double arrow

Модельный подход

Модельный подход направлен на снижение субъективности в процессе принятия решения и на повышение научности решения. Практически все методы принятия решения базируются на моделировании.

Модель – это условное абстрактное изображение определенного реального предмета, процесса, ситуации.

Важнейшим критерием успешной модели считается наличие приемлемого баланса реальных и абстрактных черт. Модель не может отражать всё многообразие деталей предмета, и по этому, в ней должны быть заложены его (предмета) наиболее существенные черты.

Выделяются три типа моделей:

1. Описательная – изображает предмет или ситуацию, описывает как она выглядит, большая доля конкретных деталей и малая доля абстракции. Эта модель относительно легко создается, но не легко изменяется.

2. Аналоговая – изображает предметы, заменяя реальные элементы другими, отличающимися формой или свойством (изображение воды на карте). Данной моделью легче манипулировать, т.к. в ней уровень абстракции более высок.

3. Символьная – изображает различные свойства и элементы, ситуации символами. Это моделью в наибольшей степени легко манипулировать т.к уровень абстракции в ней самый высокий (экономико-математическая модель – эта модель основное средство решения задач оптимизации любой деятельности в сфере экономики и управления, по существу, данная модель – средство плановых расчетов).

Процесс моделирования делится на три этапа:

Этап I. Анализ теоретических закономерностей изучаемого явления и эмпирических данных о его структуре и особенностях. Важнейшим моментом здесь является четкая формулировка конечной цели построения модели, а также определение критерия, по которому сравниваются различные варианты решения. Такими критериями могут быть:

а) Максимизация полезного эффекта товара при ограничении затрат.

б) Максимизация прибыли, при условии, что качество товара не снизится.

в) Снижение стоимости товара, при условии, что его качество не снизится и затраты потребителя не увеличатся.

г) Рост производительности труда, улучшение использования оборудования и материалов повышение оборачиваемости оборотных средств, при условии, что качество товара не снизится и другие критерии не ухудшатся.

Следовательно, в качестве критерия может быть какой-либо показатель или компонент прибыли, либо элемент эффективности товара и объема рынка при условии, что другие компоненты не ухудшатся. Уравнение целевой группы L, и система ограничений по оптимизации прибыли фирмы, но без ограничений по качеству товара, будет иметь вид:

n

L = Σ Пj * Хj

j=1


Сейчас читают про: