Без красот и функционально

Но их творения не удовлетворяли запросы массового общества XX века. А ему требовались промышленные сооружения, деловые центры и жилье, которые можно было строить дешево и быстро из стандартных элементов и панелей. Пионерами такого функционализма были Петер Беренс в Германии, создавший здание турбинного завода фирмы "AEG" в Берлине (1908-09), и Отто Вагнер (1841-1918) и его последователи в Вене. Вагнеровское здание почтамта и сберкассы в Вене (1904-06) стало одним из первых образцов модернизма с использованием конструкций из стали и стекла. Радикальный венский архитектор и теоретик Адольф Лоос (Лоз), провозгласив, что "орнамент - это преступление", в экстремальной форме утверждал подчеркнутый аскетизм внешнего облика, после 1920 года ставший типичным для оформившегося в Западной Европе "движения модернизма". Среди родоначальников этого движения была голландская группа "Стиль", основанная в 1917 году. Здания ее архитекторов были в основном вариациями на тему кубических форм с гладкой плоской поверхностью, окрашенной в белый или основные цвета, с плоскими крышами и подчеркнуто горизонтальными линиями.

Строить вверх

К схожей концепции пришел и более именитый швейцарский архитектор Шарль Эдуар Жаннере, известный как Ле Корбюзье (1887-1966). Он воплотил в чистом виде установку движения модернизма на освобождение архитектуры от орнаментальных элементов и сведение ее к простым геометрическим формам. В 20-е годы Ле Корбюзье построил целый ряд оказавших заметное влияние частных жилых домов, как, например, вилла Савой в Пуасси (Франция, 1927-31), поднятая на отдельные опоры-столбы так, что на уровне земли оставалось открытое пространство.

В 30-е годы, когда частные заказы были редки, Ле Корбюзье посвятил себя градостроительству. Он видел решение проблемы нехватки пространства и роста населения в строительстве "вверх".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: