Слова и их отношение к построению речи

 

Мысль о том, что речь строится из слов как знаменательных знаков языка, настолько прочно обосновалась в общественном сознании, что заставляет продолжить разговор по этому вопросу. Это ошибочная мысль, и она далеко не безвредна. Особенно вредна она для формирования и развития навыков чтения.

Как уже отмечалось, в современном языкознании господствует мнение, согласно которому из отдельных слов как номинативных средств строятся предложения, а из последних составляются тексты [3].

Однако эти утверждения не подтверждаются верификацией. Существует ряд фактов, которые свидетельствуют о том, что данный вопрос является не таким простым, каким может показаться на первый взгляд, что его нынешнее освещение противоречит логике, речевой практике, а следовательно, и научной истине.

Во-первых, если речь строится из отдельных слов, почему она воспринимается не на основе наращения значений отдельных слов?

Во-вторых, подавляющее большинство слов в системе языка многозначно, а в речи они однозначны. В языке слово является общим для всех носителей, оно обладает определённым запасом когнитивных возможностей, у него обобщённый характер значения (одним и тем же словом можно назвать любой предмет в бесконечном ряду однотипных предметов), тогда как речь всегда индивидуальна, конкретна и носит творческий характер.

В-третьих, против речепорождающей функции слов, которые, дескать, последовательно сочетаясь в качестве самостоятельных единиц языка, образуют речевую цепь, свидетельствуют те многочисленные факты, когда в речи между рядом стоящими словами отсутствует синтаксическая и смысловая связь. Странная цепь, если её отдельные соседствующие звенья как основные её компоненты никак не связаны между собой. Утверждается, что речь строится из слов, а соседствующие слова между собой не связаны. 

В-четвёртых, обратившись к устной речи, как природной форме общения, можно убедиться в том, что говорящий выделяет в ней и разграничивает паузами не отдельные слова, а единые интонационно оформленные структурно-смысловые группы слов с общим ситуативным значением. Это, по мнению Л. В. Щербы, вызывает обоснованные сомнения относительно структурной и смысловой самостоятельности слова в предложении.

Наконец, слово называет отдельный предмет на основании его сущностного признака. Но восприятие этого предмета в процессе речи не ограничивается сущностным признаком. Актуальным может стать какой-либо его акцидентный признак. Человек видит предмет, осуществляет его словесную идентификацию, воспринимает другие его признаки – цвет, размеры, объём, положение и т.п., причём воспринимает всё это не в отдельности, а в единстве. Поэтому в его сознании автоматически возникает группа слов, достаточная для того, чтобы предельно отразить конкретную ситуацию – сам предмет и его отличительный на данный момент признак. Так вместе с названием предмета появляются и слова-идентификаторы, которые делают его предельно узнаваемым. Всё это представляет собой единое интонационное и структурно-смысловое целое, один минимальный, недискретный исходный речевой компонент. Таким образом, слово – обобщённая единица языка. В сфере речи оно может быть представлено только как компонент минимальной исходной речевой единицы – синтагмы (около 85 %) или в качестве самостоятельной однословной синтагмы (около 15 %).

И. А. Бодуэн де Куртенэ не находил слову места в речи (в предложении). Слово как единицу языка он обозначал термином лексема, а исходную единицу речи в предложении в виде слова он квалифицировал как синтагму [4].

В речи весьма активно используется структура у него мелькнула мысль … Часто речевой опыт, чутьё, интуиция более точны, чем многие логические попытки сознательно сделать это. Если предложение будет строиться из последовательно наращиваемых слов, то никогда ни одна мысль не сможет мелькнуть. При общении слова изначально закреплены в мгновенно появляющихся в сознании единых структурно-смысловых блоках. Слова – лингвистический способ отражения статичного мира. Это элементы лингвистического кода: реалия и её лингвистическое отражение. Конкретность реалиям обычно придают слова в авторских сочетаниях, образующих минимальную речевую единицу с ситуативным значением. Так что в речи изначально каждый человек пользуется не словами как самостоятельными единицами языка, а их сочетаниями, мгновенно возникающими применительно к ситуации в сознании говорящего – синтагмами.

Совокупность всех слов языка представляет собой языковую картину предметного мира. Функция слова как самостоятельного компонента языковой картины мира – назывная, а не речепорождающая. Оно общий элемент лингвистического кода для бесчисленного множества однотипных реалий с общим сущностным признаком. Поэтому слова как отдельные обобщённые единицы лингвистической картины мира не предполагают самостоятельного использования. Только в сочетаниях, мгновенно возникающих в сознании, они отражают конкретные единые факты действительности. И эти индивидуально-авторские сочетания – уже не факты языка, а факты речи.

Слово характеризуется конкретным объёмом смысловых возможностей. Но в речи мы имеем дело с конкретными ситуациями находящегося в движении мира. В нём постоянно происходят изменения – ни в одном языке не хватит слов для их обозначения. Отражение конкретных ситуаций осуществляется в виде лексических комплексов – спонтанного, автоматического объединения слов, совместно отражающих актуальную простейшую ситуацию как единый минимальный фрагмент содержания. Возникающая речевая структура становится предельно конкретной и является исходной в процессе порождения речи и отражения речевой картины мира.

Слова произносятся и пишутся одно за другим, но не как способ порождения речи путём наращения их в качестве самостоятельных строительных единиц. Они произносятся и пишутся последовательно в их конкретном порядке и связях как компоненты единой исходной речевой структуры – синтагмы, автоматически возникающей в сознании человека для отражения очередного минимального фрагмента ситуации. Эти индивидуально-креативные структуры являются исходными компонентами речи. 

Таким образом, в качестве исходной единицы порождения речи выступает не слово, а индивидуально-авторская группа слов, получающая статус единой исходной речевой единицы – синтагмы. Именно она позволяет сделать речь предельно конкретной.

Контрольные вопросы:

1. Сферы языка и речи и их реальные единицы.

2. Речевая деятельность и её виды.

3. Цель и задачи учебного курса «Чтение как вид русской речи».

4. Чтение как предмет изучения и его место среди учебных дисциплин.

5. Опорные принципы при развитии навыков чтения

6. Единицы языка и единицы речи и их назначение.

7. Виды и формы речевой деятельности и её субъекты.

8. Порождение речи. Противоречия в теории порождения речи.

9. Слова и их отношение к построению речи.

10. Почему нельзя считать слово реальной исходной единицей речи?

 

 




double arrow
Сейчас читают про: