Этапы исследовательского процесса

В) Методы статистического исследования

Методы научного познания;

Метод – это способ достижения цели исследования. Очевидна решающая роль выбора метода в успехе той или иной исследовательской работы. Методы научного познания делятся на общие и специальные.

Общие методы (теоретические, эмпирические)- это широко распространенные, достаточно доступные методы, которые используются одновременно в различных науках.

3.а) Методы теоретического исследования:

моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные действия или практические действия с «моделью»;

• абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного ификсировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета;

анализ – метод исследования путём разложения предмета на составные части. Синтез – соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Анализ и синтез существуют как целое. Методами анализа и синтеза проводится, например, начальный этап исследования – изучение литературы по теме исследования.

восхождение от абстрактного к конкретному осуществляется в два этапа. На первом этапе единый объект расчленяется на части, описывается при помощи понятий и суждений; а на втором этапе восстанавливается исходная целостность предмета.

моделирование - замена изучаемого предмета, явления на его аналог (модель), содержащий существенные черты характеристики оригинала.

Идеализация в творческой деятельности человека выход за рамки обыденного мышления к более глубокому постижению реальности

Конкретизация – метод исследования предметов во всей их разносторонности, в качественном многообразии реального существования во времени и пространстве в отличие от абстрактного, отвлеченного изучения предметов. При этом исследуется состояние предметов в связи с определенными условиями их существования и исторического развития.

Индукция – метод исследования, при котором общий вывод о признаках множества элементов делается на основе изучения этих признаков у части элементов этого множества

Дедукция – метод логического умозаключения от общего к частному, когда сначала исследуется состояние объекта в целом, а затем его отдельных

Аналогия – метод научного умозаключения, посредством которого достигается познание одних предметов и явлений на основании их сходства с другими.

Системный анализ – изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему.

Гипотетический метод – основан на научном предположении, выдвигаемом для объяснения какого-либо явления и требующем проверки на опыте и теоретического обоснования, чтобы стать достоверно научной теорией.

Аксиматический метод предусматривает использование аксиом,, которые применяются в научных исследованиях в качестве исходных положений для обоснования новой теории

3 б) Методы эмпирического исследования

Методы эмпирического исследования- это преимущественно чувственные методы человека, основанные большей частью на ощущения, восприятия и представления.

Опрос – это метод сбора информации, основанный на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя с опрашиваемыми. Человека, которого опрашивают в ходе беседы, анкетирования, интервью называют респондентом. Этот метод применяется только в общественных и гуманитарных науках. Метод опроса подразделяется на устный опрос и письменный опрос.

Беседа - устный опрос, который предполагает получение информации о субъекте исследования через общение с ним, в результате его ответов на определенные вопросы.

Анкетирование – письменный опрос, в результате которого получают информацию о типичности изучаемых явлений с помощью специально разработанных опросников.

Тестирование - эмпирический метод измерения и оценки различных качеств и состояний индивида с помощью тестов (от английского test – задача, проба). Тесты обычно задаются испытуемым либо в виде перечня вопросов, задач, практических работ требующих кратких и однозначных ответов, решение не занимающих много времени.

Экспертная оценка - это разновидность опроса, связанная с привлечением к оценке изучаемых явлений, процессов наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют достаточно объективно оценить исследуемое.

Эксперимент -активный, целенаправленный способ познания, при помощи которого в специально созданных и контролируемых условиях исследуются явления действительности.

позволяют получить и обосновать какие-либо суждения о группе (объектов или субъектов) с некоторой внутренней неоднородностью

Статистическое исследование состоит из трех этапов:

  1. Сбор первичной статистической информации
  2. Сводка и группировка
  3. Обработка статистических показателей

Наблюдение.

С его помощью получают первичную информацию об отдельных фактах изучаемого явления. При этом применяют метод массового статистического наблюдения, обеспечивающий полноту и репрезентативность полученной информации

Группировка и сводка материала.

• Производят расчленение всей массы случаев на однородные группы и подгруппы, подсчитывают итоги в каждой группе и оформляют полученные результаты в виде статистических таблиц.

• После проведения группировки приступают к обобщению данных наблюдения по выделенным частям и целому. Эта работа носит название сводка.

Обработка статистических показателей -

это анализ результатов для получения выводов о состоянии изучаемого объекта и закономерностях его развития. Определяют обобщающие статистические показатели: абсолютные относительные и средние величины, вариации и статистические индексы.

Обычно исследование состоит их трех основных этапов.

Первый этап:

· выбор проблемы и темы;

· определение объекта и предмета, целей и задач;

· разработку гипотезы исследования.

Второй этап работы:

· выбор методов и разработку методики исследования;

· проверку гипотезы;

· непосредственно исследование;

· формулирование предварительных выводов, их апробирование и

уточнение;

· обоснование заключительных выводов и практических

рекомендаций.

Третий этап (заключительный) Внедрение полученных результатов в практику. Письменное оформление работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: