double arrow

В организации муниципального хозяйства

Тема 8. Территориальные особенности муниципального образования

Управление муниципальным хозяйством невозможно без глубокого изучения территории, на которой она находится. Совпадение «экономических» границ с границей муниципального образования является одним из важнейших условий эффективного хозяйствования.

На муниципальном уровне можно с достаточной степенью условности выделить следующие интере­сы совместного проживания:

1. Совместное использование ресурсов для производственной и любой хозяйственной деятельности.

2. Совместное пользование социальной инфраструктурой.

3. Регулирование общественной жизни муниципального обра­зования (общественный порядок, национальные отношения и др.).

Перечисленные выше интересы совместного проживания оп­ределяются, прежде всего, характеристиками населенного места (территория, население, инфраструктура), а также ролью местно­го самоуправления, определенной в законодательстве, другими словами - компетенцией.

Поэтому, для того чтобы выработать некоторые подходы к определению территории муниципального образования, необхо­димо дать характеристики объекта управления и субъекта уп­равленческой деятельности.

Объект управления (место проживания) характеризуется насе­лением, сложившейся инфраструктурой, типом муниципального хозяйства, характеристикой субъектов хозяйственной деятельно­сти, территорией. Именно эти характеристики оказывают опре­деляющее влияние на формирование интересов совместного про­живания. Основными параметрами, характеризующими террито­рию внутри субъекта России, являются ее географические и хозяйственные факторы.




Географические факторымногогранны, но интересны те из них, которые могут оказывать влияние на укрепление или на разрыв совместных интересов.

Первым фактором,оказывающим определяющее влияние, яв­ляются территории и природные условия. Например, район во многих сибирских субъектах России может простираться на не­сколько сот километров и поселения, входящие в него, разделены не только расстояниями, но и естественными преградами. Понят­но, что у населения данной территории вряд ли имеются интере­сы совместного проживания. В то же время компактные, близко расположенные муниципальные образования могут быть доста­точно крепко связаны между собой. При определении оптималь­ных географических показателей важно учитывать вопросы тер­риториальной близости, возможность совместного использования природных ресурсов данной территории.



Вторым фактором,характеризующим место, являются совме­стные интересы в хозяйственной деятельности, которые могут выражаться как в совместном использовании природных ресур­сов, так и в однотипности производства, осуществляемого на дан­ной территории, либо в его взаимодополняемости в рамках еди­ного производственного цикла. Так, например, в районах Крайнего Севера традиционной формой хозяйствования является оленеводство, специфика которого такова, что при незначитель­ном населении требуется огромная территория, поскольку пери­од созревания ягеля около 10 лет; этим определяется весь образ жизни населения и кочевой характер ведения хозяйства. В то же время возникает вопрос о регулировании пользования этими уго­дьями и об их оптимальных размерах.

Третьим фактором,определяющим характеристику места, является форма расселения населения на данной территории и его социальные характеристики. Так, на Северном Кавказе одними из основных факторов являются полиэтничность населения и дис­персность, или компактность, расселения этносов, для Централь­ной России - соотношение профессиональной подготовки насе­ления и традиционных занятий (преимущественно городское, за­нятое переработкой сельскохозяйственной продукции, и др.). Приведенные примеры достаточно условны, так как в данном слу­чае определяющее влияние оказывают цели деятельности муни­ципального образования.

Четвертым фактором,характеризующим объект управления, является учет инфраструктурного единства территории, чрезвы­чайно важного при определении характеристик территории му­ниципального образования.

Однако само определение особенностей территории должно рассматриваться, прежде всего, с позиции тех задач, которые госу­дарство возложило на органы местного самоуправления, поэто­му от объема предметов ведения и полномочий напрямую зави­сит оптимальность размера территории.

С одной стороны, наличие на территории муниципального образования инфраструктуры исполнения полномочий, которы­ми его наделил закон, является основным условием качественной работы органов местного самоуправления. Так, вряд ли можно говорить о содержании школы или больницы муниципальным образованием, если их нет на данной территории. С другой сто­роны, общие интересы в значительной степени обусловлены общей инфраструктурой. Наличие в селе фельдшерско-акушерского пункта или поли­клиники, школы, клуба и других социальных объектов, вопросы их деятельности - сфера совместных интересов для всех поселе­ний, которые в них обслуживаются. В то же время наличие необ­ходимой инфраструктуры не является определяющим, поскольку решение вопросов, отнесенных к ведению муниципального обра­зования, может быть выполнено через механизм муниципального заказа. В данном случае принципиально важно определить пре­следуемую цель.

Если данное муниципальное образование считается перспек­тивным и ставится задача формирования и развития инфраструк­туры, то решить ее без заинтересованности органов местного са­моуправления будет крайне сложно. Таким образом, сочетание имеющейся инфраструктуры и перспектив ее развития должно учитываться при определении территории муниципального обра­зования.

Для определения оптимальной территории муниципального образования принципиально важно уточнить характеристики субъекта управления, поскольку именно в них определяется цель деятельности муниципального образования. Главная характеристика муниципального образования – объем его компетенции.

Соотношение объема компетенции муниципального образования и характеристик территории, указанных выше, есть не что иное, как соотнесение целей деятельности муниципального образования и возможностей территории, что позволяет определить оптималь­ность выбранной территории муниципального образования.

Принципы определения оптимальной территории муниципального образования:

Принцип баланса субъекта и объекта управления. Данный прин­цип требует применения всех перечисленных выше факторов с учетом компетенции местного самоуправления и перспектив его развития. Необходимо, чтобы субъект и объект управления нахо­дились в равновесии. В этом цель деятельности муниципального образования, влияющая на определение территории. Другими словами, прежде чем определять территорию, необходимо четко представлять цели существования органов власти на ней и перспективы развития территории.

Принцип минимизации уровня исполнения полномочий (принцип субсидиарности).Применение данного принципа крайне важно, поскольку он определяет максимальную эффективность исполне­ния полномочий. Суть его в том, что полномочия по определен­ным предметам ведения должны исполняться на максимально близком к населению уровне власти, на котором можно обеспе­чить относительную замкнутость цикла оказания услуги.

Поэтому при определении оптимальной территории муници­пального образования крайне важно учитывать те цели, которые ставятся перед ним, и те предметы ведения, которые определены для органов местного самоуправления в данном субъекте России. Именно в этом принципе реализуется тот потенциал, который имеется у местного самоуправления в силу его знания местных условий и подконтрольности органов власти населению.

Приведенные выше принципы определения оптимальной тер­ритории муниципального образования позволяют применять факторы, характеризующие объект и субъект управления, в един­стве.

Для того, чтобы создать распределенную систему управления, необходимо определять основные характеристики территории.

Их весьма условно можно разделить на две большие группы: устойчивые и изменяемые.

Устойчивые характеристики обладают двумя крайне важными свойствами:

1. Их изменение приводит к изменению сущностных параметров объекта и влечет за собой коренное изменение отношений между объектом и субъектом управления. Так, например, изменение формы собственности на тот или иной объект приводит к абсолютно другим формам взаимодействия. Такие последствия могут повлечь и изменения территории или сферы деятельности объекта управления.

2. Изменение устойчивых характеристик в процессе управления либо затруднено (как, например, с пространственными и природно-климатическими факторами) или сопряжено с коренным изменением самого характера управленческой деятельности.

К изменяемым характеристикам относятся параметры, восприимчивые к управленческим воздействиям, и через изменение которых и осуществляется собственно управление. Так, создание соответствующей модели организационно-экономических отношений или мотиваций работников к труду является одной из коренных задач управления.

Исходя из вышеназванных характеристик, можно сделать вывод о том, что при построении управленческой модели объект управления играет активную роль и при построении управленческой структуры мы должны учитывать следующие факторы:

• нормативно определенная сфера деятельности или сектор, в рамках которой объект управления имеет отношение к субъекту управления;

• форма собственности на объект управления;

• пространственные и иные количественные характеристики. Поскольку сам процесс управления осуществляется через воз­действие на изменяемые характеристики, то они должны доста­точно четко соответствовать объекту управления с точки зре­ния выбора моделей организации и серьезно учитываться при выборе форм и методов управления.






Сейчас читают про: