Метод типичных представителей

Прессовые опросы

Отбор первого встречного

Рассмотрим их.

Стихийная выборка

Стихийный отбор также является одним из видов целенаправленного (неслучайного) отбора. Обычно он применяется в тех случаях, когда генеральная совокупность слишком сложна для исследования другими методами (например, аудитория СМИ). Таким отбором пользуются тогда, когда ограничены ресурсы, или по этическим соображениям (участие в опросах или экспериментах добровольное дело и потому круг участников ограничен). Существует несколько разновидностей стихийной выборки.

  • Отбор первого встречного
  • Отбор "себе подобных"

· Прессовые опросы

· Метод типичных представителей

  • Метод "снежного кома"

Позволяет, например, включить в выборку для опроса людей, случайно встретившихся интервьюеру на улицах.

Здесь важную роль играют место и время, так как в различное время и в различных местах исследователь сталкивается с различными категориями людей.

Так, опрашивая людей в магазине в утренние часы, интервьюер будет иметь дело чаше всего с людьми старшего возраста; а в конце рабочего дня - с людьми более молодого возраста.

Недостатком такой выборки является то, что исследователь бессознательно руководствуется чувствами личной симпатии или антипатии, а также соображениями удобства.

Отбор "себе подобных"

Позволяет исследователю подбирать единицы наблюдения из своего окружения. При использовании этого метода выборочная совокупность смешается по одному или нескольким признакам от генеральной совокупности (например, по уровню образования).

В исследованиях аудитории СМИ часто используются прессовые опросы, которые являются примером стихийной выборки. Решение об участии в таком опросе, то есть о включении в выборку, принимает респондент (читатель, радиослушатель, телезритель). А это коренным образом влияет на трактовку результатов, поскольку участвует в таких опросах наиболее активная часть населения.

Отмечено: на вопросы анкеты

· женщины отвечают чаше, чем мужчины;

· люди одинокие чаше, чем семейные:

· пожилые чаше, чем молодые и люди среднего возраста и т.п..

Кроме описанных выше целенаправленных отборов в практике социологических исследований применяют также метод типичных представителей, который представляет попытку замены сплошного наблюдения частичным. Считается, что отобранные типичные единицы наблюдения могут представлять всю генеральную совокупность, если в ней возможно выделение типичных явлений.

Метод "снежного кома"

Метод "снежного кома" также является разновидностью целенаправленного выбора и применяется для отбора экспертов и редко встречающихся групп респондентов. По существу, это техника поиска и отбора единиц наблюдения с определенным сочетанием свойств в условиях, когда трудно очертить границы генеральной совокупности. Особенность этого метода состоит в том, что исследователь отбирает первую единицу наблюдения (респондента), а все последующие включаются в выборку по указанию самих респондентов. Каждый респондент указывает социологу, где можно найти интересующих его людей и выборка разрастается подобно "снежному кому".

Все виды стихийного отбора имеют существенные недостатки, среди которых, прежде всего, отмечают:

• невозможность построить репрезентативную выборку,

• невозможность определить теоретическую ошибку выборки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: