сомнительной целью.

Кроме того, психическое состояние человека (а чтение – это вид психической деятельности) не является постоянным. Оно меняется, следовательно, меняется динамика его мыслительной деятельности и скорость чтения. А главное, при таком подходе содержательная сторона текста представляется третьестепенным фактором. Из сферы внимания исчезает основная цель чтения, что делает данный подход весьма уязвимым.

Между тем цель обучения чтению достаточно убедительно была определена ещё в античные времена Квинтилианом. Она, по его мнению, в том, чтобы читающий правильно понимал содержание. И это естественно. Любой текст передаёт конкретную информацию. Его читают, чтобы познакомиться с содержанием. При этом важно правильно понимать текст. Правильно – значит так, как его представляет автор. Нужно точно понять автора, хотя то, о чём он говорит, может и не соответствовать действительности.

При чтении на скорость читающему не важно содержание – для него важно как можно больше произнести слов. Но если учитывать истинную цель чтения – правильно понять содержание, – то нет оснований относить скорость чтения к существенным показателям. В конечном счёте каждый человек будет читать с той скоростью, которая соответствует динамике его мышления.

Таким образом, предметом нашего внимания будет чтение как вид русской речи, предполагающий извлечение из письменных источников информации, адекватной авторскому её пониманию. Нас будет интересовать чтение как речевой способ точного восприятия авторского содержания текста, а также принципы качественного осуществления этой деятельности.

Естественно, что при этом предполагаются определённые трудности. Так, не будет способствовать успешной работе частое смешение единиц устной и письменной форм речи. По данному признаку до сих пор нет чёткой дифференциации речевых единиц. Нет разграничения их и по признаку участия в порождении речи и в её традиционном оформлении, хотя попытки дифференциации речевых единиц по их отношению к формам речи осуществляются исследователями, например С. В. Андреевой [1].

В устной речи можно произнести многие единицы языказвук, букву, морфему, слово, словоформу. Можно произнести также любую из типичных единиц устной речисинтагму, фразу. Даже можно произнести речь в целом как завершённое в структурном, интонационном и смысловом отношении устное сообщение. Но нельзя произнести предложение. Речевая практика народа не фиксирует сочетания произнести предложение. Такого действия нет в устной речи русского народа, так как в ней нет предложений – в ней фразы. А чего в ней нет, того нельзя и произнести. Предложения можно записывать, вычёркивать, читать. Выходит, в устной речи существует непроизносимая единица, которую при этом настойчиво именуют центральной единицей языка, что весьма странно. При чтении вслух предложения преобразуются в свою исходную форму – в те фразы, которые в своё время послужили основой для предложений при формировании текста. Но теперь эти фразы получили достаточную корректировку и могут считаться образцовыми. Фразу записать можно, но записанная фраза меняет свой статус, трансформируясь в предложение как важнейшую структуру письменной речи.

 




double arrow
Сейчас читают про: