План практического занятия

РАЗДЕЛ III. Дидактический эпос. Гесиод.

(VIII - VII вв. до н. э.)

Поэмы Гомера оказали существенное значение на развитие литературы. Сохранились отдельные отрывки поэм о судьбе фиванского царя Эдипа («Эдиподия»), истории Троянской войны (изложена кратко в «Киприях»), странствиях Одисссея (в «Телегонии»), или гимны в честь олимпийских богов, они исполнялись на празднествах перед началом декламации эпических поэм. Все произведения связывали с именем Гомера. Традиционный эпический стиль, гекзаметр отправляют к имени древнего поэта, но само время установило различия между поэмами Гомера и подражанием ему.

Творчество Гесиода также относится к послегомеровскому эпосу. Однако, время Гесиода совершенно иное, нежели гомеровское, - это время классового общества, проявления классового антагонизма. Родовой строй вступил в эпоху кризиса и распада. Прошлое, каким бы оно героическим не казалось, потеряло свою былую значимость. Людей интересует само историческое время, действительность. Важным становится, прежде всего, сам человек с его личными качествами, делами и даже повседневными заботами. В сознании человека идет процесс переоценки ценностей: идеалы доклассового общества отмирают, на смену им рождаются новые, которые еще не успели стать высокой нормой человеческого поведения; возникают ростки нового взгляда на мир. Строгой проверке подвергаются былые мифологические представления: впервые делается попытка систематизации мифов, в частности, Гесиодом. Принципы и идеалы старого родового строя превращаются в морализующее начало. Само время потребовало от литературы дидактического эпоса и генеалогического эпоса - эпоса, объясняющего происхождение богов, устройства божественного космоса и жизни людей. Новое большое эпическое направление связывается с именем Гесиода, создателем поэм «Работы и дни», «Теогонии», поэмы «Щит Ахилла» (прямое соотнесение с Гомером, восемнадцатой главой из «Илиады»), автором ряда произведений, которые за давностью лет дошли только в названиях - «Каталог женщин», «Меламподия», «Свадьба Фетиды и Пелея» и других. Истоки литературного мастерства Гесиода исходят из устного народного творчества (особенно это отражается в языке поэм), из мифологии, творчества отдельных поэтов, например, басен Эзопа.

О нем как поэте известно немногое. В основном даны, в его же стихах, скудные биографические сведения. Однако, именно такие скупые исторические строки подтверждают реальность Гесиода. Если автор «Илиады» и «Одиссеи» воспринимается не иначе как глашатаем всего народа, то Гесиод, изображая себя сыном бедного крестьянина, сетуя на свою судьбу, является единственным создателем, выразителем собственных чувств и мыслей. В его поэзии ясно видна отдельная человеческая личность со своим, характерным только ему, внутренним миром. Так появляется истоки настоящего - литературного художественного творчества. Сохранилась легенда о Гесиоде: будто бы свой дар поэта он получил от геликонских Муз, навеявших ему призвание к поэзии. Как бы то ни было Гесиод мастерски овладел с молодости не только тонкостями земледельческого труда, но и мастерством сочинительства. Своеобразный толчок к творчеству он получил в результате вражды со своим старшим братом Персом, разразившейся после смерти отца, из-за раздела наследства. Перс вероломно лишил Гесиода части наследства. Полученное обманным путем богатство не принесло Персу ожидаемого обогащения: он разорился и в трудную минуту пришел за помощью к брату. Гесиод решается наставить на путь добродетели брата и пишет поэму «Работы и дни».

Поэма «Работы и дни» отличается энциклопедичностью. Стихотворным гекзаметром эпически развивается несколько тем: земледельческая, нравственная, божественная; в ней, наряду с наставлениями о праведной жизни - прямыми обращениями к брату Персу, даны практические советы древнему греку-труженику. И оказывается, что ничем не примечательный ежедневный труд не менее достоин воспевания, как и подвиги великих героев. В этом Гесиод близок к Гомеру и как бы продолжает развивать мысль о превосходстве мирного труда человека над военным. Труд земледельца становится главным жизненным ориентиром у Гесиода:

Труд человеку стада добывает и всякий достаток,

Если трудиться ты любишь, то будешь гораздо милее

Вечным богам, как и людям: бездельники всякому мерзки...

(Труды и дни, с. 308-310; пер. В. Вересаева)

Более того, Гесиод делает труд человека нравственным мерилом. Чем усерднее, старательнее человек работает на земле, тем он благороднее и возвышеннее:

Нет никакого позора в работе: позорно безделье,

Если ты трудишься - скоро богатым, на зависть

ленивцам,

Станешь. А вслед за богатством идут добродетель с почетом.

(Труды и дни, с. 311-313; пер. В. Вересаева)

Композицию поэмы можно разделить на две части. В первой - Гесиод подробно рассказывает о природе спора за наследство, прерывая повествование широкими мифологическими отступлениями о жизни богов, подробно рассказывая о богинях зависти и раздора Эридах; здесь же развертывается миф о пяти поколениях, в повествовании которого намечается проявление некоторого пессимизма относительно судьбы человечества. Вторая часть более похожа на календарь сельскохозяйственных работ. Поэт дает развернутый план работ, соотносимых с временами года. Перед читателем разворачивается перечень определенных дел земледельца.

В целом же, толкование мифов у Гесиода отличается свободной трактовкой: в «Работах и днях» и в «Теогонии» на первом плане простое перечисление божественных имен, краткий рассказ о браках богов с земными женщинами, о рождении мира; в то же время автор дает ряд выразительных картин на мифологические темы, например, интересна его интерпретация мифа о Пандоре. В «Работе и днях» поэт подробно повествует о возникновении Пандоры, говорит о том, что она послана людям как надежда на лучшую долю. Именно труд, с точки зрения поэта, несет ростки материального и, главное, духовного богатства. А в «Теогонии» образ Пандоры трансформируется в представление о женщине как источнику зла, виновнице бесчисленных бед человечества, что она хитростью и приманками толкает людей к различным грехам. Прометей изображен виновником всех человеческих бед. Автор называет его обманщиком, хитрецом.

Гесиод, воспевая труд человека, остается творцом. Он рисует словами яркие картины античного мира: каждый вспаханный пласт, брошенное зерно наполняют каменистую почву настоящей жизнью; земля у него дышит, исходя внутренним теплым дыханием; окружающий мир полон звуками - щебетаньем птиц, взмахами крыльев, шумными порывами ветра; перед взором читателя зримо предстает картина нелегкого труда крестьянина Беотии, на изнуренном от зноя теле которого проступили капли пота. Читатель почти сам ощущает дрожь и лязг зубов от холода, пробирающего до костей, и радуется оживающему весной листу смоковницы. Каждое высказывание автора сопровождается назидательными советами быть трудолюбивым, бережливым, практичным хозяином земли, без проявления жадности и стяжательства.

Гесиод создает в поэме целый кодекс человеческих отношений, основанных на примерах народной мудрости: «Друга зови на пирушку, врага обходи приглашеньем», «Истая язва - сосед нехороший; хороший - находка», «Только дающим давай; ничего не давай не дающим». У поэта нет пышных, многословных высказываний, пространных экскурсов в прошлое, как у Гомера; стиль Гесиода отличается афористичностью, лаконичностью, порой восходящей к признакам документальности. Назидательность, требование трудиться выражается не в скучных, монотонных высказываниях, а воплощается в интересные мысли, заметки. В них запечатлевается соответствующий образ сложного, противоречивого мира.

У Гесиода нет того, что характерно для Гомера, но есть эпически изложенное повествование о реальной действительности в параллельном соотношении с уходящим родовым и мифологическим миром. Заметно, что мировосприятие автора обращено к прошлому, когда были нерушимы и особо почитаемы родовые отношения. Гесиод противопоставляет высокую нравственность прошлых эпох безнравственности современной ему жизни:

...Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю - хозяин.

Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.

Старых родителей скоро совсем почитать перестанут;

Будут их яро и зло поносить нечестивые дети

Тяжкою бранью, не зная возмездья богов; не захочет

Больше никто доставлять пропитанья родителям старым.

Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.

190 И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,

Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею

Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право...

(Труды и дни, ст. 184-193; пер. В. Вересаева)

В творчестве Гесиода отразились противоречия, связанные с наступлением нового рабовладельческого строя. Гесиод сожалеет об утрате прежних отношений между людьми, но это не мешает ему мечтать совершенно в духе самой эпохи о быстром обогащении. Герой Гесиода одновременно патриархален, «неподъемен» для быстрого принятия решений и скор, поспешно расчетлив, сметлив, полон пессимизма и в то же время оптимистичен. Он создает образ человека, который переживает нелегкие времена в предпринимаемых делах, но не отчаивается, а полон надежд на лучшую долю. Несмотря на первоначальный пессимизм, Гесиод несколько утопичен, но одно нельзя отнять у автора - веру в человека, в его здравый разум, способность самосовершенствоваться с помощью честного труда.

Вводимые понятия: дидактический эпос, генеалогический эпос, афористичность, лаконичность стиля, народность Гесиода.

Характеристика периода зарождения классового общества.

Пересмотр мифологических представлений, закономерность появления дидактического эпоса, а также Гомеровских гимнов, пародийного эпоса. Отличие и сходство поэм в жанровом определении.

Изображение внутреннего мира человека в греческой литературе. Истоки психологического начала у Гесиода.

Проблематика поэмы «Работы и дни». Композиция поэмы. Противоречивость авторского стиля.

Новаторство Гесиода для последующей литературы. Значение его творчества.

Литература

Гесиод. Работы и дни // Античная литература. Греция. Антология. М., 1989. ч. 1. С. 58-72

Вересаев В.В. Эллинские поэты. М., 1963 с. 141-205

Лосев А.Ф. Гесиод и мифология // Учен. зап. МГПИ им. В.И. Ленина. 1965. Т.83

Тренчени-Вальдапфель И. Гомер и Гесиод. М., 1956

Тронский И.М. История античной литературы. изд. 5-е. М., 1988

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СРС

Задание I


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: