double arrow

Характеристика методов прогнозирования


Характеристика методов формальной группы.

Нормативный метод.

Область его применения – прогнозирование эффективности, сроков замены оборудования, возможностей насыщения рынков сбыта для объектов массового производства. Срок упреждения до 10 – 15 лет. Основным условием применения является наличие качественной нормативной базы по всем стадиям жизненного цикла каждого объекта. Нормативная база включает: а) показатели прогнозируемого объекта; б) показатели организационно технического уровня производства у изготовителя, потребителя и ремонтной организации.

Нормативный метод основывается на следующем:

а) установление зависимостей между экономическими и организационно техническими показателями;

б) установление норматива будущего развития объекта;


P х Х = F + V * Х , где

l Р – цена единицы продукции;

l Х – количество проданных единиц;

l F – постоянные издержки;

l V – переменные издержки.

Пк – показатели качества объекта;

Зп – затраты на достижение уровня качества.

Следовательно, зависимость между показателями качества и производственными затратами – прямо пропорциональна, во-вторых, каждая последующая единица качества требует всё больше единиц затрат, в-третьих, соотношение между качеством и затратами, индивидуально для конкретного показателя качества.




Выявлена зависимость и другого рода: между показателями качества товара и эксплуатационными затратами на его использование. Эта зависимость имеет обратно пропорциональный характер, то есть с повышением качества, затраты в сфере эксплуатации снижаются. Таким образом, оптимальный уровень качества, то есть норматив, определяется либо исходя из требований потребителя, либо исходя из минимизации совокупных затрат за жизненный цикл товара, на единицу его полезного эффекта. Именно в данном направлении прогнозируются нормативы конкурентоспособности товаров или фирмы в целом.

У этого метода точность прогнозов оценивается как высокая.

Экспериментальный метод.

Его область применения – прогнозирование эффективности и сроков замены проектируемого оборудования, сроков выпуска продукции, возможности и сроков насыщения рынков сбыта проектируемой продукцией.

Данный метод применяется для решения частных задач в массовом производстве на стадиях НИОКР. При этом, для экспериментальных установок, испытательных полигонов, опытно-промышленных партий товара, которые предполагается выпускать в массовом количестве, устанавливаются различные нормативы качества и элементов затрат.

Этот метод очень дорогой, однако основанные на нём прогнозы достаточно точны.

Параметрический метод.

Область применения – составление среднесрочных прогнозов полезного эффекта, возможного изменения рынков сбыта продукции серийного производства. Срок упреждения до 10 лет.



Данный метод основан на установлении зависимости между параметрами объекта и организационного технического уровня производства, с одной стороны, и полезным эффектом или элементом затрат – с другой.

Параметрический метод позволяет вести прогнозирование двумя способами:

- по уравнениям регрессии (для уравнений регрессии необходимо чтобы кол-во статистических данных было не менее чем в три раза больше числа факторов влияющих на производство);

- по удельным показателям – если по данным объектам не возможно отыскать большое количество статистических данных. Полезный эффект объекта рассчитывается по формуле.

Метод экстраполяции.

Область применения – прогнозирование отдельных видов ресурсов, в целом по предприятию, а также полезного эффекта от продукции мелко серийного производства. Срок упреждения до пяти лет.

Данный метод основан на прогнозировании поведения или развития объекта, в будущем исходя из тенденций его поведения в прошлом.

Контрольные вопросы

1. Основные принципы прогнозирования

2. Сущность нормативного метода прогнозирования

3. Сущность экспериментального метода прогнозирования

4. Сущность параметрического метода прогнозирования

5. Сущность метода экстраполяции

Литература

1. Веснин В.Р. Менеджмент. – М.:Проспект, 2008.

2. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М.: Дело, 2002. – 392с



3. Ременников В.В. Разработка управленческого решения./ Уч. Пособие. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2001

4. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 271с.

5. Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. – 590с.







Сейчас читают про: