Его методов

Рассматриваемые вопросы

Тема 4. Методы прогнозирования управленческих решений

Вопрос 1. Принципы прогнозирования и классификация его методов.

Вопрос 2. Характеристика методов прогнозирования.

Вопрос 1.

Принципы прогнозирования и классификация

Прогнозированием называется процесс разработки прогнозов. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования.

Прогнозирование тесно связанно с планированием.

План играет определяющую роль в управлении, он содержит однозначно определенные сроки осуществления и конкретные характеристики планируемого объекта. Для плановых разработок используется наиболее рациональный прогнозный вариант.

Прогноз является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта; сроки, объёмы, числовые характеристики объекта здесь носят вероятностный характер и предусматривают возможность корректировок.

Целью прогнозирования управленческих решений является получение научно обоснованных вариантов тенденций развития, показателей качества, элементов затрат и других показателей используемых при разработке перспективных планов и проведении НИОКР. В системе менеджмента самым сложным считается прогнозирование качества и затрат. Данная цель достигается выполнением ряда задач:

1. Разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном виде продукции и услуг, в соответствии с результатами маркетинговых исследований;

2. Выявление основных экономических, социальных, научно технологических тенденций, оказывающих влияние на потребность в тех или иных видах полезного эффекта;

3. Выбор показателей, влияющих на величину полезного эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка;

4. Выбор метода прогнозирования и срока упреждения прогноза (как далеко прогноз заглядывает);

5. Прогнозирование показателей качества новой продукции во времени с учетом влияющих на них факторов;

6. Прогноз организационно-технического уровня производства по стадиям жизненного цикла продукции;

7. Оптимизация прогнозных показателей качества по критерию полезного максимального эффекта при минимальных совокупных затратах за жизненный цикл продукции;

8. Обоснование экономической целесообразности разработки новой или повышения качества уже выпускаемой продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов.

Полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции, есть выполняемая продукцией работа или отдача за срок её службы.

Реализация изложенных задач осуществляется на базе конкретных принципов.

Принципы прогнозирования управленческих решений:

1. Системность – требует взаимосвязанности и соподчиненности прогнозов развития объектов прогнозирования и условий;

2. Комплексность – предполагает учет ожидаемых факторов воздействия, а также изменения ситуации в разработке, производстве, сбыте и эксплуатации прогнозируемой продукции;

3. Непрерывность – корректировка прогноза по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования и об условиях, эта корректировка должна носить дискретный (непрерывный) характер;

4. Вариантность – предусматривается разработка прогнозов по нескольким направлениям, обеспечение выбора наиболее оптимального из них для данной ситуации;

5. Адекватность – соответствие прогноза объективным закономерностям и характеристика, не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитие производства, и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией;

6. Оптимальность – предполагается установление прогнозных значений полезного эффекта и затрат по критерию максимизации экономического эффекта, причем, эти прогнозные значения должны быть выбраны из множества альтернативных вариантов, как наилучшие;

7. Безубыточность – заключается в определении такого объема выпуска продукции, при котором общие издержки равны общим доходам. Данный принцип позволяет определить точку безубыточности. Рис. ……..

Точка безубыточности (Т) – это тот уровень выпуска и продаж, при котором прибыль равна нулю, чтобы определить эту точку применяется формула безубыточности:, где

Р – цена единицы продукции;

Х – количество проданных единиц;

F – постоянные издержки;

V – переменные издержки.

Основной недостаток здесь в том, что использование точки безубыточности зависит от ограниченной возможности менеджера дать количественную оценку переменным в этой математической модели.

Для прогнозирования используется определенный массив информации. Источники исходной информации для прогнозирования:

ü статистическая, финансово-бухгалтерская и оперативная отчетность предприятий и организаций;

ü научно-техническая документация по результатам выполнения НИОКР;

ü патентно-лицензионная документация.

При этом обратная информация, в ходе прогнозирования, содержит данные проведенных прогнозов, данные об отклонениях фактического состояния объекта от прогнозных величин, данные об отклонениях фактического состояния условий от прогнозируемых показателей.

В литературе приводятся различные классификации прогнозирования управленческих решений. Наиболее распространенной является классификация разделяющая методы на две группы, это формальные методы прогнозирования и неформальные.

Формальные методы:

- нормативный;

- экспериментальный;

- параметрический;

- метод экстраполяции;

- индексный.

Неформальные методы:

- экспертные;

- эвристические;

- метод дерева решений;

- метод сценариев.

Вопрос 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: