Синтагматическая основа чтения

Сущность чтения в том, чтобы на основе авторских сочетаний слов и развивающегося содержания идентифицировать авторскую интонацию и тем самым выяснить реальную синтагматическую структуру текста – предложение за предложением – и точно понять его содержание.

Касаясь чтения, можно отметить два противоречия. Первое связано с порождением и восприятием речи. В школьных и вузовских учебниках утверждается, что речь строится из слов как отдельных самостоятельных смысловых единиц языка. Однако при этом совершенно не обращается внимания на тот факт, что содержание текста и всех его предложений воспринимается не в результате последовательного сложения значений этих слов. Так что при установившемся подходе процесс восприятия речи не соответствует процессу и характеру её порождения.

В любом тексте по мере его формирования выделяются предложения. Причём абсолютное их большинство, даже такое элементарное, с которого начинало учиться чтению не одно поколение, как Мама мыла раму, имеет составной характер и нуждается в расшифровке. Чтобы его правильно понять, недостаточно прочитать слова и понять их значения. В разных речевых ситуациях оно будет иметь разную интонацию, разную структуру, а следовательно, и разное содержание. Правильно понимать содержаниеглавная задача при чтении любого текста. Правильнозначит так, как его представляет автор независимо от того, соответствует оно истине или нет.

В устной речи благодаря конкретной интонации фраза Мама мыла раму будет передавать какое-то одно конкретное содержание. Будучи записанной, она будет представлять предложение. Представленное отдельно в качестве материала для развития чтения, оно воспринимается на уровне слов и не имеет конкретного содержания, предполагая несколько смысловых вариантов, отражая его потенциальные смысловые возможности. Чтобы разобраться в нём, необходима опора на контекст, на речевую ситуацию.

По структуре его можно определять как однокомпонентное, двухкомпонентное или даже трёхкомпонентное. Чтобы в этом убедиться, рассмотрим интонационное членение его реальных исходных компонентов в ответах на ряд вопросов:

 

Какие новости?

Мама мыла раму.

Вопрос помогает читателю определиться в ответе с нужной интонацией. Для интонации ответа характерно отсутствие пауз, он представлен единой минимальной речевой структурой, передающей один (неразложимый) факт действительности. Ни одно из слов не несёт на себе особого ударения. Предложение состоит из единого речевого компонента – одной синтагмы, отражающей один факт.Но фактов могло быть несколько, например:

 

Мама мыла раму, / Маша читала, / а Миша рисовал.

 

Данное сообщение состоит уже из трёх фактов. Каждый передаётся отдельной синтагмой. При чтении этого предложения вслух или при устном общении естественны паузы между синтагмами.

Внутри синтагм пауз нет, что указывает на их структурную, интонационную и смысловую цельность. Хотя они составные и даже предикативные, но едины по значению, каждая из них выступает в качестве минимального речевого компонента, в котором единству структуры соответствует элементарный факт содержания. И в данном случае факты соотносятся. Если бы интонация была иной, например: Мама / мыла раму, // Маша / читала, // а Миша / рисовал, – тосоотносились бы уже не факты, а действия перечисляемых вполне определённых лиц). Поэтому рассуждения о членении структуры, передающей недискретные факты, на состав подлежащего и состав сказуемого неуместны, так как это грамматическое членение, но отнюдь не смысловое. В зависимости от передаваемой мысли такого интонационного членения может не быть (когда подлежащее и сказуемое входят в одну синтагму, как в ответе на приведённый вопрос), на что чётко указывает интонация. Рассмотрим ответ на следующий вопрос:

 

Кто / мыл раму?

 Ма́ма  / мыла раму.

В ответе две синтагмы. Ударение на первой из них. Оно указывает, что эта синтагма несёт главную информацию. Первая синтагма состоит из одного слова, а вторая – из двух: мыла раму. Структура и содержание ответа обусловлены содержанием вопроса. А в нём представлены субъект и его действие с объектом. В данном случае смысловое членение соответствует грамматическому и можно говорить о составе подлежащего и составе сказуемого, что подтверждается интонацией. Следующий вопрос:

 

Что / делала мама?

Мама / мыла ра́му.

В ответе тоже две синтагмы, Графически они такие же, как и в предыдущем случае. Но в звучащей речи они разные. У них разная интонация и разные значения. Ударение уже на второй синтагме. Теперь она передаёт главную информацию. В нём тоже представлено членение на состав подлежащего и состав сказуемого. Но интерес уже не к составу подлежащего, как в предыдущем примере, а к составу сказуемого. Ещё вопрос:

 

    Что / делала мама с рамой?

Мама / мы́ла  / раму.

Сейчас в ответе три синтагмы. Здесь уже нет членения на состав подлежащего и состав сказуемого. Акцент на второй синтагме, отражающей действие: именно она содержит новую информацию. Состав сказуемого вообще разрушен. С коммуникативной точки зрения он не столь важен для передаваемой информации. Интерес представляет лишь само действие, а его субъект и объект известны. Возможен и такой вопрос:

 

Что / мыла мама?

– Мама мыла / раму.

Здесь подлежащее и сказуемое входят в одну синтагму, но говорить о составе подлежащего и составе сказуемого логически не уместно по отношению к предельно минимальной (неразложимой) речевой единице.

Как видим, ответы представлены графически одним и тем же предложением, но они состоят из разного количества синтагм, у которых разное качество: разная интонация и разный смысл. Их интонация обусловлена разным содержанием вопросов, благодаря которым она и осознаётся. Вполне очевидно, что без членения предложений на их реальные авторские исходные единицы (синтагмы) невозможно правильно понять их содержание. Уже на этом простейшем примере можно осознать цель чтения и основной его принцип.

Правильно понимать мысли автора – главная задача каждого читателя. Правильно–значит так, как представлял их себе автор. Есть немало людей даже среди специалистов, которые говорят о поисках при чтении различных вариантов мысли, её оттенков, нюансов. Говорят громко, уверенно, но неубедительно. Какие варианты мысли? Какие нюансы и оттенки? Разве возможно в устной речи при одной интонации её субъекта передать хотя бы два содержания, два нюанса? Так почему в этой же речи после её записи должны появляться два содержания, нюансы, оттенки? У неё было и остаётся одно авторское содержание. И это второе противоречие, связанное с чтением и его целями.

Если при чтении появляются варианты мысли, то несомненно, что среди всех вариантов только один (авторский) истинный, а остальные ложные.

Зададимся естественным вопросом: насколько такой подход соотносится с успешным освоением учебных дисциплин, когда нужно максимально точно понять то, о чём говорится в учебнике, а не исправлять его и не искать дополнительные мысли, оттенки и нюансы. Нужно точно понять то, что изложил автор. Правильное понимание предложения (и текста в целом) достигается осознанием его авторской структуры и авторской интонации. Любой вариант, не соответствующий авторской структуре, ведёт к деформации содержания.

Так что осуществление смыслового анализа речи представляется важной и актуальной задачей лингвистического развития человека. Авторское содержание составлено на основе последовательного наращения значений конкретных исходных речевых единиц. Задача анализа – правильно определить эти единицы, осознать их структуру, интонацию, грамматико-смысловые отношения между ними и ситуативное содержание каждой из них. Когда-то А. Блок высказал предельно лаконичную и точную мысль относительно содержания стихотворной речи: дескать, любое стихотворение – это покрывало, наброшенное на острия нескольких слов. Ключевых слов.

Если обратим внимание на устную речь как первичную и естественную форму общения, то увидим, что в ней интонационно разграничиваются и выделяются не слова, а синтагмы. Их разграничение автором указывает на то, что именно из них он составляет свою речь и каждая такая синтагма выступает в качестве одного структурно-смыслового компонента. В сознании говорящего они возникают обычно в виде мгновенного слияния слов в единые смысловые лексические блоки как средство отражения элементарных фрагментов содержания или простейших фактов ситуации. Разграничение синтагм способствует точному восприятию их значений.

Слова в отдельности обозначают те или иные предметы, признаки, качества, свойства, действия, состояния. Но однотипных предметов в мире бесчисленное множество. Для их различения приходится указывать на их ситуативно важные отличительные признаки, что легко осуществляется путём сочетания нескольких слов, которые возникают не в результате последовательного строительства, а путём мгновенного автоматического слияния лексем. Такими сочетаниями пользуется каждый человек. Именно из них составляется речь, и наих основе она воспринимается.

Для автора вписанная в текст интонация – способ интерпретации содержания, а для читателя она средство его идентификации – понимания в полном соответствии с авторской целью. Так что при обучении чтению следует опираться на синтагмы и их интонацию. Нужно выработать и развить навыки синтагматического чтения.

Любое чтение характеризуется техникой, предполагающей набор приёмов, правил и положений, развивающих навыки и умения, а также целью и результатом. При развитии навыков чтения уделяется внимание всем этим характеристикам. Но главным ориентиром является цель. Она очевидна: предельно точно понять текст и тем самым добиться желаемого результата.

Структурная и содержательная сущность речи состоит в её линейности,в последовательном наращении синтагм и их значений. Многие лингвистические единицы изначально имеют заданную последовательность, общую и обязательную для всех людей. В словах последовательны звуки (в устной речи) и буквы (в письменной); в составных наименованиях последовательны слова. Эти заданные единицы языка изначально попадают в речь в строго закреплённом составе. Они общие для всех его носителей.

Для речи тоже характерна заданность, только она здесь авторская, субъективная. Последовательность, структуру и содержание авторских сочетаний (синтагм, фраз, предложений) определяют говорящий и пишущий. Эти единицы речи – индивидуальные структуры, отражающие её содержание. Осознание читателем их заданности и необходимости их идентификации обеспечат ему точное понимание авторского содержания. Важно выявить в каждом предложении текста все смысловые объединения слов, что позволит правильно понять авторские мысли, с их оттенками и нюансами, а не схватывать значения отдельных слов и по-своему домысливать содержание.

Человек видит тот или иной предмет, о котором хочет что-то сообщить, воспринимает его сущностный признак, по которому этот предмет отличается от всех других предметов. Но вместе с тем у предмета есть и несколько индивидуальных особенностей, часто случайных, ситуативных, на основании которых он легко выделяется среди всех аналогичных реалий. Например, в сочетаниях крайний стул, раскрытая книгакрайний и раскрытая для названных предметов не являются важными признаками, но в той или иной ситуации становятся существенными, по ним можно быстро и безошибочно определить эти предметы среди аналогичных, т. е. они делают предметы предельно узнаваемыми.

Использование в речи в качестве исходных её компонентов единых групп слов отражает её сущность. И сущность эта синтагматическая, указывающая на то, что единицей порождения и восприятия речи является синтагма. В связи с этим синтагма должна стать основной опорной единицей при чтении – при обучении чтению и при любой работе с книгой как основным способом получения реальных знаний.

Единицы языка имеют объективную линейную последовательность, а единицы речи имеют субъективную (авторскую) последовательность, тем не менее она обязательна для читателей. Осознание авторских синтагм и их интонации гарантирует правильное их понимание. Будучи индивидуальными, они предполагают восприятие в строгом соответствии с их авторским построением.

Последовательное наращение синтагм является основным способом построения устной и письменной речи. Этим обусловлен и характер её восприятия: последовательное осмысление каждой авторской синтагмы. Различие в том, что говорящий интонационно разграничивает их паузами, что позволяет слушателям однозначно его понимать, а читатель должен самостоятельно определить их в тексте, для чего ему нужны знания, умения и навыки, которые можно приобрести в результате целенаправленных занятий по смысловому анализу речи.

Смысловой анализ речи должен стать одним из основных направлений освоения родного языка и речи, ибо он направлен на развитие умения находить её подлинно авторский смысл. Он способствует развитию и совершенствованию мышления и всех видов речевой деятельности.

Контрольные вопросы:

1. Типологические характеристики синтагм.

2. Теоретическая и прагматическая важность изучения синтагмы.

3. Смысловой анализ единицречи.

4. Синтагматическая основа чтения.

Выводы

 

 

Основу русской речи в качестве минимальных исходных речевых единиц составляют не слова как отдельные смысловые знаки языка, а синтагмы – индивидуально-авторские речевые структуры с ситуативным значением.

При устном общении человек осуществляет речевую деятельность путём последовательного наращения синтагм. Они появляются в его сознании мгновенно, отражая элементарные фрагменты содержания. В этом основной принцип порождения речи. Синтагмы воспринимаются слушателем одновременно с их появлением. Интонация говорящего способствует их однозначному пониманию.

В письменной речи при наращении синтагм автор выделяет в тексте предложения, что способствует разграничению всех передаваемых мыслей. Задача читателя – осмыслить структуру и значение синтагм в каждом из предложений.

Многиевыводы высказаны по ходу изложения материала. Напомним основные из них.

1. Реальные единицы восприятия речи благодаря их авторской делимитации наглядно проявляются в устном общении, как первичной и естественной его форме; говорящий выделяет их интонационно, разграничивая паузами, благодаря чему слушатели осознают значения каждой из них и содержание речи в целом.

2. Исходными единицами речи выступают не слова как единицы языка, а синтагмы, возникающие в сознании человека в результате психоречевой реакции на актуальное содержание.

3. Синтагма представляет структурно-смысловое лексическое единство с ситуативным значением, что подчёркивается интонацией и разграничительными паузами. В синтагме нет внутренних пауз, так как они деформировали бы её структуру и значение. Обычно синтагма объединяет несколько слов, но может состоять из одного слова, если субъект речи считает, что его достаточно для точной передачи конкретного элементарного смыслового фрагмента.

4. Функции слов исчерпываются на внутрисинтагмном уровне при их мгновенном спонтанном объединении в синтагму.

5. Устное общение осуществляется в результате наращения синтагм и одновременно воспринимается слушателями; так что оно протекает на синтагматическом уровне.

6. Интонация для субъекта речи является способом выделения синтагм и интерпретации передаваемого содержания, а для слушателей она средство идентификации авторского содержания.

7. Письменная речь представляет трансформацию синтагм устной (или внутренней) речи в графическую форму. При этом по мере наращения синтагм в тексте выделяются предложения, разграничивающие все его мысли.

8. Авторская синтагматическая структура текста является основой порождения, сохранения и передачи содержания; осознать её – значит правильно понять авторское содержание текста.

9. Авторская предложенческая структура текста формируется в результате последовательного выделения и разграничения всех передаваемых мыслей, что способствует быстрому осознанию читателем его синтагматики, интонации и содержания.

10. Грамматические и смысловые связи слов в синтагме отражают, что слова – это компоненты синтагм, в связи с чем отдельное слово не имеет непосредственного отношения к структуре предложения и соотносится с ним только через синтагму, в которую оно входит.

11. Межсинтагмные связи в речи свидетельствуют, что именно синтагмы – исходные единицы её структуры и содержания.

12. Хотя именно синтагма – основная структура любой речевой деятельности, устная и письменная речь внешне представлены разными единицами. Для субъекта речи и  слушателя важны синтагмы: на их основе они общаются (даже если по причине недостатка знаний они этого не осознают), а для автора и читателей наглядно предложение. Однако его содержание можно правильно понять только на синтагматическом уровне – при установлении структуры и интонации всех его синтагм.

 

Контрольные вопросы

1. Предмет и задачи учебного курса «Чтение как вид русской речи».

2. Понятия речи и речевой деятельности.

3. Ключевая терминология по изучаемой теме (речь, речевая деятельность, чтение, интонация, делимитация речи, синтагма, синтагматическая структура речи, фраза, предложение, текст).

4. Речеведение как отдельная отрасль лингвистики.

5. Принципы и положения исследования речи.

6. Методология и методика исследования речи.

7. Язык и речь как самостоятельные лингвистические сферы.

8. Лингвистические единицы и их дифференциация.

9. Единицы языка и единицы речи и их назначение.

10. Виды и формы речевой деятельности и её субъекты.

11. Порождение речи. Противоречия в теории порождения речи.

12. Лингвистические единицы и их отношение к порождению и восприятию речи.

13. Звуки речи и их отношение к её порождению.

14. Слова и их отношение к построению речи.

15. Словосочетание и построение речи.

16. Неопределённость в понимании и толковании синтагмы.

17. Устная речь как основа верификации исследований речи.

18. Речевые единицы и их отношение к устной и письменной речи.

19. Речь и характер её порождения.

20. Синтагма и предложение.

21. Синтагматическая запись речи.

22. Интонация как средство интерпретации содержания при порождении речи и его идентификации при её восприятии.

23. Инструментарий речи.

24. Синтагма, фраза, сообщение, предложение и текст и их взаимоотношения.

25. Дифференциация речевых единиц по их структурным признакам, продуктивным и рецептивным функциям.

26. Синтагма как минимальная речевая единица, представляющая собой индивидуальное интонационно-смысловое, структурное и грамматическое объединение нескольких слов с единым ситуативным значением.

27. Признаки синтагмы (первичность, недискретность, однородность и др.).

28. Смысловые, структурные, интонационные и грамматические связи и отношения между компонентами в синтагме.

29. Речевые единицы и их отношение к порождению и оформлению речи, к устной и письменной её формам.

30. Ключевые слова синтагм и их функции.

31. Связи и отношения между синтагмами.

32. Авторское разграничение синтагм как важнейший фактор порождения и адекватного восприятия речи.

33. Смысловые связи и отношения как основа построения речи.

34. Синтагматическая и предложенческая структуры текста.

35. Синтагма и традиционное учение о членах предложения. Реальная авторская структура предложения.

36. Синтагматическая природа речи и учение о порядке слов в предложении.

37. Структура, объём и частотность синтагм в разных видах русской речи.

38. Взаимообусловленность структуры, объёма и частотности синтагм русской речи.

39. Морфологические виды синтагм русской речи. Активность синтагм в зависимости от их морфологической основы.

40. Синтагма в предложении и тексте. Синтагматическая основа чтения как основа точного понимания авторского текста.

41. Типологические характеристики синтагм.

42. Теоретическая и прагматическая важность изучения синтагмы.

43. Смысловой анализ единиц речи.

44. Синтагматическая основа чтения.

45. Грамматические функции синтагмы.

46. Средства и приёмы синтагматического членения текста.

47. Синтагматическая структура текста и её отношение к автору и читателю.

48. Теоретическое и практическое значение теории синтагматической природы речи.

49. Определить и соотнести на смысловом уровне следующие понятия: речь, речевая деятельность, говорение, слушание (аудирование), письмо, чтение.

50. Определить и соотнести на смысловом уровне следующие понятия: язык, языковые единицы, речевые единицы, фраза, предложение, слово, синтагма.

51. Чтение как вид речи и текст как объект чтения.

52. Требования, соблюдение которых необходимо для правильного понимания текста при чтении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

Филатов В. А., Филатова Е. В. Закономерности развития современного русского языкознания. Русская речь: учебное пособие / В. А. Филатов, Е. В. Филатова. – Донецк, ДонНУ, 2019. – 146 с.

Филатова Е. В. Русская речь: порождение и восприятие: монография / Е. В. Филатова. – Донецк: ДонНУ, 2018. – 243 с.

Дополнительная

Андреева С. В. Элементарные конструктивно-синтаксические единицы устной речи и их коммуникативный потенциал: автореф. дис… на соискание уч. степени док. филол. наук: 10.02.01 / Андреева Светлана Владимировна. – Саратов, 2005. – 69 с.

Андреева С. В. Речевые единицы устной русской речи: система, зоны употребления, функции / С. В. Андреева. – Саратов: КомКнига, 2006. – 192 с.

Андреева С. В. Основные и вспомогательные единицы устной коммуникации / С.В. Андреева // Известия Саратовского университета // 2007. – Т. 7. – Сер.: Филология. Журналистика. Вып. 2. – С. 19–28.

Артоболевский Г. В. Очерки по художественному чтению / Г. В. Артоболевский. – М.: Учпедгиз, 1959. – 268 с.

Бардина Н. В. Синтагма в русской спонтанной монологической речи (экспериментально-фонетическое исследование): дис. доктора филол. наук: 10.02.01 / Бардина Наталья Васильевна. – Одесса, 1984. – 248 с.

Белошапкова В. А. Синтаксис // Современный русский язык / В. А. Белошапкова. – М.: Высш. шк., 1981. – 401 с.

Бодуэн де Куртенэ И. А. О задачах языкознания / И. А. Бодуэн де Куртенэ // Избранные труды по общему языкознанию, в 2 т.– М.: Изд-во АН СССР, 1963. – Т. 1. – С. 203–221.

Брызгунова Е. А. Интонация и смысл предложения / Е. А. Брызгунова // Русский язык за рубежом, 1967, № 1. – С. 35–40.

Буланин Л. Л. К вопросу о синтагме / Л. Л. Буланин // Филологический сборник студенческого научного общества. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1957.– С. 3–22.

Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка / Н. С. Валгина. – Изд. Второе. – М.: Высш. шк., 1978. – 440 с.

Виноградов В. В. Общелингвистические и грамматические взгляды акад. Л. В. Щербы // В. В. Виноградов // Памяти академика Льва Владимировича Щербы (1880–1944). – Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та им. А.А. Жданова, 1951. – С. 31–62.

Виноградов В. В. Вопросы изучения словосочетаний (На материале русского языка) / В. В. Виноградов // Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975. – С. 231–253.

Виноградов В. В. Понятие синтагмы в синтаксисе русского языка (Краткий обзор теорий и задачи синтагматического изучения русского языка) / В. В. Виноградов // Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975. – С. 88–154.

Виноградов В. В. Синтаксические взгляды и наблюдения академика Л. В. Щербы  / В. В. Виноградов // Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975. – С. 488–516.

Влавацкая М. В. Зарождение и развитие теории синтагм в зарубежной лингвистике / М. В. Влавацкая // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2008, № 2. – С. 15–21.

Влавацкая М. В. Учение о синтагматических связях слов в историческом рассмотрении / М. В. Влавацкая // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2009, № 1. – С. 36–42.

Влавацкая М. В. Комбинаторная лингвистика: аспекты изучения сочетаемости слов / М. В. Влавацкая. – Новосибирск: НГТУ, 2016. – 244 с.

Влавацкая М. В. Комбинаторная лингвистика. История. Терминология. Функции: учебное пособие. – Новосибирск: изд-во НГТУ, 2019. – 254 с. (серия «Учебники НГТУ»).

Гардинер А. Различия между «речью» и «языком» / А. Гардинер // В кн.: Звегинцев В.А. История языкознания ХІХ и ХХ веков в очерках и извлечениях, ч. ІІ. – М.: Просвещение, 1960. – С. 13–20.

Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык / А. Н. Гвоздев. – Ч. ІІ. – М., 1968. – С. 331.

Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода // Звегинцев В. А. История языкознания XIX–XX веков в очерках и извлечениях. Часть I. – М.: Просвещение, 1964. – С. 73–104.

Демьянков В. З. Продуцирование, или порождение речи // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. [Под ред. Е. С. Кубряковой]. – М.: МГУ, 1996. – С. 129–134.

Жданова Л. М. Текстообразующая роль синтагмы: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. филол. наук: спец. 10.02.05 / Л. М. Жданова. – М., 1983. – 24 с.

Калашникова А. Р. Синтагма как основная единица ритма прозаического текста (на материале газетной публицистики) / А. Р. Калашникова // Известия Волгоградского государственного университета, № 9-10 (104), 2015. – С. 109–116.

Ковтунова И. И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения / И. И. Ковтунова. – М.: Просвещение, 1976. – 239 с.

Кривнова О. Ф. Ритмизация и интонационное членение текста в “процессе речи-мысли” (опыт теоретико-экспериментального исследования): автореф. дис. докт. филол. наук: спец. 10.02.19 / О. Ф. Кривнова. – М., 2007. – 53 с.

Кузьмина Е. С. Синтагматика научного текста: на материале русской научной литературы: дис. докт. филол. наук: спец. 10.02.01 / Кузьмина Елена Степановна. – М., 2005.– 312 с.

Насонова Т. М. К вопросу о воздействующей функции просодического членения  /  Т. М. Насонова // Вестник МГЛУ. Серия 1 филология, № 5 (60), 2012. – С.88–94. 

Норман Б. Ю. Грамматика говорящего / Б. Ю. Норман. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1994. – 230 с.

Осетров И. Г. Проблемы типологии русской синтагмы / И. Г. Осетров // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Рус. филология. – 2010. – № 2. – С. 49–53.

Пауль Г. Принципы истории языка / Г. Пауль. – М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1960. – 500 с.

Потапова Р. К. Система делимитативных средств звучащего текста / Р. К. Потапова // Звучащий текст: сб. научно-аналитич. обзоров [Отв. ред. Ф. М. Березин, Р. К. Потапова]. – М.:ИНИОН, 1983. – С. 22–60.

Раева О. В. Синтагма и сегментация устной спонтанной речи / О. В. Раева, Е. И. Риехакайнен // Вестник Перм. ун-та. Сер.: Рос. и зарубеж. филология. – 2015. – Вып. 4 (32). – С. 14–20 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rfp.psu.ru/archive/4.2015/raeva_riekhakaynen.pdf

Родионова О. С. К вопросу о единицах членения текста / О. С. Родионова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – 2008, № 1. – С. 81–84.

Родионова О. С. К вопросу о синтагме и средствах ее реализации / О. С. Родионова // Вестник Саратовской гос. юридической академии // Вып. № 5 (100) / 2014. – С. 171–177.

Сиротинина О. Б. Порядок слов в русском языке / О. Б. Сиротинина. – М.: URSS, 2013. – 176 с.

Скепская Г.  И. Введение в синтагматику / Г.  И. Скепская. – М.: Высш. шк., 1979. – 136 с.

Теркулов В. И. Номинатема: опыт определения и описания / В. И. Теркулов. – Горловка, 2010. – 227 с.

Торсуева И. Г. Интонация и смысл высказывания / И. Г. Торсуева. – М.: Наука, 1979. – 110 с.

Уэллс Герберт. Наука и мировое общественное мнение / Герберт Уэллс // Собрание сочинений в пятнадцати томах. – М.: Правда, 1964. – Т. 15. – С. 425–451.

Филатов В. А. Синтагма в системе синтаксических единиц / В. А. Филатов // Слово и мысль. Выпуск третий. – Донецк, 2003. – С. 157–167.

Филатова Е. В. Синтагма как основная единица порождения и восприятия речи  /  Е.В. Филатова // Русский язык, литература, культура в школе и вузе. –  2010, № 4. – С. 15–22.

Филатова Е. В. О некоторых противоречиях в теории порождения речи / Е. В. Филатова // Филологические трактаты. – Т. 3, № 2, 2011. – С. 71–77 / [Электр. ресурс]: URL:  http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/21961

Филатова Е. В. Функции синтагмы в структуре предложения и текста / Е. В. Филатова // Русский язык, литература, культура в школе и вузе. – 2011, № 2.– С. 17–26.

Филатова Е. В. Дискретность устной и письменной речи: синтагма и текст как предельные её единицы / Е. В. Филатова // Русский язык, литература, культура в школе и вузе, 2012, № 4 (46). – С. 12–17.

Филатова Е. В. Синтагма как реальная единица порождения и восприятия речи / Монография // Е. В. Филатова. – Донецк: ДонНУ, 2013. – 330 с.

Филатова Е. В. Внутрисинтагмная и межсинтагмная связь как способы организации речи / Е. В. Филатова // Филологические исследования, ХIII. – Донецк, 2013. – С. 253–265.

Филатова Е. В. Минимальная единица речи, её признаки и функции / Е. В. Филатова // Русская речь, 2013, № 6. – С. 39–46.

Филатова Е. В. Интонация как способ делимитации и подачи исходных речевых единиц при порождении речи и опора при адекватном её восприятии / Е. В. Филатова // Русский язык, литература, культура в школе и вузе, 2013, № 5. – С. 17–23.

Филатова Е. В. Авторская делимитация речи как способ представления её реальных исходных единиц / Е. В. Филатова // Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 10, ч. 2, 2015. – С. 173–176.

Филатова Е. В. Смысловая связь как основа построения речи / Е. В. Филатова // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – Ростов н/Д, 2016, № 3. – С. 142–153.

Филатова Е. В. Построение и восприятие речи как единый процесс общения / Е. В. Филатова // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б. Гуманитарные науки, № 2, 2016. – С. 41–48.

Филатова Е. В. Объём и активность синтагм в русской речи / Е. В. Филатова, В. А. Филатов // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б. Гуманитарные науки, № 4, 2016. – С. 35–41.

Филатова Е. В. Как правильно обучать ребёнка чтению / Е. В. Филатова. – Донецк, 2016. – 36 с.

Филатова Е. В. Порождение и восприятие речи (Авторская делимитация речи как способ представления её реальных единиц): монография / Е. В. Филатова. – Донецк: ДонНУ, 2017. – 296 с. (Типологические, сопоставительные, диахронические исследования; Т. 14).

Филатова Е. В. Русская речь и её реальные исходные единицы / Е. В. Филатова // Русистика, 2019. Т. 17, № 3. – с. 315-325.

Филатова Е. В. Синтагматическая структура речи и синтагма как основа её порождения и адекватного восприятия: автореф. дис… на соискание уч. степени док. филол. наук: 10.02.01 и 10.02.20 / Филатова Елена Владимировна. – Донецк, 2019. – 50 с.

Фоменко Ю. В. Является ли словосочетание единицей языка? / Ю. В. Фоменко – ФН, 1975. – № 6. – С. 60–65.

Фоменко Ю. В. О дихотомии «язык – речь» / Ю. В. Фоменко // Мифы современной лингвистики. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. – С. 8–22.

Фоменко Ю. В. О гипотезе порождающего контекста / Ю. В. Фоменко // Мифы современной лингвистики. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. – С. 95–109.

Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве / М. Т. Цицерон. – М.: Наука, 1972. – 472 с.

Черемисина Н. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь / Н. В. Черемисина. – М.: Русский язык, 1982. – 205 с.

Шапиро А. Б. Очерки по синтаксису русских народных говоров / А. Б. Шапиро. – М.: Изд-во АН СССР, 1953. – 317 с.

Шмелёв Д. Н. Синтаксическая членимость высказывания в современном русском языке / Д. Н. Шмелёв. – М.: Наука, 1976. – 152 с.

Шустикова Т. В. Синтагматическое членение повествовательного предложения в русском языке (интонационно-синтаксический и коммуникативный анализ): автореф. дис. на соискание уч. степени канд. филол. наук: спец. 10.02.01 / Т. В. Шустикова. – М.: Ун-т Дружбы народов им. Патриса Лумумбы, 1981. – 19 с.

Щерба Л. В. Фонетика французского языка / Л. В. Щерба. – М.: Учпедгиз, 1937. – 256 с.

Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку / Л.В. Щерба. – М.: Учпедгиз, 1957. – 240 с.

Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 432 с.

 

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Авторская делимитация речи как способ представления её реальных исходных единиц. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24155723

или http://www.gramota.net/materials/2/2015/10-2/47.html или http://studydoc. ru/doc/2688757/avtorskaya-delimitaciya-rechi-kak-sposob-predstavleniya-eyo

 

Внутрисинтагматическая и межсинтагматическая связь как способы организации речи. – Режим доступа: http://azbuka.in.ua/wp-content/uploads/2014/04/filatova.pdf

 

Грамматические признаки синтагмы, её структура, морфологическая природа и функциональная сущность. – Режим доступа: http://www. stattionline.org.ua/filologiya/63/8783-grammaticheskie-priznaki-sintagmy-eyo-st

 

Интонация как способ делимитации и подачи исходных речевых единиц при порождении речи и опора при адекватном её восприятии. – Режим доступа: http://catalog.library.tnpu.edu.ua:8080/library/DocDescription?doc_id=547384

 

Межсинтагматические связи в структуре предложения. – Режим доступа: http://www.gramota.net/materials/2/2010/2/49.html

 

Метаструктура или реальная единица? – Режим доступа: http://book.lib-i.ru/25raznoe/683651-1-e-filatova-doneck-udk-616831-07-313-metastruktura-ili-realnaya-edinica-slovosochetanie-izuchaetsya-lingvistami.php

 

Минимальная единица речи, её признаки и функции. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=20889893 или http://naukarus.com/minimalnaya-edinitsa-rechi-ee-priznaki-i-funktsii

 

Объём и активность синтагм в русской речи. – Режим доступа: https://infourok.ru/user/filatov-vladimir-anikanovich/page/obyom-i-aktivnost-sintagm-v-russkoy-rechi

 

О некоторых противоречиях в теории порождения речи. – Режим доступа: http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/21961

 

Порождение, структурирование и восприятие речи и отношение к ним слова, словосочетания, синтагмы и предложения. – Режим доступа: http://www.gramota.net/materials/2/2011/2/51.html или http://lib.knigi-x.ru/23raznoe/29084-1-filatova-elena-vladimirovna-porozhdenie-strukturirovanie-vospriyatie-rechi-otnoshenie-nim-slo.php

 

Построение и восприятие речи как единый процесс общения. – Режим доступа:

http://www.donnu.ru/public/journals/files/Vestnik_B_Humanities_2016_2.pdf

 

Русская речь и её реальные исходные единицы. – Режим доступа: http://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/viewFile/21606/17140

 

Синтагма в интерпретации И. А. Бодуэна де Куртенэ и Л. В. Щербы. – Режим доступа: http://docplayer.ru/28040873-Sintagma-v-interpretacii-i-a-boduena-de-kurtene-i-l-v-shcherby.html

 

Синтагма как единица порождения и восприятия речи, её смысловые и грамматические признаки. – Режим доступа: http://dspace.nbuv.gov.ua/ bitstream/handle/123456789/38304/39-Filatova.pdf? sequence=1

 

Синтагма как речевая единица и основания для её выделения. – Режим доступа: http://www.stattionline.org.ua/filologiya/63/8788-sintagma-i-osnovaniya-dlya-eyo-vydeleniya.html

Синтагматическая и предложенческая структуры текста и их назначение. – Режим доступа: http://sn-philol.cfuv.ru/wp-content/uploads/2016/12/011.pdf

 

Синтагматический аспект порождения и восприятия речи применительно к видам речевой деятельности и её субъектам. – Режим доступа: http://philology.snauka.ru/2014/09/938

 

Смысловая связь как основа построения речи. – Режим доступа: http:// philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/944 или https://elibrary.ru/item.asp?id=26723211

 

Функции синтагмы в структуре предложения и текста. – Режим доступа: http://www.textologia.ru/russkiy/sintaksis/predlozhenie/funkcii-sintagmi-v-strukture-predlozheniya-i-teksta/761/?q=463&n=761

 

Члены предложения и синтагма как реальная единица порождения и восприятия речи. – Режим доступа: http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/71456

 

Учебное пособие

В. А. Филатов, Е. В. Филатова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: