double arrow

ВВЕДЕНИЕ. Административно-правовое регулирование в области юстиции


НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА

ПЛАН

Административно-правовое регулирование в области юстиции.

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

«АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

Рекомендуется для направления подготовки (специальности)

030901.65 – «Правовое обеспечение национальной безопасности»

031001.65 – «Правоохранительная деятельность»

Профиль подготовки:

- уголовно-правовая (предварительное следствие в органах внутренних дел);

- оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел (деятельность оперуполномоченных уголовного розыска);

- административная деятельность органов внутренних дел

Квалификации (степени) выпускника:

Специалист.

Юрист.

Хабаровск

Фондовая лекция обсуждена на заседании ПМС « »__________ 2012 г. № ___.

Фондовая лекция рассмотрена на заседании кафедры « »__________ 2012 г. № ___.

Составитель:

старший преподаватель кафедры АП и АСД ОВД, к.ю.н., майор полиции Симакина И.А.

преподаватель-методист кафедры АП и АСД ОВД, ст. лейтенант полиции Безлепкина О.В.

© Дальневосточный юридический институт МВД России, 2012

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 6

Административно-правовое регулирование в области юстиции……………… 7

Правовые основы и функции Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации…………………………………………………………… 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 47

Цель лекции – сформировать у курсантов и слушателей представление о понятии и правовой основе административно-правового регулирования в области юстиции, и правовом положении Министерства юстиции РФ, ФСИН России, ФССП России и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 25 декабря 1993 г.

2. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Российская газета. 11 февраля 2011 г.

3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета. 6 января 1997 г.

4. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ (ред. от 21 апреля 2011 г.) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Российская газета. 27 апреля 2011 г.

5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ (с изменениями на 27 июля 2010 г.) «О Судебных приставах» // Российская газета. 30 июля 2010 г.

6. Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 12.01.1998 г. № 2, ст. 223.

7. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» // Российская газета. 18 февраля 1999 г.

8. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. «Об органах Судейского сообщества в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 18.03.2002 г. № 11, ст. 1022.

9. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ (ред. от 21 апреля 2011 г.) «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 27 апреля 2011 г.

10. Закон от 21 июля 1993 г. № 5473-1 (ред. от 7 февраля 2011 г.) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ, 19 августа 1993 г., № 33, ст. 1316.

11. Указ Президента РФ от 13 октября 2001 г. № 1314 (ред. от 14 мая 2010 г.) «Вопросы Федеральной службы исполнения наказания» // Собрание законодательства РФ, 18 октября 2004 г., № 42, ст.4109.

12. Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 (ред. от 5 мая 2010 г.) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // Российская газета. 19 октября 2004 г.

13. Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2004 г. № 1316 (ред. от 29 апреля 2011 г.) «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» // Собрание законодательства РФ, 18 октября 2004 г., № 42, ст.ю 4111.

14. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 13 мая 2008 г.

15. Приказ ФСИН Российской Федерации от 19 мая 2006 г. № 245 (ред. от 13 октября 2009 г.) «Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 26, 26 июня 2006 г.

16. Приказ ФССП от 27 октября 2006 г. № 140 (ред. от 6 июня 2008 г.) «Об утверждении Регламента Федеральной службы судебных приставов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 3, 15 января 2007 г.

17. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 23 января 2009 г. № 3 (ред. от 22 декабря 2010 г.) «Об утверждении Административного регламента Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации» // Данный документ опубликован не был.

18. Приказ Министерства юстиции России от 27 января 2010 г. № 8 «Об утверждении Регламента Министерства юстиции Российской Федерации» //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 13,29 марта 2010 г.

19. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право, 3-е издание, пересмотр. и доп. Изд-во «НОРМА», М., 2008 г.

20. Козлов Ю.М. Административное право: учебник. – М.: Юристъ – 2005 г.

21. Козлов Ю.М., Овсянко Д.М., Попов Л.Л. Административное право: учебник. М.: Юристъ – 2005 г.

22. Корякин И.И. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации: опыт структурно-организационного исследования динамики организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции. Монография, Якутск – 2005 г.

Вопросы анализа правовых основ организации и деятельности органов юстиции в современной России приобрели особую актуальность и практический характер. Качественные преобразования в экономической и политической жизни российского общества со всей определенностью включили в повестку дня вопрос о необходимости коренного пересмотра роли и места властных структур как федерального, так регионального и муниципального уровней в системе жизнеобеспечения общества, в различных сферах экономической, политической, социальной и культурной жизни общества.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России), являясь федеральным органом исполнительной власти, обеспечивает реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовного наказания, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнение судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в данных сферах деятельности.

Исходя из того, что органы юстиции осуществляют государственное управление, руководство и правовое регулирование в административно-политической сфере – в сфере юстиции, отсюда следует, что одной из особых задач государственного управления в этой области является создание и обеспечение эффективной работы всего государственного механизма, ибо от качественного его функционирования зависит благосостояние всего общества.

Министерство юстиции Российской Федерации, его структурные подразделения призваны проводить государственную политику и осуществлять государственное управление в сфере юстиции, координировать установленную деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Органы юстиции выполняют, например, такое полномочие, как координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти. Функции государственного управления: исполнение, контроль, регулирование, государственный учет, организация, координация, распорядительство, руководство, принятие актов управления позволяют сделать вывод, что органы юстиции, с одной стороны – это отраслевые органы, с другой – они выступают как межотраслевые.

Управление юстицией имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой правового положения объектов управляющего воздействия. органы юстиции непосредственно управляют учреждениями и организациями, входящими в систему Минюста России. Что касается государственных органов, учреждений и организаций, не входящих в систему Министерства, то характер управленческих полномочий Минюста России и его органов в отношении их в основном носит координационный, контрольный, организационный характер.

В действующем российском законодательстве определен правовой статус органов юстиции, который реализуется в форме соблюдения, исполнения, использования и применения норм права. Совокупность конкретных прав и обязанностей включает в себе все полномочия органов юстиции, которые имеют право реализовывать их на различных уровнях, включая и деятельность органов юстиции в федеральных округах и субъектах федерации.

В данной лекции рассматриваются вопросы деятельности Министерства юстиции РФ, его полномочия и функции. Одним из немаловажных полномочий Министерства юстиции РФ является обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнение судебных актов и актов других органов. Однако, помимо Министерства юстиции РФ большую роль в организации деятельности судов выполняет Судебный департамент при Верховном Суде РФ, поскольку сложившаяся практика во многом определила, что Министерство юстиции РФ обеспечивает исполнение судебных актов и актов других органов, а так же организует обеспечение установленного порядка в судах посредством службы судебных приставов, а функции по организационному обеспечению судов выполняет именно Судебный департамент, в связи с чем в лекции рассматривается и работа Судебного департамента при Верховном Суде РФ.


Сейчас читают про: