развития Лебедянского муниципального района

Анализ практики реализации программно-целевого управления в Липецкой области свидетельствует о том, что основная часть выделяемых через эти программы средств концентрируется в регионах с развитой инфраструктурой, где издержки реализации инвестиционных проектов значительно ниже, и соответственно выше эффективность. Одним из таких регионов является Лебедянский район.

В Лебедянском районе Липецкой области в последние три-пять лет наблюдаются высокие темпы и очевидные положительные результаты развития экономики и социальной сферы региона.

Анализ экономической ситуации в Лебедянском районе Липецкой области за 2007-2008 гг свидетельствует о закреплении положительных тенденций в развитии экономики района.

В Лебедянском районе приняты целевые программы районного значения «Обеспечение жильем молодых семей Лебедянского района», «Развитие и оптимизация образовательной сети Лебедянского района до 2010 года», «Программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья», «Строительство, реконструкция и ремонт объектов социальной сферы на селе на 2006-2010 годы», «Поддержка развития строительного комплекса в 2006-2010 гг.; «Модернизация коммунальной инфраструктуры Лебедянского района на 2005-2010 годы», «Сельское подворье на 2006-2008 годы», «О пожарной безопасности на 2004-2008 годы», «Программа поддержки бытового обслуживания сельского населения на 2006-2008 годы». Всего16 областных и 28 районных целевых программ.

Плановое финансирование районных целевых программ отражено в приложении 3.

Районная целевая программа представляет собой комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социально-экономических и других мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по различным направлениям развития муниципального образования, входящих в компетенцию органов местного самоуправления.

Глава администрации принимает решение о разработке проекта целевой программы и определяет Заказчика, который осуществляет подготовку распоряжения Главы администрации области о разработке проекта целевой программы.

В распоряжении Главы администрации области о разработке проекта целевой программы в обязательном порядке должен быть определен разработчик целевой программы, указаны основные цели, задачи и сроки разработки проекта целевой программы. Объемы финансирования областных целевых программ по годам планируются в ценах, действующих на момент разработки программы. Бюджетная заявка на очередной финансовый год составляется Заказчиком с учетом индекса - дефлятора.

Целевая программа должна обладать строгой целевой направленностью, точной адресностью, временным интервалом, обоснованными объемами работ и ресурсных затрат, просчитанным экономическим и социальным эффектом - конечным результатом.

По данным администрации Лебедянского района на финансирование районных целевых программ (далее РЦП) за 2006- 2008 гг. из всех источников было направлено 1,426 млрд. руб., из них: федеральный бюджет – 0,183 млрд. руб., областной – 0,58 млрд. руб., внебюджетные средства – 0,69 млрд. руб. По предварительной оценке финансирование РЦП в 2009 г. составит 0,386 млрд. руб., в том числе за счет средств областного бюджета – 0,17 млрд. руб.

Сравнение данных о финансировании районных целевых программ за 2006- 2008 гг. и 2009 г. позволяет сделать следующие выводы.

1. Заметно падает общий объем финансирования РЦП из федерального бюджета. Так, в среднем за год в 2006- 2008 гг. он составлял 0,475 млрд. руб., в 2009 г. - составит только 0,38 млрд. руб. (79,2%). Реальное уменьшение объема финансирования оказывается намного большим, если учесть падение покупательной способности денег вследствие инфляции.

2. Существенно снижается и мультипликационный эффект привлечения бюджетных средств. Так, если в период 2006- 2008 гг. на 1 рубль средств районного бюджета на реализацию районных целевых программ (РЦП) дополнительно было привлечено из всех источников 1,84 руб., то в 2009 г. - только 1,15 руб., т.е. в 1,6 раза меньше. По прогнозу на 2010 г. ожидается незначительное увеличение этого показателя до 1,29 руб., тем не менее, он запланирован ниже уровня 2006- 2008 гг. в 1,42 раза.

Анализ РЦП в разрезе государственных заказчиков позволяет сложить представление о масштабности и сложности программ, величине бюджетного эффекта, проявляющегося в мобилизации финансовых ресурсов из внебюджетных источников. В таблице 3 приведены сравнительные характеристики районных целевых программ.

Таблица 3 - Сравнительные характеристики районных целевых программ

Государственные заказчики 2007 г. (оценка) 2009 г. (оценка)
  Объем финансирования в среднем на 1 РЦП, млн. руб. Привлечено дополнительно на 1 руб. средств районного бюджета (руб.) Объем финансирования в среднем на 1 РЦП млн.руб.) Привлечено Дополнительно на 1 руб. средств районного бюджета
         
1. Отдел образования 5,79 0,07 5,84 0,27
2. Отдел здравоохранения 3,62 0,2 3,51 0,16
3.Отдел по делам молодежи, спорта и демографии 1,51 не привлечено 2,41 не привлечено
4.Комитет социального развития 3,24 3,9 3,84 0,26
5.Отдел по производству сельскохозяйственной продукции 0,38 0,4 9,34 0,4
6.Отдел экономики и прогнозирования 35,17 2,2 62,7 0,2
7. Отдел капитального строительства 13,22 3,4 26,2 0,12
8.Комитет ЖКХ, архитектуры и строительства нет данных нет данных 24,14 3,2
9. Отдел по охране окружающей среды и природных ресурсов 1,97 1,3 2,1 1,4

Анализ данных, приведенных в таблице 3, позволяет сделать ряд выводов.

1.Достигнутые в 2008 г. значения показателя «привлечение дополнительных средств на 1 рубль бюджетных средств из федерального бюджета» у ряда государственных заказчиков имеют (по прогнозу) тенденцию к снижению в 2009 г.

Причем в некоторых случаях такая динамика оказывается достаточно заметной. Так, по комитету социального развития с 3,4 до 1,25 (2,72 раза), по отделу потребительского рынка и сферы услуг - с 3,9 до 2,6 (1,5 раза). Иными словами, в обосновании объемов софинансирования РЦП из других источников требование неухудшения достигнутого уровня не является актуализированным.

2. Заметна различная напряженность действий государственных органов по обеспечению финансирования программ. Так, если отдел по делам молодежи, спорта и демографии «удовольствуется» финансированием только из районного бюджета, то для отдела по производству сельскохозяйственной продукции в 2007 г. основной источник финансирования - внебюджетные средства, объем которых должен быть в четыре раза большим, чем величина ресурсов из районного бюджета.

Близкие к этому значения показателя «привлечение дополнительных средств...» будут у управления жилищно-коммунальной политики (3,2 раза), образования (2,7 раза).

Напротив, минимальный мультипликационный эффект, связанный с привлечением дополнительных средств, характерен для управления здравоохранения (1,69), управления по экологии (1,4).

Еще более значителен разброс значений этого показателя по отдельным районным программам. Так, например, по РЦП ««Население Лебедянского района: стратегия народосбережения (2007-2010 годы)» в 2007- 2008 гг. было привлечено на 1 рубль средств районного бюджета 28,9 руб. из других источников финансирования, по РЦП «Обеспечение жильем молодых семей Лебедянского района» (до 2010г.) планируется в 2009 г. на 1 рубль средств районного бюджета привлечь 15,2 руб. из других источников, в то время как по РЦП «Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Лебедянского района» в 2006- 2008 гг. получено 0,25 руб., по РЦП «Социальное развитие села» в 2010 г. ожидается не более 2,9 руб. привлеченных источников на 1 руб. средств районного бюджета.

По РЦП «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса» на 2010 г. вообще не предусматривается использование внебюджетных источников.

Аналогичная картина и по ряду других программ, которые финансируются только за счет районного бюджета. (например, РЦП «О развитии системы рационального питания школьников посредством МУП «Комбинат питания на 2006-2010 годы», «Здоровый ребенок на 2006-2010 годы», Обеспечение жильем молодых семей Лебедянского района» (до 2010г.). Это противоречит идеологии РЦП, предусматривающей реализацию принципы многоканальности их финансирования.

3. Районные целевые программы значительно различаются по масштабам, сложности и, как следствие, капиталоемкости. Так, в 2007 г. диапазон объема финансирования (в среднем на одну программу) составил 3,8-351,7 млн. руб. (92,6 раза), в 2008 г. - 24,1-627,7 млн. руб. (26 раз). Более того, в перечень РЦП нередко попадают программы с малозаметным объемом финансирования. Так, в 2007 г. средний объем финансирования РЦП по отделу по производству сельскохозяйственной продукции составил всего 3,8 млн. руб.

4. Ряд районных целевых программ носят декларативный характер. Они разработаны, утверждены районным Советом депутатов, но фактически не финансируются (например, ««Программа по обеспечению населения Лебедянского района питьевой водой на 2004-2010 годы», Районная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2007-2010 гг.».

5. В обосновании состава участников отдельных программ и сфер их реализации недостает системного взгляда на возможности развития социально-экономической системы региона.

Так, например, РЦП «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Лебедянском районе на 2009 г.» не учитывает потребности в поддержке процессов интеграции малого и крупного бизнеса. Инновационный компонент экономического развития региона оказывается позиционированным только в областной целевой программе «Развитие инновационной деятельности в промышленности Липецкой области на 2006-2009 годы». Это связано с отсутствием средств в районе на поддержку малого предпринимательства.

Между тем, инновационное наполнение должно стать «сквозным» для всех процессов жизнедеятельности, как в реальном секторе, так и в сфере услуг.

Анализ содержания программ, призванных обеспечить реализацию стратегий социально-экономического развития позволил нам провести селекцию наиболее продуктивных моментов в практике их разработки. К ним следует отнести:

- ориентацию целевых программ на среднесрочные и долгосрочные качественные преобразования в правовой, социальной и экономической среде муниципального образования;

- разработка программ на основе комплексной оценки положения и социально-экономической динамики развития города, повсеместное использование SWOT- анализа, комплексного стартового анализа;

- позиционирование в качестве основного условия успешной реализации программ объединения усилий представителей всего муниципального сообщества - органов власти, общественности, бизнеса, научных и образовательных организаций на основе обеспечения баланса интересов и формирования механизма обратной связи;

- определение имеющихся и обоснование потенциально возможных конкурентных преимуществ муниципального образования в качестве наиболее значимых факторов расширения ресурсной базы развития города;

- широкое применение как активных (публичные слушания, форумы, общественные советы), так и пассивных форм (встречи с избирателями, организация прямых телефонных линий с руководителями администрации, широкое освещение жизни города в Интернете) участия граждан в процессах формирования программ и осуществления контроля за их реализацией. Иными словами, речь идет о создании механизма общественного партнерства, используемого в разработке и реализации программ.

Так Стратегический план развития Лебедянского района на период до 2020 года основывается на положениях, разработанных Правительством Российской Федерации и управлением экономики администрации Липецкой области: Основных направлений социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу, Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2009 годы), Стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года.

Стратегический план направлен, прежде всего, на обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения, сокращение разрыва в уровне социально-экономического развития между муниципальными образованиями района.

Достигнутые районом в последние годы отдельные положительные результаты могут рассматриваться как формирование условий для дальнейших позитивных изменений.

Стратегией социально-экономического развития Лебедянского района до 2020 года на период до 2020 года предусмотрены следующие этапы реализации.

Реализация стратегии предполагает следующие этапы:

Первый - проектно-исследовательский (2006-2009 гг.) — будут проведены исследования инфраструктурных ограничении социально-экономического развития района, организован процесс согласования приоритетов.

Результатом деятельности на первом этапе станет:

- завершение формирования основных положений перспективной пространственной структуры развития района;

- формирование пакета инфраструктурных проектов и системы мер их государственной поддержки и регулирования;

- подготовка модели мониторингов состояния социально-экономического развития района, определение механизмов их реализации;

- реализация мер по выполнению Стратегии.

Второй этап - 2010-2015 гг. - предполагается продолжить осуществление мер, направленных на реализацию Стратегии, в рамках принятых районных целевых программ регионального развития и перспективной пространственной структуры развития Лебедянского района с последующим анализом результатов действий. Результатом второго этапа реализации Стратегии должна стать выработка системы мер государственного регулирования, в том числе нормативных правовых актов, направленных на обеспечение реализации перспективной пространственной структуры развития района.

Третий этап реализации Стратегии - «этап системных преобразований (2015-2020 гг.) - предполагает реализацию принятых в соответствии с ней районных целевых программ регионального развития и перспективной пространственной структуры развития района. На данном этапе предполагается осуществление мониторинга реализации программ и их оперативная коррекция. Результатом этого этапа станет формирование на территории района нескольких «точек роста», выступающих значимыми центрами инновационного развития района и оказывающими максимально возможное мультипликационное влияние. Определены показатели результативности стратегии (таблица 4).


Таблица 4 - Показатели результативности реализации стратегических целей

Ожидаемые результаты реализации стратегии развития
Наименование параметра Значение параметра по годам
     
       
Валовой региональный продукт, млн. руб. 17 178,7 31 746,1 48 232
Рост ВРП, в % к 2006 году - 168,6 в 2,8 раза
Денежные доходы на душу населения (в среднем за месяц), руб.      
Средняя заработная плата, руб.      
Уровень/бедности населения (доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума), % 15,7    
Продолжительность жизни, лет      

Главная стратегическая цель - устойчивый рост качества жизни всех слоев населения. Это означает улучшение социального и экономического положения населения: наличие достойной зарплаты, хорошей работы, возможности пользоваться гарантированными качественными услугами здравоохранения и социального обеспечения, политической стабильности, образования, экологии и т.д. Контрольные показатели стратегического развития Лебедянского района показаны в таблице 5.

Таблица 5 - Контрольные показатели стратегического развития Лебедянского района

№ п/п Показатель Ед. Изм. 2006 г. 2020г. прогноз
1. Объем промышленного производства млн. рублей 20 919 34 904
2. Стоимость валовой продукции с/х в действующих ценах во всех категориях хозяйств млн. рублей 1 373 3 150
3. Уровень безработицы % 0,7 0,5
4. Среднедушевые денежные доходы рублей   16 000
5. Средняя заработная плата рублей 9 205 28 000
6. Амбулаторно-поликлинические учреждения ед. посещ. чел./смен    
7. Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения чел. 19,6  
8. Обеспеченность среднемедицинскими работниками на 10 тыс. населения чел. 59,7  
9. Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях на 1000 жителей Чел.    
10. Обеспеченность спортивно-оздоровительными учреждениями Ед.    

Продолжение таблицы 5

11. Доля населения организовано занимающегося физкультурой и спортом % 9,2  
12. Доля учащихся в музыкальных, художественных школах и школах искусств % Чел. 8,3 % 10,6%
13. Ввод нового жилья кв. м/на 1 чел. 0,34 0,6
14. Количество малых предприятий ед.    
15. Количество индивидуальных предпринимателей тыс. чел. 1,2 2,0
16. Количество подвижного состава ед.    
17. Оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям млн. руб. 1299,3 3 500,0
18. Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей кв.м.    
19. Обеспеченность посадочными местами в открытой сети предприятий общественного питания на 1000 жителей ед. 1,5 5,0
20. Объем бытовых услуг на душу населения руб.   1 900

Таким образом, программно-целевое управление в Лебедянском районе представлено рядом целевых программ. Они разрабатываются в соответствии с Положением о порядке разработки и реализации районных целевых программ. Целевые программы подразделяются по целевой направленности: комплексные, направлены на улучшение социально-экономической ситуации в целом по району; ведомственные, обеспечивают решение проблем и задач развития отдельных отраслей районного хозяйства и социальной сферы района. И по срокам реализации: краткосрочные – продолжительностью до 1 года; среднесрочные - продолжительностью от 1 года до 3 лет; долгосрочные - продолжительностью свыше 3 лет. Перечень принятых в Лебедянском районе целевых программ приведен в приложении 4.

Анализ целевого управления развитием региона Лебедянского муниципального района позволяет сделать следующие выводы.

1. Лебедянский район - один из наиболее динамично развивающихся районов Липецкой области. Ведущие отрасли промышленности - машиностроение, пищевая и перерабатывающая. Анализ экономической ситуации за 2007-2008 гг свидетельствует о закреплении положительных тенденций в развитии экономики муниципального района.

2. В Лебедянском районе приняты целевые программы районного значения «Обеспечение жильем молодых семей Лебедянского муниципального района», «Развитие и оптимизация образовательной сети Лебедянского муниципального района до 2010 года», «Программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья», «Строительство, реконструкция и ремонт объектов социальной сферы на селе на 2006-2010 годы», «Поддержка развития строительного комплекса в 2006-2010 гг.; «Модернизация коммунальной инфраструктуры Лебедянского муниципального района на 2005-2010 годы», «Сельское подворье на 2006-2008 годы», Всего 28 районных целевых программ.

3. В Лебедянском районе проводится осуществление национального проекта «Образование», принимаются необходимые меры по обеспечению равного доступа к образованию различных слоев населения, сохранению сети школьных и дошкольных образовательных учреждений.

4. Важное место в районе отводится охране и укреплению здоровья людей в рамках национального проекта «Здоровье».

5. В районе осуществляются мероприятия по реализации национального проекта «Развитие АПК», с 2008 года преобразованного в Госпрограмму развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы, имеющую статус приоритетного национального проекта. Основные вложения средств предусмотрены в ведущие отрасли сельского хозяйства Лебедянского муниципального района.

6. В обосновании состава отдельных программ и сфер их реализации недостает системного взгляда на возможности развития социально-экономической системы района.

7. Анализ основных направлений развития Лебедянского района позволяет определить основные стратегические цели и задачи развития региона с помощью программно-целевого управления и выбрать стратегии социально-экономического развития Лебедянского района на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами.

8. Районные целевые программы профинансированы на сумму 1,03 млн. рублей (100%).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: