Решение антагонистических игр.
Для упрощения исследования игр стараются исключить из анализа игры те стратегии, которые при разумном подходе вряд ли могут быть использованы в какой-либо из партий игры. Те стратегии игроков, которые используются или могут быть использованы в какой-либо из партий игры, называются рабочими.
Упрощение заключается в выявлении рабочих стратегий из всех возможных. Так как нас интересуют смешанные стратегии, то рабочие стратегии выбираются с вероятностью, отличной от 0, а не рабочие с вероятностью 0. Для выявления рабочих стратегий используется отношение доминирования (преобладания).
Рассмотрим два вектора стратегий второго игрока:
и
. Величина проигрыша второго игрока определяется соответственно
и
,
. Возможны следующие ситуации:
1) Если
и среди
найдется такое j, что
, т.е. в матрице игры потери в столбце l не превосходят соответствующих потерь в столбце k, то говорят, что стратегия
доминирует над стратегией
, т.е. получаем доминирование по столбцам
. В этом случае стратегия
должна быть отброшена, т.е. вычеркнута из матрицы игры;
2) Если же
,
, то эти стратегии дублируют друг друга.
В любом из этих случаев стратегию
можно удалять из матрицы без изменения оптимальной стратегии второго игрока.
Доминирующие стратегии второго игрока имеют наглядную геометрическую иллюстрацию при переходе к эквивалентной S-игре на плоскости. В этом случае
и
,
.
На рисунке приведены два случая расположения точек
и
, соответствующие чистым стратегиям
и
второго игрока. Легко видеть, что на рисунке (а) стратегия
доминирует над стратегией
, а на рисунке (б) ни одна из стратегий не является доминирующей. Для того, чтобы стратегия
доминировала над стратегией
, точка
должна лежать левее и ниже точки
.

(а) (б)
Аналогичным образом определяют доминирующие стратегии первого игрока. Стратегия
доминирует над стратегией
, если выигрыш первого игрока при стратегии
больше выигрышей при стратегии
при любой стратегии y:
,
т.е. если в матрице игры выигрыши в строке
больше соответствующих выигрышей строки
.
Пример. Предположим, что есть игра 

.
Воспользуемся отношением доминирования для упрощения игры:
1) 2 и 4 столбцы одинаковые, поэтому получаем игру
;
2) Сравниваем 2 и 3 строки. Элементы во второй строке превосходят элементы в первой, поэтому первый игрок никогда не будет выбирать 3 стратегию, т.к. вторая принесет ему большую прибыль, значит получаем игру
;
3) Сравниваем 1 и 3 столбец,
, значит получаем игру
:
.
Таким образом, отношение доминирования по строкам заключается в том, что все
и
из
такое, что
, то
.






