Типологические характеристики синтагм

При чётком и последовательном разграничении языка и речи, опираясь на авторскую интонационную делимитацию последней, можно убедиться в том, что речь имеет синтагматическую природу. Исходными компонентами её порождения являются не отдельные слова как знаменательные единицы словаря, а синтагмы, которые представляют собой недискретные авторские структуры, возникающие в сознании человека при общении.

В речи говорящий интонационно выделяет их и разграничивает паузами, благодаря чему слушатели воспринимают её содержание, сознательно или интуитивно, не утруждая себя осознанием того, что именно они и являются основными структурными и содержательными компонентами речи, так как именно они составляют реальную её структуру. Необходимость разграничения слова и синтагмы как разных лингвистических единиц первым осознал И. А. Бодуэн де Куртенэ.

У слова и синтагмы есть сходство и различия. Сходство в том, что они – лингвистические знаменательные единицы. Но относятся они к разным сферам, в связи с чем различаются по своей природе, качеству значения и функциям.

Слово – ключевая (кодовая) единица общественного сознания, оно служит многим поколениям и в качестве объективно заданного номинативного средства закреплено толковыми словарями.

С интагма – ситуативная единица индивидуального сознания, авторская структура субъекта речи в процессе общения. Она является минимальным компонентом конкретной речи. Её значение опирается на общее значение группы слов, так как в большинстве случаев для отражения минимальных фрагментов ситуативного содержания синтагмы включают несколько слов. Они результат авторского речевого творчества. Поэтому каждому слушателю и читателю нужно определить их авторскую структуру, объём и значение.

Синтагмы присущи всем видам речевой деятельности, устной и письменной формам, что указывает на то, что их нельзя квалифицировать в качестве фонетических единиц языка.

Адекватное восприятие речи обеспечивается в процессе осознания её авторской синтагматической структуры и интонации. Синтагматическая природа речи – это реальность, осознание которой способствует:

- формированию и развитию теоретических основ речевой деятельности,

- совершенствованию практических речевых умений и навыков,

- точному пониманию содержания текста при чтении,

- формированию основ выразительного чтения и его восприятия,

- умению убедительно и доступно передать содержание информации.

Синтагмы – многоаспектные предельно минимальные единицы речи. Их характеристика осуществляется по ряду показателей: 1) структуре, 2) объёму, 3) внутренним и внешним связям и отношениям, 4) морфологической природе, 5) частотности употребления в речи, 6) функциям, 7) отношению к устной и письменной формам речи, 8) отношению к другим речевым единицам.

По структуре синтагмы подразделяются на простые, т. е. однословные, и составные, включающие несколько слов. Особенностью многокомпонентных синтагм является сопротивляемость их разрыву. Так, во время экспериментов их участники слушали звучащие фразы. При этом в какой-то момент раздавался щелчок. Слушатели должны были указать, как он разделил структуру фразы. Причём щелчок раздавался в пределах какой-то составной синтагмы. В одних случаях он был ближе к её окончанию, в других – ближе к началу. Результаты эксперимента оказались однозначными. В первом случае слушатели сдвигали щелчок к концу синтагмы, указывая, что он был после неё. Во втором случае они сдвигали его вперёд и ставили перед синтагмой. Это свидетельствовало о том, что восприятие речи осуществляется на синтагматическом уровне: именно синтагма является единицей восприятия речи и, главное, она характеризуется интонационно-смысловым единством, сопротивляясь разрывам и деформациям.

С точки зрения членимости структуры все синтагмы, как предельно минимальные речевые компоненты, являются недискретными единицами, несмотря на свой составной характер. Речевых единиц меньше синтагмы нет. Слова в синтагме важны не сами по себе, не в отдельности, а в единстве – как одно речевое целое, как самостоятельная исходная речевая единица.

По объёму синтагмы разделяются на однословные, двухсловные, трёхсловные и т. д. В русской речи наиболее активны синтагмы объёмом от 1 до 5 компонентов. Максимальные по объёму синтагмы в ней включают до 10 слов. Они обычно используются в научной и официальной речи.

По внутренним и внешним связям и отношениям синтагмы характеризуются тем, что в каждой составной синтагме слова связаны по смыслу, интонационно, структурно и грамматически. Они являются компонентами только своей синтагмы и не вступают в самостоятельные связи и отношения с другими словами предложения и со словами других синтагм, за исключением связи ключевых слов сочетающихся синтагм.

Синтагмам характерны внутрисинтагмные и межсинтагмные связи и отношения. Связи и отношение между словами в речи ограничиваются рамками синтагмы, в которую они входят. Связи и отношения ключевых слов синтагм отражают не только их собственные связи и отношения, но и связи и отношения их синтагм в целом.

Морфологическая природа синтагмы определяется по частеречной принадлежности её ключевого слова. Выделяются именные, глагольные, наречные синтагмы. Но они могут быть представлены союзами, предлогами, частицами или междометиями. Это одна из важнейших характеристик синтагм. Она связана со структурой исходной единицы речи, её объёмом и содержанием.  Морфологическая природа синтагмы соотносится со связями и отношениями внутри синтагмы, с психологическими и лингвистическими основами порождения синтагм, она отражает также межсинтагмные связи и отношения, определяет развитие конкретной речи и её содержания, обусловливает частотность употребления синтагм. В связи с этим данный признак синтагмы является объектом внимания при сопоставительном анализе синтагматики речи разных языков.

Частотность синтагм в речи – важный показатель их функциональной активности. Она обусловлена их объёмом и морфологической природой. По морфологической природе наиболее частотны в русской речи именные и глагольные синтагмы. Они составляют 95 % текста.

Частотность синтагм в зависимости от их объёма представлена в убывающем порядке таким образом: 2-словные, 3-словные, 1-словные, 4-словные, 5-словные и т. д. [24]

У синтагм несколько функций, но основных – две: порождение речи в результате их последовательного линейного наращения и восприятие её путём их осмысления в процессе их интонационной и структурной идентификации. Функции остальных речевых единиц заключаются в традиционном оформлении речи (с целью выделения в тексте структурно-смысловых его частей), что значительно облегчает его восприятие.

Функции синтагм в устной речи очевидны, в письменной же их тоже несложно определить путём моделировании авторской интонации, которая “вписана” в текст и её нужно правильно вычитать. При чтении нужно не только узнавать слова, но и научиться “слышать” авторскую интонацию.

Функции слов реализуются в синтагмах, а функции синтагм – в предложениях и фразах. Как и другие речевые единицы, синтагма, соотносится с формами речи. Она единственная из всех типичных речевых единиц функционирует как в устной, так и в письменной форме.

Письменная форма – результат трансформации устной (или внутренней) речи в графическую на основе установившихся традиционных средств, правил и приёмов. Способ порождения речи в сознании человека один, но форму её представления – устную или письменную – он выбирает по необходимости.

Остальные единицы разделяются на те, которые свойственны только устной речи (фраза и сообщение) или только письменной (предложение, высказывание и текст). Количество фраз в конкретной устной речи – величина постоянная, чего не скажешь о предложениях. Если речь записывают на слух несколько человек и самостоятельно выделяют в ней предложения, то количество предложений у них обычно разное, что свидетельствует о том, что интонационно в звучащем тексте предложения не разграничиваются. У каждого пишущего будет своя предложенческая структура одного и того же записываемого текста, обусловленная индивидуальными особенностями его психической деятельности, знаниями, умениями и навыками, в связи с чем нельзя смешивать фразу и предложение.

Сопоставляя синтагму с другими речевыми единицами можно также отметить: она предельно минимальна, недискретна, одномерна, тогда как остальные речевые структуры являются составными, многомерными. Все они традиционно выделяются в тексте при последовательном наращении синтагм для его адаптации. На уровне предложений легче восстановить авторскую синтагматическую структуру текста, что обеспечит более точное понимание авторской интонации и передаваемых мыслей.

Так что традиционное выделение предложений в тексте значительно облегчает и ускоряет его восприятие. Оно возникло на определённом этапе развития письменности и носит исторический характер. В древности предложения в тексте не выделялись. Например, в «Слове о полку Игореве».




double arrow
Сейчас читают про: