Реальность или не очень?

Более поздние фильмы Феллини из этого ряда, такие как "Джульетта и духи" (1965), были, пожалуй, менее успешными - за исключением блестящего "Амаркорда" (1974), в котором режиссер с любовью и теплым юмором вновь возвращается к своему отрочеству в Римини и юности в Риме. К этому времени Феллини стремится делать фильмы, раскрывающие искусственность кино, например, "И корабль плывет" (1983), в котором волны изображают в павильоне студии с помощью огромного полотнища. В картине "Джинджер и Фред" (1985) мастер с ностальгической нежностью вспоминает мир варьете, а его последняя работа "Голос луны" (1990), с Роберто Бенини в роли уже менее загнанной Джельсомины, явилась глубоко прочувствованным итогом всего сделанного, попыткой связать прошлое с настоящим, провинциальную жизнь с духовным миром ради утешения, которое дарит искусство.

В 1992 году Феллини был награжден Специальной премией американской Киноакадемии за вклад в киноискусство. К сожалению, не прошло и года после вручения премии, как он и его жена Джульетта умерли.

  ИЗ ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ

Отказываясь от традиционных стилей архитекторы начала XX века стремились к созданию функциональных конструкций, соответствовавших новой эпохе. К 60-м годам этот "интернациональный стиль" уступил место более живому и многообразному - "постмодернизму".

В XIX веке архитекторы столкнулись с проблемами, возникшими в результате индустриализации и роста городов. С некоторыми они успешно справлялись, включая в тщательно продуманные проекты новые функциональные особенности и удобства. Однако внешний вид и планировка большинства зданий по-прежнему оставались классическими, а архитекторы продолжали использовать греческий, готический и другие традиционные стили даже при проектировании заводов и вокзалов.

Очертания будущего

Реформаторы в архитектуре считали более перспективными простые и практичные конструкции, ставшие возможными благодаря новым технологиям. Уже в 1851 году сооружение Хрустального дворца продемонстрировало одно из таких революционных направлений. Построенное для Всемирной выставки, это огромное здание представляло собой гигантскую оранжерею - чугунный каркас, заполненный стеклом. Здание было исключительно функциональным (что соответствовало поставленной задаче), относительно недорогим и простым в возведении и являлось представителем "свободного" стиля, который легко адаптировать для самых разных целей и окружения. В XIX веке этот сугубо функциональный тип зданий безо всякого украшательства еще не нашел широкого применения вне промышленной сферы, хотя металлическая конструкция Эйфелевой башни в Париже (1889) явилась воплощением архитектурной инженерии в чистом виде. Но технический прогресс уже предоставил в распоряжение архитекторов сталь, железобетон и прочные стеклоблоки.

Эти материалы сделали возможным сооружение нового типа зданий - небоскребов. Огромная прочность стали означала, что теперь металлический каркас может нести нагрузку всего многоэтажного сооружения. Стены больше не должны были выполнять функции несущих конструкций, и небоскребы взметнулись ввысь на десятки этажей, а огромные окна залили их естественным светом.

 

Небоскребы

Первые небоскребы были построены в Чикаго, который после опустошительного пожара 1871 года испытывал большую потребность в новых зданиях. Спустя несколько лет был изобретен электрический лифт (1880), что сделало высотные здания реальностью. Считается, что первым таким зданием в Чикаго был Хоум-иншуранс-билдинг (1883-85, архитектор У. Дженни), за которым быстро последовали другие. Около 20 лет в Чикаго процветала радикальная архитектурная школа, самым известным представителем которой был Луис Салливен (1856-1924), чей универмаг "Карсон, Пири энд Скотт" (1899) с "решетчатым" фасадом из огромных горизонтальных окон и облицованных белой плиткой ненесущих стен стал прообразом небоскребов по всей Америке.

Декор и фантазия

Являясь приверженцем строгого и четкого "функционализма", Салливен тем не менее любил и широко применял при отделке зданий элементы стиля "модерн". Отличительными чертами "модерна" было использование замысловатых декоративных элементов, включая цветы и другие природные формы, а также витиеватые или, наоборот, хлесткие линии. Этот стиль с его особой атмосферой утонченной роскоши и легкого декаданса был воплощен в архитектурные формы бельгийцем Виктором Хортой (1861-1941) и французом Гектором Гимаром (1867-1942).

Характерным для "модерна" изгибам и завиткам как нельзя лучше соответствовал кованый чугун, и наиболее наглядно особенности этого стиля воплощены не в зданиях, а в знаменитых решетках входов в парижское метро, созданных Гимаром.

Два других известных архитектора выработали исключительно индивидуальный стиль, близкий к "модерну". Шотландец Чарльз Ренни Макинтош применял вытянутые прямые формы при проектировании Школы искусства в Глазго и в других своих работах, удачно сочетая "модерн" с тенденциями модернизма. А в Барселоне испанский архитектор Антонио Гауди (1852-1926) создал ряд зданий (включая собор Ла Саграда Фамилиа и жилой дом Каса Мила), которые и сегодня изумляют буйством фантазии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: