Качество системы управления персоналом, пути и методы ее улучшения
Система управления персоналом (СУП) эффективна настолько, насколько успешно сотрудники организации используют свой потенциал для реализации общеорганизационных целей. СУП поэтому и призвана создать необходимые условия для раскрытия творческого потенциала личности. СУП должна быть связана с качеством, быть адекватной системе качества в целом, базироваться на тех же принципах и основах, т.е. базироваться на определенных стандартах организации, принципах руководства, разрешения конфликтных проблем и т.д.
Так, стандарты ИСО – 9004 содержат информацию и положения по разработке и применению систем качества, базирующихся на основных принципах TQM. Поэтому при создании систем качества (системы менеджмента качества) на российских предприятиях (организациях) следует учитывать требования, установленные в стандартах ГОСТ Р 9001 –2001 и ГОСТ 9004 – 2001, разработанные как согласованная пара стандартов и системы менеджмента качества для дополнения друг друга.
ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001 устанавливает требования к системе качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организации, в частности, в целях сертификации, и направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителя.
ГОСТ Р ИСО 9004 – 2001 содержит рекомендации по более широкому спектру показателей системы управления качеством, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности; он рекомендуется как руководство для организаций, которые, преследуя цель постоянного улучшения деятельности стремяться выйти за рамки ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001.
Указанные стандарты не содержат конкретных требований к управлению персоналом в организации. Однако эти стандарты позволяют согласовывать все эти элементы системы менеджмента качества в организации, включая и менеджмент персонала, на единых принципах, в целом отвечающих требованиям концепции TQM.
Назовем основные направления работы по совершенствованию системы качества управления персоналом (в соответствии с TQM).
1) Проведение периодических ревизий (аттестаций) существующих систем управления персоналом с точки их соответствия целям организации, обеспечения требуемого организации производственного поведения.
2) Привлечение сотрудников службы управления персоналом к разработке и пересмотру стратегических и краткосрочных планов организации.
3) Обеспечить постоянное участие высшего руководства организации в разработке и пересмотре управления персоналом.
4) Оценивать работу службы управления персоналом по результатам работы организации (степени достижения организационных целей).
5) «Перераспределение» функций, ролей субъектов и объектов управления адекватно требованиям всеобщего управления качества (TQM). Это перераспределение имеет цель придания объекту управления определенных функций субъекта управления на основе самоуправления, делегирования полномочий, вовлечения всего персонала в процесс управления качеством, изменения принципов взаимодействия субъектов и объектов управления, изменения ответственности и роли лидерства.
Таблица 13.2.