и федеральных программ, реализуемых на территории муниципального образования, изучить планы и стратегии в отношении данного муниципального образования, вынашиваемые другими уровнями власти.
На основе данного анализа можно определить роль и место органов местного самоуправления в иерархии интересов, уточнить, какие нагрузки по развитию территории берут на себя различные уровни власти.
Таким образом, орган местного самоуправления определяет «коридор», в границах которого стратегические цели и задачи его деятельности будут дополнять, а не противоречить общим стратегическим установкам государства. Тем самым достигается иерархия целей и задач и взаимная согласованность стратегических задач всей системы государственного управления.
Горизонтальный стратегический анализ, выполненный на предыдущих этапах, позволяет адаптировать и сфокусировать действия иных уровней власти в отношении территории муниципального образования. Данный этап позволяет не просто выделить стратегические! приоритеты в рамках обозначенного выше «коридора», но и определить впоследствии методы реализации стратегических планов развития территории, сделать эти стратегические планы общественно значимыми.
|
|
Место стратегических целей и задач муниципального образования в иерархии целей и задач органов власти, действующих на территории муниципального образования, определяется следующими факторами:
• федеральным и региональным законодательством, в котором установлены основные предметы ведения и полномочия opганов местного самоуправления;
• вопросами местного значения, которые определяются населением и фиксируются в уставе муниципального образования; 1
• федеральными и региональными программами и стратегиями, действующими на данной территории;
• комплексом интересов и стратегий субъектов хозяйственной i деятельности.
Конституцией Российской Федерации определено, что компетенция органов местного самоуправления складывается из вопросов местного значения и переданных на исполнение федеральными и региональными законодателями государственных полномочий.
Компетенция органов власти, как правило, ограничивается территориальным принципом или, как его определяют в Совете Европы, - принципом субсидиарности, суть которого состоит в том, что любая государственная функция ограничена территорией ее реализации. Другими словами, если последствия принятого решения не пересекают границ, например, муниципального образования, то решение этого вопроса должно быть отнесено к его компетенции.
Органы государственной власти, как правило, ведают теми _ делами, которые представляют интересы государства в целом (оборона и безопасность, внутренняя и внешняя политика, экономические отношения, судоустройство, права и свободы человека и гражданина и т.п.), а местное самоуправление занимается реализацией общих интересов территориальных коллективов (общее образование, здравоохранение, благоустройство территории, коммунальное хозяйство и др.).
|
|
Практически перечень сугубо местных дел невелик, поэтому достаточно сложно выделить те интересы, которые имеются исключительно у жителей конкретного муниципального образования.
Например, общее образование обычно относят к ведению местного самоуправления. Но было бы неправильным говорить, что вопросы общего образования относятся только к компетенции местного самоуправления. За счет местных бюджетов могут строиться и содержаться школы, оплачиваться труд работников образования, обеспечиваться питание учащихся, но подготовка кадров, разработка программ и методик обучения, установление образовательных стандартов повсеместно являются общегосударственными задачами.
Наиболее подробно и систематизировано вопросы городского самоуправления рассмотрены Л.А. Велиховым в его работе «Основы городского хозяйства». Кратко они могут быть сформулированы следующим образом.
1. Основное благоустройство (производство энергии для коммунальных нужд, территория и земельное хозяйство, планировка и перепланировка территории, строительство общественных и частных зданий, озеленение, создание и эксплуатация жилищного фонда).
2. Благоустройство в узком смысле слова (внутригородские пути сообщения, городской транспорт и связь, уличное движение, уличное освещение, отопление муниципальных зданий).
3. Благоустройство в широком смысле слова (водоснабжение, очистка, санитарные мероприятия, медицинская помощь, эпидемиологическая безопасность, похоронные услуги, организация питания, социальная помощь, местная торгово-промышленная политика, ценовая политика, общественное призрение, юридическая помощь, мировое судейство, пожарная и общественная безопасность, дошкольное воспитание и народное образование, развитие культуры, охрана нравственности).