Характери- стики | Группы совершенство- вания деятель- ности | Кружки качества | Группы совершенство- вания процесс- сов | Целевые группы |
Членство | Работники подразделений | Работники подразделений | Отобранные работники смежных подразделений | Работники, отобранные на основе опыта работы |
Участие | Обязательное | Добровольное | Обязательное | Обязательное |
Директивное участие руко- водства | Среднее | Минимальное | Среднее | Сильное |
Выбор проблем | Групповой | Групповой | Групповой | Осуществляется руководством |
Срочность решения проблем | Средняя | Малая | Средняя | Большая |
Сфера деятельности | В рамках под- разделения | В рамках под- разделения | Между под- разделениями | Между под- разделениями |
Нахождение решения | Членами группы | Членами группы | Членами группы | Членами группы |
Давление сроков | Среднее | Минимальное | Среднее | Высокое |
Порядок работы, сроки | Короткие заседания, большие сроки | Короткие заседания, большие сроки | Короткие заседания, большие сроки | Продолжительные заседания, короткие сроки, отсутствие других заданий |
Содействие в работе со стороны организатора | Как один из возможных вариантов | Весьма желательно | Никакого | Никакого |
Внедрение результатов | Членами группы | Членами группы | Членами группы | Другими лицами |
6) Фундаментальное преобразование корпоративной культуры.
|
|
7) Использование новых методов управления персоналом в части технологической составляющей системы.
Чем выше уровень (степень) участия персонала в управлении, в т.ч. и качеством, тем больше должно быть делегировано ему прав и полномочий, тем выше должна быть его ответственность. Традиционный субъект управления (штатный руководитель),делегируя права подчиненным, «превращает» их также отчасти в субъект управляющей системы.
Вовлечение персонала в процесс улучшения качества, возможно, осуществлять в индивидуальной и групповой формах.
Групповой подход заключается в объединении совместных усилий двух или более лиц для участия в процессе улучшения. Теоретической основой такой работы может быть концепция самоуправляемых команд, которая была введена в практику в середине 20-х гг. XX-го века и более глубоко разработана в конце 50-х гг. XX-го века. Хотя она зародилась в США, но официально признал ее официально только японский парламент.
В мировой практике широко используются следующие типы групп при вовлечении работников в процесс управления, в т.ч. и качеством:
- кружки, группы, бригады качества;
- группы совершенствования деятельности подразделения;
- группы совершенствования процессов;
|
|
- целевые группы и т.п. В таблице 13.2. приводится сравнительная характеристика этих групп.
Как видно из таблицы, лишь одна характеристика едина во всех типах групп – это характер нахождения решения, а именно – коллегиальный, при участии всех членов группы. Это один из важнейших принципов организации и функционирования группы.
Второй важнейший принцип организации деятельности групп гласит: участие в команде (группе) не ограничивает личную инициативу как в рамках группы, так и вне ее. Оба эти принципа предполагают использование коллективного управления – стиля руководства, при котором активная роль в решении производственных вопросах принадлежит рядовым работникам.
К правилам организации и проведения заседаний групп качества относятся следующие:
- заблаговременная подготовка повестки дня совещания и доведение ее до всех участников обсуждения;
- вовлечение в обсуждение и принятие решения всех участников через привлечение к выступлению, опросы, голосование и т.п.;
- ведение протоколов заседания группы должно быть обязательным, поочередным, копии должны раздаваться всем участникам;
- при принятии решения избегать голосования (открытого) руководителя. Использования методик ранжирования альтернатив (при определении направлений действий);
- обеспечение равных возможностей влияния на мнение коллектива.
В целом «структура» деятельности группы качества может быть охарактеризована следующим образом (рис. 13.3.)
|
|