Смысловой анализ единиц речи

 

После всего изложенного появилась необходимость ещё раз коснуться смысловой стороны речи. Если речь является орудием мышления, общения и воздействия на других людей, то естественно, что смысловая её сторона по причине своей важности должна стать предметом тщательного изучения в отношении способов и вариантов её лингвистического выражения, а также соответствия передаваемого содержания коммуникативной цели.

В своё время известный английский писатель Герберт Уэллс в статье «Наука и мировое общественное мнение», рассуждая о причинах отсутствия взаимопонимания между людьми, высказал мысль о необходимости тщательного изучения смысловых особенностей речи.

Отвлечёмся от причины, породившей его высказывание. Она не столь важна, возможно, даже сомнительна. Интерес представляет мысль о предмете изучения. Он предложил “ввести в практику изучения языков в школах и колледжах критическое исследование значения слов” [25] своего рода профилактический курс, который позволяет устранить разночтения текста. Это исследование должно дополняться смысловым анализом единиц речи, выяснением того, каков их смысл, какое реальное содержание они выражают и какие ложные представления могут вызывать. То есть ставился вопрос о верификации лингвистического отражения передаваемого содержания, что на наш взгляд, представляется интересной и важной коммуникативной проблемой.

Подобный подход к изучению смысловой организации речи мог способствовать формированию и развитию умений и навыков точного восприятия её содержания, а следовательно, и взаимопониманию, что особенно важно и актуально для такого вида речевой деятельности, как чтение.

В устной речи как первичной и естественной форме общения говорящим интонационно выделяются и разграничиваются с помощью пауз все исходные её единицы. Осознание слушателями их границ, интонации и значений способствует правильному пониманию передаваемого содержания. И если кто-то в своём устном выступлении наговорил глупостей, а потом стал объяснять, что его, дескать, не так поняли, то тем самым выясняется, что он ещё и профан в своём языковом развитии, так как неправильно понять его речь мог только тот, кто его не слушал. 

Письменная речь вторичная форма, представляющая собой трансформацию устной (или внутренней) речи в графическую с помощью соответствующих средств языка. Единицами порождения текста остаются те же синтагмы, из которых составлялась устная речь. Но здесь они получают иную материальную форму выражения. Так что при чтении, как и при устном восприятии, опора осуществляется не на слово как обобщённо-знаменательную единицу языка, а на синтагму как реальную авторскую исходную структурно-смысловую единицу с ситуативным значением.

Поэтому весьма важно в каждом предложении выяснить структуру и объём его авторских синтагм и их интонацию, что гарантирует читателю точное понимание авторскихмыслей. Как мы уже выяснили, даже такая минимальная речевая структура, как Мальчик потерял ключ, в графическом отражении в разных речевых ситуациях может передавать совершенно разные значения: сообщение о факте (Мальчик потерял ключ), сообщение о субъекте действия (Мальчик / потерял ключ), сообщение о действии и объекте (Мальчик / потерял ключ), сообщение об объекте (Мальчик потерял / ключ) и сообщение о действии (Мальчик / потерял / ключ). Без осознания авторской синтагматической структуры письменной речи и её реальной интонации нельзя правильно понять её содержание.

Несмотря на весьма бурное развитие в настоящее время средств информации, основной объём знаний люди по-прежнему получают благодаря чтению. Оно способствует формированию и развитию у человека его личной системы понятий и представлений о мире, которая станет для него главным арсеналом всей его интеллектуальной жизни. В связи с этим очевидна важность правильного понимания читаемого текста. Успехи в освоении всех учебных и научных предметов зависят от того, насколько точно воспринимается реальная – авторская – структура текста и авторское содержание, т. е. успехи зависят от качества чтения, а оно у всех разное.

Предложение, как и текст в целом, можно прочитать по-разному и, следовательно, понять по-разному, тогда как автор передавал один-единственный вариант содержания и, чтобы его правильно понять, необходимо осознать авторскую синтагматическую структуру текста и каждого его предложения при авторской интонации.

Так что существует объективная потребность в выработке умений и навыков правильного восприятия текста, его авторского содержания, независимо от того, соответствует оно истине или нет. Развитию этих умений и навыков будет способствовать регулярный смысловой анализ таких речевых единиц, как синтагмы и предложения, ибо первые порождают структуру и содержание текста, а вторые последовательно выделяют и разграничивают все его мысли.

Смысловой анализ речи предполагает выяснение конкретного ситуативного значения синтагм, а также реальных авторских мыслей, построенных на основе последовательного линейного наращения их значений и выделенных в виде предложений. Образцы такого анализа ранее уже были представлены (с. 76–79). Добавим к ним ещё примеры. Вспомним следующие строки Сергея Есенина:

 

Не жалею, / не зову, / не плачу, //
Все пройдет, / как с белых яблонь дым. //
Увяданья золотом охваченный, //
Я не буду больше молодым.

 

В этой строфе, состоящей из семи синтагм, вызывает интерес синтагма Увяданья золотом охваченный. Почему в ней использован компонент золотом, хотя стареющий человек седеет и, скорее, он серебром охваченный? Но в сознании поэта спонтанно появляется совсем иной “металл”, отражающий его истину и русскую душу. В его творчестве золото, золотой не разовое, не случайное обозначение старения. Ср.:

 

Это золото осеннее,//

Эта прядь волос белесых – //

Все явилось как спасенье //

Беспокойного повесы.                Или:  

 

Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком…

Естественно, что осенняя, “состарившаяся” берёзовая роща из зелёной превращается в жёлтую, золотую и лирический герой, как истинный представитель страны берёзового ситца, в аналогичной ситуации констатирует: Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.

Для него многие наименования (страна березового ситца, берёза, золото, роща золотая и др.) не просто слова, а символы, квалификаторы и ориентиры в его жизни, в движениях его души, в ментальности. Они такие же живые реалии, как и жеребёнок, пытающийся обогнать паровоз, как собака Качалова Джим, которой можно излить душу, как и многие искренние, истинные люди. Старение человека лирический герой соотносит с аналогичными процессами в родной русской природе, именно они являются основой для его аналогий.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: