Рис. 13.1. Последовательность этапов регламентации деятельности персонала в области качества
В частности, особенностью должностных инструкций является то, что они носят не просто нормативный, а нормативно-правовой характер, поэтому они имеют более высокий юридический статус: к нарушителям требований именно этих документов могут быть применены административно-дисциплинарные меры вплоть до увольнения. Практика внедрения стандартов ИСО серии 9000 на российских предприятиях показывает: в действующих на них положениях о подразделениях и в должностных инструкциях, пока слабо отражается новая деятельность в области качества.
Последовательность этапов регламентации деятельности персонала в области качества представлена на рис. 13.1.
В организации должен быть установлен единый порядок создания и пересмотра этих документов, обеспечивающий своевременное и достаточно полное отражение новых функций, обязанностей, прав и ответственности в области качества. А это должно способствовать улучшению подбора, расстановке, подготовке и повышению квалификации персонала с позиций всеобщего качества.
|
|
В положениях о подразделениях и должностных инструкциях, независимо от основного профиля деятельности подразделений и работников, в той или иной мере должны быть включены (отражены) моменты, предопределяющие участие в:
- реализации политики организации в области качества;
- самооценке (проведение аудитов) системы качества, оценивание ее результативности и эффективности;
- функционировании (разработке) и совершенствовании системы качества;
- разработке и реализации планов качества;
- вовлечении в процессах постоянного улучшения качества;
- выявлении причин несоответствий, разработке и реализации корректирующих (предупреждающих) действий;
- обучение и повышение квалификации в области качества.
Положения и инструкции должны способствовать всестороннему ознакомлению персонала (как рядовых работников, так и руководителей) с их новыми задачами, функциями, рабочими заданиями, на них должны опираться планы обучения и повышения квалификации персонала в области качества.
При подборе, в процессе обучения и по итогам должна оцениваться степень соответствия работника тем требованиям, которые определены рассматриваемыми документами. Поэтому в должностных инструкциях должны содержаться конкретные критерии оценки работника при выполнении тех или иных функций, заданий.
Таким образом, центральное место в системе всеобщего управления качеством занимает вовлечение персонала, которое изначально предполагает адаптацию и интеграцию персонала.
|
|
Процесс адаптации, интеграции, вовлечения происходит более или менее успешно в зависимости от системы мотивации, сложившейся в организации, ее действенности, которая во многом обеспечивается использованием определенных (адекватных TQM концепции) методов управления персоналом и организационных процедур, т.е. технологий управления персоналом.
На трудовое поведение, кроме СУП, в числе внешних воздействий влияет в целом вся трудовая ситуация.. Важная составляющая этой ситуации – состояние производственной среды, которая должна способствовать улучшению деятельности персонала, в т.ч. через мотивации.
Согласно ГОСТ Р ИСО 9004 – 2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» при создании подходящей производственной среды следует уделять внимание:
- правилам техники безопасности;
- эргономике;
- размещению рабочих мест;
- средствам обслуживания персонала в организации;
- условиям труда.
Особое место в системе управления качеством, базирующейся на концепции TQM, отводится роли управленческого персонала. Лидерство высшего руководства в вопросах управления качеством является решающим фактором.
Согласно ГОСТ Р ИСО 9004 – 2001, перед высшим руководством стоит задача осуществлять следующие общие меры:
- разработка прогноза, политики и стратегических целей, соответствующих назначению организации;
- демонстрация на собственном примере стиля управления, обеспечивающего доверие персонала;
- доведение до сведения персонала направления деятельности организации, ценностей, связанных с качеством и системой менеджмента качества;
- участие в проектах по улучшению, поиск новых методов, решений и разработка новой продукции;
- получение обратной связи непосредственно по результативности и эффективности системы менеджмента качества;
- определение процессов жизненного цикла продукции, добавляющих ценности в интересах организации;
- определение вспомогательных процессов, влияющих на результативность и эффективность процессов жизненного цикла продукции;
- создание среды, способствующей вовлечению и развитию работников;- обеспечение организационной структуры и ресурсов, необходимых для поддержки стратегических планов организации.
Высшему руководству следует также определить методы измерения деятельности организации, чтобы установить, достигнуты ли запланированные цели.
Каждый руководитель обязан (в области качества):
- устанавливать стандарты личного качества работы и подавать пример своим подчиненным;
- быть лично вовлеченным в процесс улучшения работы и качества, и, в частности, стать активным участником внедрения TQM;
- знать потенциальные возможности подчиненных и способствовать их творческому росту;
- нести полную ответственность за результаты деятельности своих подразделений.
Успех руководства в управлении качеством пропорционален степени решения следующих задач, связанных с управлением качеством деятельности организации:
- выделение ресурсов;
- создание организационной структуры;
- выбор лидеров;
- определение стратегии и тактики;
- установление стандартов работы;
- выдача заданий и составление инструкций на выполнение работ;
- определение методов работы;
- установление приоритетов;
- оценка и подготовка кадров.
Процесс вовлечения руководства в улучшение качества работы проходит три этапа, которые принято называть «лестницей совершенствования» (См.: Харрингтон Дж. Х. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1990.с. 95).
1. Первая, нижняя ступенька – осознание проблем и передача полномочий.
2. Готовность и вовлечение – вторая ступенька.
3. Участие и преданность делу – третья.
|
|
Первый этап – осознание руководством необходимости в совершенствовании, в понимании того, что представляют собой новые требования, кто и за что несет ответственность и что представляет собой процесс. Руководители, достигающие первой ступени, осознают необходимость повышения качества, но, как правило, стремятся побыстрее передать полномочия кому-либо другому, например, службе качества.
Второй этап – готовность руководства оказать поддержку процессу. Это означает, что руководители убеждены в необходимости улучшения результатов работы и готовы вложить в это дело некоторые ресурсы.
Третий этап – руководство само примет активное участие в этом процессе улучшения работы.
При вовлечении руководства в процесс улучшения работы должен меняться стиль управления. В частности, необходимо осуществлять коллективное управление качеством, при котором активная роль принадлежит рядовым работникам, непосредственно участвующим в решении производственных вопросов.
В условиях коллективного управления основная задача руководителя – научиться эффективно координировать деятельность групп, кружков, бригад по повышению качества, чтобы в итоге они сами, без начальника, смогли выявлять проблемы качества и принимать в рамках своих компетенций решения. Именно тогда в максимальной степени проявляются коллективная ответственность и коллективный подход.