За пределами Голливуда

За пределами США большая часть кинофильмов была лишь формой легкого развлечения, рассчитанной исключительно на национальную аудиторию. Им не хватало общечеловеческой притягательности и профессионализма голливудских картин. Зато немногие по-настоящему высококачественные работы обладали новизной видения и зрелостью мировоззрения, которые редко можно было встретить в голливудских фильмах. Во Франции были такие звезды, как Жан Габен, и такие великие режиссеры, как Марсель Карне и, конечно, Жан Ренуар, чьи "Правила игры" (1939) теперь входят в десятку лучших фильмов мирового кинематографа. Среди немецких режиссеров можно выделить Г. В. Пабста и Фрица Ланга, который создал леденящий душу классический фильм "М" (в отечественном прокате "Убийца", 1931).

В Советском Союзе звуковое кино прижилось не сразу, а сталинские репрессии разрушили не одну карьеру. Однако великий режиссер немого кино Сергей Эйзенштейн все же создал свой звуковой шедевр - картину "Иван Грозный" (1942-46), а в фильме "Детство Горького" Марка Донского прекрасно показана жизнь дореволюционной России.

В Великобритании огромный успех имел Александр Корда с картиной "Частная жизнь Генриха VIII" (1932), однако попытки создать киноиндустрию международного масштаба не увенчались успехом. До своей эмиграции в Голливуд великий британский режиссер Альфред Хичкок снял картину "Леди исчезает" (1938) и несколько других фильмов. Тщательно выполненные, полные авторской задумки, напряженного ожидания и визуальных неожиданностей, его работы, от "Завороженного" (1945) до "Психо" (I960), и позже отличались от всех других.

Послевоенные проблемы

После окончания Второй мировой войны у Голливуда возникли проблемы. Новый закон отменил эксклюзивный контроль киностудий над кинотеатрами, открыв дорогу конкуренции. Маккартизм - политика преследования всех подозреваемых в связях с коммунистами - лишил американский кинематограф множества талантливых личностей. Но наибольший урон нанесло телевидение, предлагавшее массу развлекательных программ, смотреть которые можно было не выходя из дома. Теперь кинотеатрам приходилось бороться за зрителя.

Одним из выходов, найденных Голливудом, стало производство малобюджетных и быстроокупаемых картин. В ответ на запросы послевоенного времени некоторые фильмы обращались к социальным проблемам. Появилось множество криминальных драм, снятых в полутемных помещениях, отличавшихся общей мрачной атмосферой и передававших ощущение внутреннего распада. Получив от французских критиков название "фильм нуар" ("черный фильм"), этот жанр, к всеобщему удивлению, оказался достаточно влиятельным. Однако основной голливудской тактикой завоевания аудитории было создание картин такого масштаба, который телевидению был бы не под силу.

Блокбастеры

Благодаря процессу "Истманколор" цветное кино практически вытеснило черно-белое. В 1953 году началась эра широкоэкранного формата, съемки с декорациями и обратная проекция (съемка актеров на уже отснятом фоне) уступили место натурным съемкам, а позднее появился и стереофонический звук. В результате родилась целая серия "блокбастеров" (по названию авиабомбы большого калибра) - длинных, дорогих зрелищ, таких, как "Десять заповедей" (1956) и "Лоуренс Аравийский" (1962). В 1950-е годы такие признанные звезды, как Кэри Грант и Джеймс Стюарт, еще больше упрочили свое положение. Появились и новые, среди них - Марлон Брандо, Джеймс Дин и Мэрилин Монро.

В остальном мире

В своих лучших проявлениях европейское кино демонстрировало глубокую художественность и серьезность. Недолговечная итальянская школа неореализма (Росселлини, Висконти, де Сика) снимала фильмы о трудностях повседневной жизни в послевоенные годы, часто используя непрофессиональных актеров и съемки в реальных местах событий; "Похитители велосипедов" (1948) Витторио де Сика - один из самых известных фильмов этой школы. В самом начале карьеры шведский режиссер Ингмар Бергман снял "Седьмую печать" (1956) и "Земляничную поляну" (1957), вслед за которыми появились и другие острые, часто пессимистичные фильмы, в которых ставился вопрос о смысле жизни. Несмотря на политическую цензуру, в Восточной Европе снимались прекрасные, хотя, возможно, и мрачные работы, а Акира Куросава в Японии и Сатияджит Рей в Индии возвестили миру о рождении качественного азиатского кинематографа.

Федерико Феллини - итальянский кинорежиссер, чье творчество определяло лицо европейского кинематографа второй половины XX века.

В течение четырех десятилетий, с 1954 г. и до своей смерти в 1993 г., Федерико Феллини был признанным представителем европейского кино в мировой киноиндустрии. Он завоевал четыре "Оскара" в категории "Лучший иностранный фильм", а в 1993 г. был удостоен Специальной премии Американской академии киноискусств за вклад в искусство кино.

Римини, маленький курортный городок на Адриатическом побережье Италии, где в 1920 году родился Федерико Феллини, стал местом действия нескольких его фильмов. Феллини был сыном коммивояжера, и жизнь в Римини, отображенная впоследствии в его ранних фильмах, казалась ему тягостной, особенно долгими зимними месяцами. В возрасте 12 лет Федерико сбежал из дома, чтобы присоединиться к бродячему цирку, но уже через месяц двое полицейских вернули его домой.

Юный Феллини был шалопаем и не проявлял тяги ни к одному из школьных предметов. После школы, сменив ряд временных работ, он 1938 году уехал во Флоренцию, где писал рассказы и рисовал карикатуры для сатирического журнала. Затем Феллини переехал в Рим, где подружился с актером варьете Альдо Фабрици (сыгравшим позднее роль священника в фильме Росселлини "Рим - открытый город"). Феллини написал для него серию юмористических монологов, а также скетчи для радио.

 

Талант художника

Дар иллюстратора никогда не покидал Феллини, и хотя позже он работал с профессиональными дизайнерами и сценаристами, его сценарии испещрены набросками костюмов и декораций, сделанных им собственноручно.

Случай свел Феллини с Роберто Росселлини, другим подающим надежды молодым режиссером. Росселини пригласил его к сотрудничеству над написанием сценария, по которому впоследствии был поставлен "Рим - открытый город". Фильм, выпущенный в 1945 году, описывает жизнь в Риме при нацистской оккупации во время Второй мировой войны.

Работать "соло"

В 1952 году Феллини снимает первый самостоятельный фильм - "Белый шейх". Главная тема - жизнь маленького городка, и картина с мягкой иронией показывает воздействие журнальной фоторомантики на наивные фантазии его жителей. Уже в "Белом шейхе" проявились характерные и неизменные черты, ставшие фирменным знаком фильмов Феллини - яркие, но добрые зарисовки провинциальной жизни, сатира на реальность, мастерски переплетенная с элементами фантазии.

Следующий фильм, "Маменькины сынки", снятый в 1953 году, показывает, что к этому моменту Феллини достиг художественной зрелости. Этот фильм завоевал ряд международных наград, включая приз Венецианского кинофестиваля. Сюжет явно основан на жизненном опыте самого Феллини и рассказывает историю молодых и праздных мечтателей, живущих в маленьком приморском городке.

Его следующий фильм "La strada" ("Дорога"), увидевший свет в 1954 году, является одним из лучших и наиболее трогательных произведений режиссера. "Дорога" принесла Феллини его первого "Оскара". В фильме рассказана история двух ярмарочных циркачей, силача и канатоходца, а также Джельсомины, умственно отсталой бедной девушки, купленной силачом за тарелку спагетти. Джельсомина выступает в их номере, и ее шляпа-котелок, раскрашенное лицо и ликующий безумный взгляд создают неизгладимый образ.

Ее искренность и невинность в конце концов смягчают грубое сердце силача, но прозрение приходит слишком поздно. Фильм заканчивается сценой безысходного одиночества на берегу холодного ночного моря. Менее успешный фильм, "Мошенничество" (1955), рассказывающий о шайке жалких стареющих мошенников, обманывающих бедняков, открыл два аспекта творчества Феллини - язвительное наблюдение за человеческим поведением и поиск душ, измученных одиночеством, в сочетании со стремлением во всем найти основополагающую суть. Эти элементы особенно четко просматриваются в "Ночах Кабирии" (1957), созданных, безусловно, для Джульетты Мазины.

В 1959 году вышел следующий фильм, "Сладкая жизнь" - рассказ о молодом человеке из провинции, который осознает всю порочность и пустоту жизни в большом городе, но не может противиться соблазну. Во всем мире фильм был встречен как горькая и едкая сатира на пошатнувшиеся европейские ценности; он также стал поворотным моментом в творчестве Феллини. Как позднее скажет сам режиссер: "Сейчас фильмы миновали фазу повествования в прозе и приближаются к поэзии. Я стараюсь освободить себя от определенных ограничений, то есть историй с началом, развитием и финалом. Это скорее должна быть поэма со своим собственным ритмом и размером". Действительно, один из его следующих фильмов, "Сатирикон Феллини" (1969), обрывается на полуфразе.

Однако первым фильмом Феллини, отошедшего от "повествования в прозе", был "Восемь с половиной" (1963), названный так потому, что к тому времени Феллини сам снял семь фильмов и принял участие в создании еще трех. Это история преуспевающего кинорежиссера (его играет Марчелло Мастроянни), у которого иссякли идеи и которого постоянно терзает продюсер. Воспоминания и страсть, образы, олицетворяющие стремление к невинности и чему-то новому, соединяются в рассказе о любовной жизни режиссера с непринужденным юмором и смелым монтажом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: