Тема: Производство фольги
Исходный материал – алюминий марок А00,А0,А1,А2,АД1,АД. Холоднокатаные полосы толщиной 0,3-0,8 мм, чаще 0,5 – 0,7 мм.
Алюминиевая фольга широко применяется в пищевой промышленности для упаковки кондидерских изделий, чая, кофе и многое другое.
Сортамент: выпускается фольга толщиной 0,005-0,2 мм, шириной 1000мм, иногда 1700мм.
Прокатка ведется рулонным способом. Первой операцией при производстве фольги является перемотка полосы на стальные катушки. Главное назначение этой операции – получение плотно смотанных рулонов на проволочном основании.
Прокатка фольги ведется на нескольких последовательно расположенных одноклетьевых станах, которые делятся на заготовительные и отделочные. Применяются клети двухвалковые и четырехвалковые.
Процесс прокатки состоит из 5-6 проходов, причем последние 1-2 прохода являются отделочными. Частные обжатия находятся в пределах 40-60%. Прокатка ведется с натяжением. Заготовительные проходы выполняются на шлифовальных станках, отделочные – на полированных, зеркальных.
Скорость прокатки – 16-25 м/с.
После прокатки рулоны фольги на катушках поступают на отжиг. Температура отжига зависит от треований к механическим свойствам металла.
При изготовлении особо тонкой фольги толщиной менее 0,01-0,012 мм, технологический процесс усложняется. После основной прокатки на толщину 0,01-0,02 мм полосы сдваиваются и ведется их совместная прокатка на конечную толщину. Эта прокатка ведется в один проход. После прокатки полосы раздваиваются, отжигаются и режутся на мерные длины.
Для производства фольги характерным является применение специальных отделочных операций, предназначенных для усиления антикоррозионных свойств материала, повышения его прочности и придания ему товарного вида. К числу таких операций относятся лакирования, окрашивание, тиснение, каширование (наклеивание фольги на бумагу).
Лекция 76
Рассмотрим типичные виды дефектов.
1. Несоблюдение точности размеров и формы листов и полос.
ü Поперечная и продольная разнотолщинность, волнистость коробоватость. Предупреждение – оптимальная профилировка валков, применение противоизгиба, введением автоматического управления процессом прокатки.
2. Нарушение сплошности металла.
ü Дыры, трещины, рваная кромка, плены, расслоения. Основная причина – плохое качество металла исходной заготовки. Неправильное осуществление процесса прокатки. Неравномерное обжатие по ширине полосы.
3. Дефекты поверхности листов и полос.
ü Углубления (надавы) или выступы (бугорки). Отпечатки в виде надавов разных форм и размеров появляются вследствие наваривания частиц металла на поверхность валков. В этом случае необходима зачистка поверхности валков. Бугорки образуются при наличии на поверхности валков вмятин или раковин.
ü Вкатанная металлическая крошка – возникает в результате попадания кусочков металла на поверхность прокатываемой полосы. Часто кусочки металла отрываются с кромок полосы, когда на кромках имеются трещины или заусенцы.
ü Риски, царапины – при соприкосновении металла с острыми краями проводковой арматуры, при транспортировке, смещение витков полосы в рулоне при намотке, размотке и перемещении.
4. Отклонение по структуре и физико-механическим свойствам металла. Несоблюдение предписанных режимов термической обработке.
Лекция 77