Формирование и развитие системного подхода к управлению качеством в СССР и современной России

Рис. 2. 11. Японская модель иерархии качества

Сегодня всем хорошо известны «семь инструментов» японского управления качеством.

1. Вовлечение в процесс обеспечения качества каждого сотрудника фирмы.

2. Использование статистических методов контроля над качеством.

3. Создание системы мотивации.

4. 4. Поощрение обучения, повышение квалификации.

5. Организация кружков качества, поддерживающих низшую иерархическую ступень управления.

6. Создание команд (временных коллективов) из специалистов, заинтересованных в решении конкретно проблемы.

7. Превращение проблемы обеспечения качества в общенациональную задачу.

Японская система управления качеством ориентирована на предотвращение возможности допущения дефектов. На японских предприятиях большую популярность завевала программа «пять нулей», суть которой сводится к тому, что каждый рабочий НЕ ДОЛЖЕН делать следующее:

1) принимать дефектную продукцию с предыдущей операции;

2) создавать условия для появления дефектов;

3) передавать дефектную продукцию на следующую операцию;

4) вносить изменения в технологию;

5) повторять ошибки.

Примечательно то, что японская система управления качеством установила четырехуровневую иерархию качества (рис. 2.11.), в которой угадывается основной принцип будущей концепции TQM – ориентации на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей.

Практически все перечисленные выше принципы управления качеством были воплощены в микрологистической системе корпоративного управления производством и cнабжением КАНБАН, внедренной в корпорации Toyota Motor и позволившей сократить производственные запасы на 50%, а товарные – на 8%. Эта система базировалась на следующих принципах:

· усиленный контроль качества;

· поставка продукции заказчику точно в срок;

· наладка оборудования, исключающая брак;

· сокращение числа поставщиков комплектующих;

· максимальное приближение смежников к головному (как правило, сборочному) заводу.

После 1970-х годов опыт Японии в области управления качеством постоянно изучается во всем мире. Однако необходимо принимать во внимание то, что специфика японской системы управления качеством обусловлена национальными традициями и социально-экономическими особенностями развития японской промышленности в послевоенный период, поэтому эту систему нельзя слепо копировать. Более того, практика показала, что попытки, например, внедрить кружки качества в США и СССР, потерпели неудачу.

Основные этапами, рубежами, вехами в развитии подходов к управлению качеством в нашей стране были следующие:

1) Принятие в России 14 сентября 1918 г. декрета «О введении метрической системы мер и весов».

2) Создание в 1921 году Центрального института труда (ЦИТа) во главе с А.К. Гастевым.

3) Создание в 1925 году при Совете труда и обороны СССР Комитета по стандартизации, основной задачей которого была стандартизация требований к качеству.

4) Утверждение первого общесоюзного стандарта ОСТ 1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура» в 1926 году». В этом же году принимаются стандарты, позволившие наладить серийное и массовое производство стандартных машиностроительных деталей. Данные стандарты стали основой для овладения методами Ф.Тейлора по контролю качества продукции на основе системы допусков и посадок.

5) Развертывание в 20-30-е годы прошлого века движения за научную организацию труда.

6) Выход в свет трудов сотрудников ЦИТ, в том числе А.К. Гастева по проблемам качества труда. В частности, Гастев выпустил следующие книги: «Как надо работать?» с памяткой по этой проблеме; «Восстание культуры» и др.

В целом, обобщая идеи российских ученых по управлению качеством в советский период, можно выделить следующие приоритетные направления:

- разработка методологических основ системного подхода к управлении качеством;

- внедрение на отечественных предприятиях систем управления качеством;

- формирование квалиметрии как области научных знаний;

- развитие экономико-статистических методов исследования качества продукции;

- разработка основ экономической теории качества;

- разработка вопросов выявления и использования резервов управления качеством;

- анализ затрат на управление качеством труда и продукции;

- активное участие в деятельности Европейской организации по качеству и Международной организации по стандартизации.

Значительный вклад в становление и развитие теории и практики управления качеством внесли такие ученые, как: В.В. Бойцов, Г.Г. Азгальдов, О.К. Антонов, А.В. Гличев, Б.В. Гнеденко, К.И. Клименко, М.И. Круглов, Д.С. Львов, В.И. Седов, В.И. Сиськов, А.И. Субетто, В.П.Панов, Д.Л. Томашевич, Я.Б. Шор, Л.Я. Шухгальтер и другие.

Отметим более подробно лишь одного выдающегося ученого, внесшего неоценимый вклад в развитие науки об управлении качеством – это Василий Васильевич Бойцов (1908-1997 гг.). Он прошел трудовой путь от штамповщика промысловой артели до одного из руководителей авиационной отрасли. В частности, он был директором НИИ технологии и организации авиационного производства. С 1963 г. по 1984 г. он возглавлял Госстандарт СССР. Его научные разработки нашли отражение в многочисленных публикациях (более 150). Наиболее известные из них:

- «Проблемы автоматизации и механизации мелкосерийного производства».

- «Инженерные методы обеспечения качества в машиностроении» и др.

В.В.Бойцов был президентом Международной организации по стандартизации. Он был также инициатором и участником создания системы стандартов ИСО серии 9000, получивших наибольшее распространение в мире.

Главные идеи его трудов и направления деятельности:

- развитие методов типизации технологических процессов на основе научно обоснованной классификации объектов производства, их автоматизации;

- использование кибернетических методов к решению проблем качества;

- разработка этапов системы управления качеством и т.д.

Огромный вклад в управление качеством в России сделал А.В. Гличев (род. 1923 г.), которого Бойцов пригласил в 60-х годах прошлого века, сначала на заместителя, а затем на должность директора Всероссийского научно-исследовательского института стандартизации (ВНИИС). ВНИИС под руководством Гличева на рубеже 1970-1980 гг. создал фундаментальный труд – комплекс стандартов на управление производственным объединением (предприятием).

Одним из достижений российской школы управления качеством является формирование квалиметрии – науки о количественной оценке качества. К концу 1960-х годов группа научных работников (Азгальдов Г.Г., Гличев А.В., Крапивенский З.Н., Кураченко Ю.П., Шпекторов Д.М., М.В. Федоров и др.) выявила общие методологические основы способов количественной оценки качества совершенно разных объектов. Их теоретические обобщения и привело к созданию самостоятельной научной дисциплины квалиметрии.

В рамках экономической теории качества с середины 1960-годов в нашей стране повышенное внимание стало уделяться вопросам затрат по функциям управления качеством. Значительный вклад в изучение этой проблемы внесли российские ученые: А.В. Гличев, Л.Я. Шухгальтер, В.И. Сиськов, Б.Л. Бенцман, В.Н. Войтоловский, В.И. Седов, Я.Ш. Котликов, Л.Б. Сульповар, Е.С. Васильева, И.П. Цимбалов, В.И. Терещенко, А.С. Шерешевский, Е.М. Карлик, Д.С. Демиденко, О.В. Олешко, С.Н.Семенова и др.

С анализом затрат на качество тесно взаимосвязаны выявление и использование резервов, способствующих повышению эффективности каждого предприятия и экономики в целом. Значительный вклад в решение этих проблем внесли такие ученые как: Г.А. Пруденский, К.И. Клименко, Г.В. Теплов, О.Е. Каменицер, В.Н. Ганштак, П.А. Жуков, Л.Е. Сыркин-Шкловский, Л.Е. Стариков, Б.Л. Бенцман, В.М. Ларин, В.И. Сиськов и др.

Таким образом, рассмотренные основные направления формирования и развития российской школы управления качеством позволяют сделать вывод, что она является одной из сильнейшей в мире в теоретико-методологическом подходах к исследуемой проблеме. Расцветом российской школы управления качеством были 70-е годы прошлого века. И в настоящее время отечественная школа управления качеством имеет все теоретические основы для дальнейшего развития науки о качестве. Однако фактом является и то, что наша школа управления качеством в настоящее время вынуждена «перенимать» зарубежные подходы, родиной которых она же и является.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: