Американская школа управления качеством

Общая характеристика национальных школ управления качеством

Рис. 2.6. Эволюция подходов к управлению качеством

Эволюция научных подходов к управлению качеством также тесно связана с историей основных школ управления.

Исторически выделяют следующие основные школы управления:

- школа научного управления (Ф.Тейлор и др.);

- классическая или административная школа управления (А. Файоль,

Д. Муни, Л. Урвик и др.);

- школа «человеческих отношений» (Э. Мейо и др.);

- поведенческая школа управления (А. Маслоу, Ф. Герцберг,

Д. МакКлеланд и др.).

Управление качеством занимало свое, особое место в истории этих школ управления. Динамика развития теоретических основ управления качества шла от организации простого контроля к учету человеческого фактора и создания в настоящее время системы управления качеством.

Характеристика этапов эволюции управления качеством изложена в таблице 2.1. и проиллюстрирована на рис. 2.6.

Американская школа управления качеством представлена следующими учеными:

1) Уильям Эдвардс Деминг (1900-1993 гг.). Он, американец по происхождению, является, по существу, родоначальником японской школы качества, так как после Второй мировой войны много работал в Японии в этой сфере экономики, науки. Подход Деминга к управлению качеством включает в себя четыре основных составляющие: 1) статистическое управление процессами; 2) научные основы управления; 3) психология управления; 4) системный подход.

Рис. 2.7. Цикл Деминга (PDCA)

Важнейшим положением У.Деминга был системный подход к решению проблем качества, известный как «цикл Деминга», или РДСА. Так, по мнению Деминга, любая деятельность должна состоять из четырех последовательных этапов, представляющих систему:

- Р – разработка плана или стандарта для достижения поставленных целей.

- Д – реализация плана или выполнения требований стандарта.

- С – измерение и анализ результатов (проверка).

- А – проведение необходимых реформ, если результаты не отвечают первоначально запланированным, или стандартизация действий в случае успеха (рис. 2.7).

Наиболее полно взгляды У. Деминга отражены в 14постулатах(принципах)управления качеством в организации.

1. Постоянство цели в улучшении качества деятельности организации.

2. Новая философия в решении проблем управления качеством.

3. Уничтожение зависимости от массового контроля.

4. Отказ от практики закупок по самой низкой цене у одного поставщика.

5. Улучшение каждого процесса.

6. Введение в практику подготовки и переподготовки кадров.

7. Учреждение лидерства. Важную роль в процессе улучшения деятельности играет система управления персоналом. Процесс руководства сотрудниками должен помогать им лучше делать свою работу.

8. Изгнание страхов, враждебности внутри организации.

9. Разрушение барьеров между этапами жизненно цикла продукции.

10. Отказ от пустых лозунгов и призывов к высокому качеству продукции.

11. Устранение произвольно установленных заданий и количественных норм.

12. Работники должны гордиться своим трудом, упраздните определение годовых рейтингов.

13. Поощрение стремления к образованию и совершенствованию через учреждение соответствующей специальной программы.

14. Действия для осуществления изменений. Позвольте каждому работать так, чтобы достигать изменений.

Первостепенная значимость решения проблем качества на предприятии может быть раскрыта благодаря так называемой цепной реакции Деминга.

Улучшить качествоСнизить стоимость продукции (из-за уменьшения переработок, меньшего числа ошибок, задержек, препятствий) →

→ Повысить производительность → Захватить рынок (благодаря лучшему качеству и более низкой цене) → Оставаться в бизнесе →


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: