Изучая речь, нужно учитывать несколько моментов. Во-первых, отношение исследуемого речевого материала к конкретному виду речевой деятельности (продуцирующему или рецептивному). Во-вторых, отношение речи к её субъектам (субъекту порождения или субъекту восприятия). В-третьих, учитывать способ материального её выражения (звуковое или графическое), т. е. её отношения к устной форме или письменной. И наконец, отношение её единиц к непосредственному её порождению или к её оформлению. Без такого учёта любое исследование будет некорректным.
Итак, как уже отмечалось, существуют четыре вида речевой деятельности: два – в устной форме и два – в письменной. Если учитывать её разные виды и формы, а также то, что в ней участвуют разные субъекты, у которых разные цели и разные речевые действия, то вполне естественно, что ограничиваться каким-то одним универсальным решением рассматриваемой проблемы недостаточно.
При устном общении имеет место одна картина порождения и восприятия речи, а при письменном – совершенно иная. В устной речи в момент её порождения и интонационного выделения всех её исходных речевых единиц с появлением каждой очередной синтагмы одновременно происходит и её восприятие слушателем. Направления действий субъекта речи и субъекта её восприятия совпадают и посинтагмно синхронно продвигаются от начальной синтагмы к конечной.
Говорящий идёт от содержания к речевым формам его воплощения, а слушатель в это же время продвигается на уровне синтагм от их форм и наращиваемых однозначных значений к общему содержанию.
Для устной речи актуальны одни единицы (синтагмы, фразы, сообщение), а для письменной – в большинстве своём иные (синтагмы, предложения, высказывания, тексты). Синтагма же является единицей, общей для обеих форм речи, так как принцип порождения речи у обеих форм один и тот же: последовательное наращение синтагм и их значений.
Что касается действий субъектов письменной речи, у автора – одни речевые действия, а у читателя – другие. Действия автора направлены от содержания к отражающим его речевым структурам, но уже к тем, которые в соответствии с культурно-речевой традицией характерны для письменной речи, а речевые действия читателя, как и слушателя, направлены от речевых структур к содержанию.
Так что у субъекта речи и субъекта восприятия разные виды речевой деятельности, обусловленные разными коммуникативными целями и разными формами общения.
Порождение речи – вовсе не выборочное распространение некой абстрактной схемы отдельными словами или заполнение членами предложения каких-то виртуальных синтаксических позиций, как это настойчиво внушает нам современная теория. Она утверждает, что предложение – это центральная единица языка и речь строится ради предложений с помощью эксплицитных или предполагаемых наполнителей путём заполнения ими различных синтаксических позиций. Однако эта мысль не подтверждается в процессе её верификации.
Порождение речи как креативной интеллектуальной деятельности – обычно автоматический процесс, соответствующий спонтанному процессу мышления, вызванный необходимостью передачи актуального содержания результатов мышления. Осуществляется он на основе доведённых до автоматизма речевых умений и навыков путём последовательного линейного наращения предельно минимальных (недискретных), мгновенно возникающих в сознании человека исходных речевых единиц. Они приобретают природную устную форму, но при необходимости могут быть трансформированы в письменную.
Восприятие письменной речи осуществляется в результате последовательного осознания синтагматической структуры текста и его интонации путём выделения синтагм и осмысления их значений во всех его предложениях.
Виды речевой деятельности по цели и способу их осуществления делятся на продуктивные (говорение и письмо) и рецептивные (аудирование и чтение).
По форме речевого материала они разделяются на звуковые – говорение и аудирование и графические – письмо и чтение.
По восприятию – слуховые и зрительные.
По происхождению эти виды речи подразделяются на:
природные – говорение и слушание (это первичные виды, они даны человеку природой; ребёнку достаточно находиться в кругу общающихся людей, чтобы самостоятельно овладеть этими видами речевой деятельности);
искусственные – письмо и чтение (они созданы людьми; чтобы овладеть ими, нужно долго и целенаправленно учиться, развивать личный речевой опыт, совершенствовать свои знания, умения и навыки; гипотезы, выводы и концепции, касающиеся искусственных видов речи, необходимо подвергать верификации, т.е. проверке на соответствие их природной речевой деятельности, опираясь при этом на показатели первичных видов речи).
По отношения к устной и письменной форме они разделяются на те виды, которые присущи только устной речи – говорение и слушание, и те, которые присущи только письменной речи (письмо и чтение).
По отношению к субъектам общения – контактные и неконтактные.
На простейшей схеме их можно представить следующим образом:
Речевая деятельность, её виды и формы
Продуктивные виды Рецептивные виды
Говорение Слушание
Письмо Чтение
Виды устной формы Виды письменной формы
Говорение Письмо
Слушание Чтение
При изучении любого вида речи его необходимо рассматривать с учётом остальных видов и его роли в системе этих видов, их связей и отношений.
Так как виды речевой деятельности имеют разное материальное выражение (звуковое и графическое), у них, естественно, и разные речевые единицы, обусловленные формой их выражения. Их единицы соотносительны, но не тождественны. Их смешение свидетельствует о том, что люди не осознают, что устная речь включает те единицы, которые произносятся и слышатся, аписьменная – объединяет те, которые записываются и читаются.
Для точного восприятия текста при чтении необходимо:
1. Чётко и последовательно разделять сферы языка и речи.
2. Не менее чётко разграничивать реальные единицы этих сфер.
3. Использовать принцип, по которому речь воспринимается на основе тех речевых единиц, из которых она была составлена.
4. Различать слово как единицу языка с обобщённым значением и синтагму как речевую единицу с ситуативным значением, их сферы, значения и функции.
5. На основании интонационной делимитации речи выработать умения последовательно восстанавливать авторскую структуру и границы синтагм в пределах каждого предложения и всего текста.
6. Определять внутрисинтагмные связи компонентов синтагм, а также связи и отношения между синтагмами.
7. Разграничивать единицы устной речи и письменной. Различать предложение и фразу. В современной науке предложение рассматривается как в письменной, так и в устной речи, хотя в речевой практике народа вообще нет сочетания “ произнести предложение”.
8. Соотносить читаемый текст с устной формой, чтобы научиться слышать его при восстановлении авторской интонации.
9. Анализировать те фрагменты в тексте, где возможна разная интерпретация содержания, и обосновывать выбор варианта.
10. Характеризовать авторскую предложенческую структуру текста, её убедительность, степень соответствия культурно-речевой традиции, с учётом стиля речи, жанра и содержания текста.
11. Рассматривать возможности изменения предложенческой структуры текста (что часто осуществляется писателями), оценивать предлагаемые варианты.
12. Опираясь на практику речевой деятельности, осуществлять верификацию научных концепций, проверяя их выводы и положения на соответствие их речевой деятельности и истине.
Без учёта этих требований, при смешении сфер языка и речи и их единиц нельзя представить убедительной теории речи, нельзя добиться высокой степени понимания читаемого текста.
Неубедительность при выделении исходной речевой единицы (слово или синтагма) приводит к смешению сфер языка и речи и их единиц – языковых и речевых, что в итоге при чтении порождает ошибки в понимании авторского содержания.






