Рассматриваемые вопросы
Тема 4. Методы прогнозирования управленческих решений
Вопрос 1. Принципы прогнозирования и классификация его методов.
Вопрос 2. Характеристика методов прогнозирования.
Вопрос 1.
Принципы прогнозирования и классификация
Прогнозированием называется процесс разработки прогнозов. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования.
Прогнозирование тесно связанно с планированием.
План играет определяющую роль в управлении, он содержит однозначно определенные сроки осуществления и конкретные характеристики планируемого объекта. Для плановых разработок используется наиболее рациональный прогнозный вариант.
Прогноз является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта; сроки, объёмы, числовые характеристики объекта здесь носят вероятностный характер и предусматривают возможность корректировок.
Целью прогнозирования управленческих решений является получение научно обоснованных вариантов тенденций развития, показателей качества, элементов затрат и других показателей используемых при разработке перспективных планов и проведении НИОКР. В системе менеджмента самым сложным считается прогнозирование качества и затрат. Данная цель достигается выполнением ряда задач:
|
|
1. Разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном виде продукции и услуг, в соответствии с результатами маркетинговых исследований;
2. Выявление основных экономических, социальных, научно технологических тенденций, оказывающих влияние на потребность в тех или иных видах полезного эффекта;
3. Выбор показателей, влияющих на величину полезного эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка;
4. Выбор метода прогнозирования и срока упреждения прогноза (как далеко прогноз заглядывает);
5. Прогнозирование показателей качества новой продукции во времени с учетом влияющих на них факторов;
6. Прогноз организационно-технического уровня производства по стадиям жизненного цикла продукции;
7. Оптимизация прогнозных показателей качества по критерию полезного максимального эффекта при минимальных совокупных затратах за жизненный цикл продукции;
8. Обоснование экономической целесообразности разработки новой или повышения качества уже выпускаемой продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов.
Полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции, есть выполняемая продукцией работа или отдача за срок её службы.
Реализация изложенных задач осуществляется на базе конкретных принципов.
|
|
Принципы прогнозирования управленческих решений:
1. Системность – требует взаимосвязанности и соподчиненности прогнозов развития объектов прогнозирования и условий;
2. Комплексность – предполагает учет ожидаемых факторов воздействия, а также изменения ситуации в разработке, производстве, сбыте и эксплуатации прогнозируемой продукции;
3. Непрерывность – корректировка прогноза по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования и об условиях, эта корректировка должна носить дискретный (непрерывный) характер;
4. Вариантность – предусматривается разработка прогнозов по нескольким направлениям, обеспечение выбора наиболее оптимального из них для данной ситуации;
5. Адекватность – соответствие прогноза объективным закономерностям и характеристика, не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитие производства, и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией;
6. Оптимальность – предполагается установление прогнозных значений полезного эффекта и затрат по критерию максимизации экономического эффекта, причем, эти прогнозные значения должны быть выбраны из множества альтернативных вариантов, как наилучшие;
7. Безубыточность – заключается в определении такого объема выпуска продукции, при котором общие издержки равны общим доходам. Данный принцип позволяет определить точку безубыточности. Рис. ……..
Точка безубыточности (Т) – это тот уровень выпуска и продаж, при котором прибыль равна нулю, чтобы определить эту точку применяется формула безубыточности:, где
Р – цена единицы продукции;
Х – количество проданных единиц;
F – постоянные издержки;
V – переменные издержки.
Основной недостаток здесь в том, что использование точки безубыточности зависит от ограниченной возможности менеджера дать количественную оценку переменным в этой математической модели.
Для прогнозирования используется определенный массив информации. Источники исходной информации для прогнозирования:
ü статистическая, финансово-бухгалтерская и оперативная отчетность предприятий и организаций;
ü научно-техническая документация по результатам выполнения НИОКР;
ü патентно-лицензионная документация.
При этом обратная информация, в ходе прогнозирования, содержит данные проведенных прогнозов, данные об отклонениях фактического состояния объекта от прогнозных величин, данные об отклонениях фактического состояния условий от прогнозируемых показателей.
В литературе приводятся различные классификации прогнозирования управленческих решений. Наиболее распространенной является классификация разделяющая методы на две группы, это формальные методы прогнозирования и неформальные.
Формальные методы:
- нормативный;
- экспериментальный;
- параметрический;
- метод экстраполяции;
- индексный.
Неформальные методы:
- экспертные;
- эвристические;
- метод дерева решений;
- метод сценариев.
Вопрос 2.