Согласно господствующему в науке мнению, речь строится из слов как номинативных средств языка, отражая триаду лингвистических единиц: слово, предложение, текст. Однако ещё В. фон Гумбольдт точно подметил, что не речь порождается из слов, а слова появляются из речи.
Этим высказыванием он обратил внимание исследователей на то, что теория построения речи из слов не соответствует действительности. Это убедительный факт верификации. Его утверждение следует считать одним из исходных принципов осуществления речевой деятельности.
В связи с этим появляется естественный вывод: если речь порождается не из отдельных слов, значит, во-первых, основа чтения не словесная и, во-вторых, воспринимать содержание речи нужно не на основе значений отдельных слов как самостоятельных знаков языка.
Как порождается речь – устная и письменная? Как воспринимается и благодаря чему понимается устная речь и как воспринимается письменная речь? Как, когда и с какой целью появляются предложения? Простые и естественные вопросы. Но убедительных ответов на них нет и сейчас. Между тем эти вопросы напрямую связаны с чтением и его качеством.
Вопросы построения и восприятия речи относятся к фундаментальным в лингвистике, ибо отражают основу всех видов речевой деятельности – продуктивных и рецептивных, как устной её формы, так и письменной. Изучение речи, как и лингвистики в целом, следует осуществлять с учётом таких факторов:
- осознания и разделения лингвистических сфер языка и речи;
- чёткого и последовательного разграничения их единиц;
- осознания существующих видов речи в их связях и взаимоотношениях;
- естественной дифференциации речевых единиц на основании их показателей и объективных принципов.
Если учитывать, что основные знания о мире человек получает в результате чтения, становится ясно, насколько важно научиться умело читать, чтобы точно понимать читаемый текст. Но правильно понимать его можно лишь при опоре на его истинные исходные речевые единицы, которые по воле автора составили его реальную структуру и содержание.
Адекватное членение читателем текста на исходные авторские речевые компоненты будет способствовать осознанию авторской интонации, а значит, и точному восприятию смысла.
В соответствии с речевой деятельностью речь порождается в результате линейного наращения исходных минимальных речевых единиц и их значений. Это основной принцип порождения речи. Последовательное осмысление этих единиц позволяет читателю правильно понять содержание. Это главный принцип чтения. Отступление от него ведёт к ошибкам в понимании текста. Чтение как вид восприятие речи обусловлено характером её порождения: авторской синтагматической структурой текста и его интонацией.
Прагматический аспект данного вопроса чрезвычайно важен для лингвистического развития человека – при выяснении того, какие слова сочетаются в родной речи в единые минимальные структурно-смысловые группы и как эти группы соотносятся друг с другом, что необходимо осознавать при любом чтении.
Речь у каждого человека – индивидуальна. Но у неё есть общие признаки, применительно к её субъектам. Например, характер её естественного порождения и устного восприятия (путём наращения синтагм и их значений), делимитация, т. е. интонационное разграничение синтагм, составляющих её реальную структуру и содержание, интонационная интерпретация исходных единиц речи, идентификация синтагм слушателями или читателями.
Говорящий человек, передавая информацию, представляет конкретную структуру речи. При этом он устанавливает и интонационно разграничивает её реальные исходные единицы, благодаря чему слушатели легко понимают её содержание. Минимальными единицами порождения речи являются синтагмы, которые мгновенно возникают в сознании человека в процессе речи в виде интонационно единых сочетаний слов с общим ситуативным значением. Слушатели воспринимают эти спонтанные образования одновременно с их появлением и, наращивая их значения, воспринимают смысл речи в целом.
Что касается письменной речи, в которую при необходимости трансформируется устная её форма, то она воспринимается на основе тех же речевых единиц, что и устная речь, т. е. на основе синтагм, которые в данном случае меняют звуковую свою материю на графическую. В письменной форме передаётся содержание, которое предварительно “проходит” через устную форму (или внутреннюю речь). Для автора оно в обеих формах одно и то же. Таким оно должно стать для всех читателей. Хотя каждому из них в отличие от слушателей нужно самостоятельно разобраться в содержании текста. У них разные знания, умения и навыки, в связи с чем приходится говорить о качестве их чтения, о точном и ошибочном понимании авторского содержания.
Порождение речи как вид психической деятельности едино, тогда как формы её выражения разные: устная и письменная. Для них используются разные средства, в связи с чем у них разное восприятие – слуховое и зрительное. Но содержание одно и то же – авторское. Оно не предполагает никаких читательских поисков дополнительных смысловых нюансов и оттенков: это будет уже совсем иное содержание. При устном общении адекватное восприятие речи достигается благодаря интонации говорящего – мелодике, ударениям, паузам, – поэтому оно не вызывает затруднений. С письменной речью читателю нужно научиться работать самостоятельно. Ему необходимо осознать авторскую интонацию, вписанную в текст, что позволит идентифицировать реальную структуру его исходных единици на их основе определить передаваемое содержание.
Для автора интонация – способ интерпретации содержания, а для читателя она средство идентификации его. При чтении главное для читателя – правильно понять содержание текста. Правильно – значит так, как понимал его автор. А чтобы правильно понимать содержание читаемого текста, нужно делать это на основе реальных единиц его порождения – на основе авторских синтагм, соблюдая принципы, выработанные в процессе развития данного вида речевой деятельности.
Естественно, что без достаточных лингвистических знаний человеку трудно качественно осуществлять эту работу, а часто вообще невозможно. Причём те знания, которые соответствуют лингвистическим реалиям и логике лингвистического отражения мира, будут способствовать ему, а те, которые не соответствуют, будут мешать, затрудняя восприятие текста, деформируя его содержание, т. е. будут снижать качество познания мира.
Многие ошибки при чтении обусловлены недостаточным объёмом знаний и речевого опыта читателей, а также огрехами в лингвистической науке. Так, следуя господствующей в лингвистике концепции, согласно которой предложение как центральная единица речи строится из отдельных слов, обучение чтению ведётся с опорой на слово. Её сторонники, утверждая, что речь строится из слов как самостоятельных единиц языка, не обращают внимания на то, что воспринимается она не в результате сложения значений этих слов. Выходит, что у неё разные принципы шифрации и дешифрации, с чем, конечно же, нельзя согласиться.
Далее попытаемся детально разобраться в данной теме, опираясь на результаты верификации утверждений, выводов и концепций. И лучшим аргументом для их признания будет их соответствие речевой деятельности, как объективный показатель их основательности.






