Необходимость тщательного и всестороннего изучения синтагмы и синтагматической структуры речи обусловлена многими причинами.
Главная из них в том, что синтагматическая концепция в полном объёме соответствует речевой деятельности – как продуцирующей, так и рецептивной. Сведения о синтагме способствуют осознанию:
1) истинной природы порождения и восприятия речи, т. е. того, что именно синтагмы являются исходными минимальными её единицами;
2) необходимости чёткого разграничения сфер языка и речи, единиц языка как обобщённых или абстрактных его общенародных средств и единиц речи как индивидуально-креативных структурно-содержательных её компонентов с ситуативным значением; а также того, чем языковые единицы отличаются от речевых и почему их нельзя смешивать;
3) важности разграничения единиц устной и письменной речи;
4) реальной структуры предложения, что способствует точной и аргументированной квалификации его компонентов;
5) факта, что вовсе не из звуков, слов или словосочетаний составляется предложение и формируется его содержание;
6) неубедительности утверждения о том, что предложение строится путём распространения структурной схемы отдельными словами;
7) противоречия в традиционном и новом учении о членах предложения, которые устанавливаются и квалифицируются без учёта характера связи – внутрисинтагмной и межсинтагмной, – отчего происходит разрушение синтагм как реальных компонентов структуры и содержания предложения;
8) способа отражения предикативности: односоставности /двусоставности в предложенческих структурах с инфинитивом в роли главного компонента.
Рассматриваемые вопросы весьма важны для развития теории и практики речевой деятельности, устной и особенно письменной форм речи. Поэтому необходимо системное и основательное их изучение в школе и вузе.
Но особенно важна синтагматическая концепция речи в прагматическом плане: она способствует выработке и совершенствованию речевых умений и навыков. Каждому человеку нужно научиться говорить и писать, слушать и читать, т. е. освоить все виды речевой деятельности. Например, для читателя весьма важно чётко и последовательно разграничивать авторские синтагмы, определять их реальные границы и осознавать их интонацию. Только в этом случае возможно точное понимание авторского содержания текста.
Знания о синтагме как исходной речевой единице способствуют быстрому установлению реальной авторской синтагматической структуры текста, следовательно, помогают адекватному пониманию его содержания при чтении или переводе его на другие языки.
Не менее важны они при изучении языков, способствуя выяснению того, какие слова в предложении сочетаются в единые грамматические или структурно-смысловые группы с конкретным ситуативным значением, составляющие реальную его структуру и определяющие его содержание.






