В лингвистике существует несколько концепций построения речи, в связи с чем возникает естественный вопрос: почему процесс порождения речи у всех людей один, а его интерпретаций несколько?
Такая ситуация вызывает сомнения относительно своей логичности и объективности. Она заставляет говорить о необходимости верификации предлагаемых концепций. Если научная концепция порождения речи строится на основе речевой деятельности, с учётом всех её видов – продуцирующих и рецептивных, устных и письменных, – то при верификации она должна проверяться речевой деятельностью с целью выяснения, в какой степени положения и выводы концепции соответствуют речевой деятельности в целом.
Во-первых, с одной стороны, декларируется исключительная роль отдельного слова в построении предложения (речи), с другой же – это слово интонационно теряется в речи, в разграничиваемых паузами лексических группах. Вполне очевидно, интонационно речь не разграничивается на отдельные слова, что было отмечено ещё Л. В. Щербой более ста лет назад. Если обратимся к письменной речи, то, безусловно, в печатном тексте слова разграничены пробелами, но это вовсе не значит, что они разграничиваются и интонационно, например, при чтении вслух.
На письме они разграничиваются пробелами исключительно для того, чтобы их было легко опознавать (а не потому, что, дескать, из них строится речь) и соотносить их с другими реальными компонентами синтагмы, в которую они входят.
Во-вторых, исследователи утверждают, что предложению характерны чёткие границы, но в то же время, рассуждают о том, что в него можно включать одну или даже несколько дополнительных предикативных единиц.
Говорят, из песни слова не выкинешь. Но вместе с тем его в неё и не вставишь – зачем? Как видим, весьма странное представление о чёткости и строгости границ предложения. Что же касается построения предложения (и речи в целом) на основе структурной схемы при помощи слов-распространителей, эта мысль легко опровергается тем, что при проверке выясняется, что предложение, как и речь в целом, воспринимается не на уровне отдельных слов. Следовательно, не из них оно и составлено.
В данном случае нарушается логическая обусловленность, смысл которой в том, что предложение и текст в соответствии с логикой должны восприниматься на основе тех речевых единиц, из которых непосредственно были составлены их структура и содержание. Если они воспринимается не на уровне слов как самостоятельных значимых единиц языка, значит, не из них они и составлены.
Становится очевидным, что чтение с опорой на слово является сомнительным способом получения точной авторской информации.
Для того чтобы разобраться в проблеме, следует обратиться к самому надёжному источнику – к устной речи, как природной форме общения, и выяснить, какие именно минимальные речевые единицы интонационно выделяются и разграничиваются в ней её субъектом, позволяя понимать её в момент порождения, и тем самым выявить, из чего она реально составляется. А затем соотнести полученные результаты с письменной речью.
Лингвистические единицы и их отношение






