Виды государственных и муниципальных расходов

Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных расходов

В соответствии с законодательством государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Все доходы и расходы распределяются (или разграничиваются) между бюджетами. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления.
Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов - это определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый тип бюджетов.

Расходы распределяются между бюджетами исходя из следующих основных принципов: соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов РФ или органов местного самоуправления (по принадлежности); учет подчиненности (подведомственности) предприятий, организаций, учреждений при формировании расходов каждого бюджета; учет значения определенных мероприятий, учреждений, масштабов и последствий их влияния на развитие общества; самостоятельность субъектов РФ и органов местного самоуправления в определении направлений и состава расходов своих бюджетов. Все эти принципы действуют в совокупности, характеризуют состав расходов бюджетов всех уровней.
Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы в соответствии со ст. 66 БК РФ.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством; расходы, при осуществлении которых создается имущество или увеличивается его стоимость.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содер­жания делятся на текущие и капитальные расходы. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Текущие расходы бюджетов - это часть расходов, обеспечиваю­щая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказа­ние государственной поддержки другим бюджетам и отдельным от­раслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на те­кущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответ­ствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, пре­доставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расши­ренным воспроизводством; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственно­сти соответственно Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований; другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Бюджетное законодательство предусматривает различные фор­мы расходов бюджетов. В соответствии со ст. 69 БК РФ предостав­ление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

- ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

- средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых фи­зическими и юридическими лицами по государственным или му­ниципальным контрактам;

- трансфертов населению;

- ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государст­венной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

- бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе на­логовых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и пла­тежей и других обязательств); субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

- инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

- межбюджетных трансфертов;

- кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

- кредитов иностранным государствам;

- средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Важнейшей формой расходов бюджета являются ассигнования на содержание бюджетных учреждений. В ст. 70 БК РФ предусмот­рены цели, на которые бюджетные учреждения могут расходовать бюджетные средства. К ним относятся:

- оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработ­ной платы соответствующих категорий работников;

- перечисление страховых взносов в государственные вне­бюджетные фонды;

- трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации и право­выми актами органов местного самоуправления;

- командировочные и иные компенсационные выплаты ра­ботникам в соответствии с законодательством Российской Федера­ции;

- оплата товаров, работ и услуг по заключенным государст­венным или муниципальным контрактам;

- оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержден­ными сметами без заключения государственных или муниципаль­ных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

БК РФ содержит легальное определение государственного или муниципального контракта.

Государственный или муниципальный контракт - это договор, заключенный органом государственной власти или органом мест­ного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъ­екта Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответст­вующего бюджета.

Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, нормативными правовыми актами предста­вительных органов местного самоуправления.

Общественные отношения, возникающие при заключении го­сударственного или муниципального контракта, регулируются не только нормами БК РФ, но и соответствующими нормами ГК РФ, в частности нормами, регулирующими поставку товаров для госу­дарственных нужд (ст. 525 - 534 ГК РФ); нормами, регулирующими подрядные работы для государственных нужд (ст. 763 - 768 ГК РФ), и др.

БК РФ предусматривает в качестве обязательного условия го­сударственного или муниципального контракта включение в него гражданско-правовой формы обеспечения исполнения контрак­та - неустойки. Легальное определение неустойки содержится в ст. 330 ГК РФ: неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Отношения, связанные с государственными и муниципальны­ми контрактами, регулируются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов мест­ного самоуправления.

БК РФ вводит понятие «государственный или муниципальный заказ». В соответствии со ст. 72 БК РФ государственный или му­ниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку то­варов, производство работ, оказание услуг за счет средств соответ­ствующего бюджета.

БК РФ регламентирует порядок ведения реестра закупок, кото­рые осуществляют бюджетные учреждения, органы государствен­ной власти Российской Федерации, органы государственной вла­сти субъектов Федерации и органы местного самоуправления, го­сударственные и муниципальные заказчики.

Одной из основных форм расходов бюджетов, предусмотренных БК РФ, являются расходы на финансирование инвестиций. При этом следует иметь в виду, что финансирование инвестиций из бюджета осуществляется при включении соответствующих объектов в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления.

Новеллой БК РФ является норма, предусматривающая возмож­ность предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, и условия их предоставления.

В соответствии со ст. 80 БК РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственны­ми или муниципальными унитарными предприятиями, влечет воз­никновение права государственной или муниципальной собствен­ности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридиче­ских лиц в соответствии с гражданским законодательством Рос­сийской Федерации.

Бюджетные инвестиции, указанные в ст. 80 БК РФ, включают­ся в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной доку­ментации, плана передачи земли и сооружений, а также при нали­чии проекта договора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта Федерации или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. Проекты дого­воров оформляются в течение двух месяцев после вступления в силу закона о бюджете.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: