double arrow

Субъекты стратегического планирования

и федеральных программ, реализуемых на территории муни­ципального образования, изучить планы и стратегии в отноше­нии данного муниципального образования, вынашиваемые дру­гими уровнями власти.

На основе данного анализа можно определить роль и место органов местного самоуправления в иерархии интересов, уточ­нить, какие нагрузки по развитию территории берут на себя раз­личные уровни власти.

Таким образом, орган местного самоуправления определяет «коридор», в границах которого стратегические цели и задачи его деятельности будут дополнять, а не противоречить общим стра­тегическим установкам государства. Тем самым достигается иерархия целей и задач и взаимная согласованность стратегичес­ких задач всей системы государственного управления.

Горизонтальный стратегический анализ, выполненный на пре­дыдущих этапах, позволяет адаптировать и сфокусировать дей­ствия иных уровней власти в отношении территории муниципаль­ного образования. Данный этап позволяет не просто выделить стратегические! приоритеты в рамках обозначенного выше «коридора», но и определить впоследствии методы реализации стратегических планов развития территории, сделать эти стратегические планы общественно значимыми.

Место стратегических целей и задач муниципального образования в иерархии целей и задач органов власти, действующих на территории муниципального образования, определяется следующими факторами:

• федеральным и региональным законодательством, в котором установлены основные предметы ведения и полномочия opганов местного самоуправления;




• вопросами местного значения, которые определяются населением и фиксируются в уставе муниципального образования; 1

• федеральными и региональными программами и стратегиями, действующими на данной территории;

• комплексом интересов и стратегий субъектов хозяйственной i деятельности.

Конституцией Российской Федерации определено, что компе­тенция органов местного самоуправления складывается из воп­росов местного значения и переданных на исполнение федеральными и региональными законодателями государственных полно­мочий.

Компетенция органов власти, как правило, ограничивается территориальным принципом или, как его определяют в Совете Европы, - принципом субсидиарности, суть которого состоит в том, что любая государственная функция ограничена территорией ее реализации. Другими словами, если последствия принятого решения не пересекают границ, например, муниципального образования, то решение этого вопроса должно быть отнесено к его компетенции.



Органы государственной власти, как правило, ведают теми _ делами, которые представляют интересы государства в целом (оборона и безопасность, внутренняя и внешняя политика, экономи­ческие отношения, судоустройство, права и свободы человека и гражданина и т.п.), а местное самоуправление занимается реали­зацией общих интересов территориальных коллективов (общее образование, здравоохранение, благоустройство территории, коммунальное хозяйство и др.).

Практически перечень сугубо местных дел невелик, поэтому достаточно сложно выделить те интересы, которые имеются исключительно у жителей конкретного муниципального образо­вания.

Например, общее образование обычно относят к ведению ме­стного самоуправления. Но было бы неправильным говорить, что вопросы общего образования относятся только к компетенции местного самоуправления. За счет местных бюджетов могут стро­иться и содержаться школы, оплачиваться труд работников обра­зования, обеспечиваться питание учащихся, но подготовка кадров, разработка программ и методик обучения, установление образовательных стандартов повсеместно являются общегосудар­ственными задачами.

Наиболее подробно и систематизировано вопросы городско­го самоуправления рассмотрены Л.А. Велиховым в его работе «Основы городского хозяйства». Кратко они могут быть сформу­лированы следующим образом.

1. Основное благоустройство (производство энергии для ком­мунальных нужд, территория и земельное хозяйство, планировка и перепланировка территории, строительство общественных и частных зданий, озеленение, создание и эксплуатация жилищно­го фонда).

2. Благоустройство в узком смысле слова (внутригородские пути сообщения, городской транспорт и связь, уличное движение, уличное освещение, отопление муниципальных зданий).

3. Благоустройство в широком смысле слова (водоснабжение, очистка, санитарные мероприятия, медицинская помощь, эпиде­миологическая безопасность, похоронные услуги, организация питания, социальная помощь, местная торгово-промышленная политика, ценовая политика, общественное призрение, юридичес­кая помощь, мировое судейство, пожарная и общественная безо­пасность, дошкольное воспитание и народное образование, раз­витие культуры, охрана нравственности).






Сейчас читают про: