Создание проблемной ситуации
НАПРИМЕР: 48:2 и 48:3; ٱ-3 и ٱ-4.
Выбор моделей и средств наглядности зависит от уровня подготовки детей и самого ВП:
- предметные множества для ٱ+3;
- наборное полотно 2·10 для 9+3;
- полоски-десятки, абак, пучки, счёты для 23+30;
- развёрнутая запись для 96:3, 237·4.
3) сравнение нового ВП с ранее известными:
НАПРИМЕР: 36-2 и 30-2.
4) организация поисковой деятельности (полностью самостоятельная или же управляемая).
НАПРИМЕР: в учебниках Аргинской И.И., Александровой Э.И.
5) организация репродуктивной деятельности по образцу, заданному учителем или же «открытому» некоторыми из учащихся.
Сочетание названных методов и приёмов обеспечивает дифференциацию обучения, а значит доступность на этапе ознакомления. Т.о., дифференциация на этом этапе осуществляется по методам, приёмам, средствам обучения. Рекомендуется «Взгляд назад»: Какой пример решали? Как? Почему?
Особое значение на этапе ознакомления придаётся процессу громкоречевого отражения последовательности действий.
РУКА ---- ЯЗЫК ---- ГОЛОВА
Поэтому необходимо:
1. Дать образец рассуждения. Он должен быть точным, лаконичным, интонационно окрашенным.
2. Обеспечить наглядную ориентировочную основу формируемого умственного действия: опорные слова, опорные схемы, развёрнутые записи на доске.
3. Требовать от учащихся рассуждений вслух (хором, жужжанием, в парах).
Первичное закрепление нового ВП проводиться на том же уроке. На этом этапе урока ставиться цель: усвоение последовательности операций, входящих в ВП.
Для ее достижения организуется:
1.Коллективное проговаривание вслух последовательности операций с опорой на ориентировочную основу.
2. Работа у доски. Даётся образец рассуждения и записи (обязательно параллельно и то и др.).
3. Комментированное «с места» решение (наиболее подготовленные учащиеся).
4. Кратковременная самостоятельная работа с учащимися с целью контроля, как идёт усвоение.
При её проверке требовать объяснения способа вычисления, а не только результат.
5. Отработка некоторых новых операций, не требующих вычислений.
НАПРИМЕР: а) Проверь, правильно ли записаны числа в столбик:
+25 +25 -837
88 21
б) Покажи стрелочками, какие разряды будут переполняться:
+7854 -375 ×375
1952832
в) Определи, сколько цифр будет в результате.
г) Сделай заготовку:
+xxx *xxx xxx: хх
хх хх
4. Технология формирования ВУ и ВН (методы, приёмы, формы, средства)
Формирование ВУ и ВП происходит распределено во времени.
Поэтому необходимо:
1. Выполнение достаточного для каждого ученика количества однотипных упражнений.
Дифференциация по объёму и по средствам обучения: памятки-инструкции, памятки с алгоритмическими предписаниями, с образцами выполнения, карточки консультации; опорные схемы (для свободного выбора использовать предложенную подсказку или нет).
2. Своевременное сворачивание рассуждения, чтобы не тормозить развитие автоматизма.
Полное объяснение | Частичное сворачивание | Полное сворачивание | Предельное сворачивание |
и вспомогат., только основные все операции пе-конечный резуль-
и основные реходят во внутр. тат
план, называют
только промежу-
точн. результаты
НАПРИМЕР: 36: 2= (20+ 16):2=20:2+16:2= 10 + 8 = 18
Поскольку сворачивание происходит неодновременно у всех учащихся, необходимо время от времени снова возвращаться назад. Это обеспечивает полное осмысление ВП.
3. Постепенное усложнение заданий и повышение удельного веса самостоятельных работ.
4. Применение полученных знаний в относительно новых условиях
при выполнение самых разнообразных упражнений (решение задач, уравнений и т.д.).
Дифференциация по содержанию и объему заданий.
5. Включение новых знаний в систему многообразных ВП. Рассредоточенно! Сравнение с другими ВП. Сравнение в чем то сходных ВП «ускоряет и облегчает наше здоровое мышление» (И.П. Павлов).
6. Планомерное и систематическое повторение.
7. Системотический контроль и учет уровня овладения ВП и ВУ классом в целом и каждым учеником в отдельности. Дифференциация заданий.
Формы контроля:
(поурочный, тематический, итоговый)
- устный опрос;
- кратковременные самостоятельная работа с целью выявления наиболее трудных для усвоения способов действий, случаев применения ВП, пробелов в знаниях учащихся;
- поурочный балл (средства обратной связи);
- математический диктант (на этапе формирования автоматизированного навыка);
- обучающие, тренировочные самостоятельная работа (закрепление, расширение и углубление знаний, умений; повторение и подготовка к новой теме);
- самостоятельная работа на ограниченное время;
- проверочные самостоятельная работа ( уточнение, учёт уровня знаний);
- итоговые контрольные работы;
- проверка тетрадей;
Средства обратной связи:
- сигнальный блокнот;
- сигнальные карточки с цифрами;
- двухцветная карточка (красный – согласен, зеленый – не согласен).
8. Ознакомление учащихся с приёмами и способами самоконтроля и овладение соответствующими навыками.
Приёмы самоконтроля:
1. Проверка по готовому ответу.
2. Круговые примеры.
3. Ответ задан косвенно: сумма ответов, шифровка (кодировка) ответов, занимательные сигналы (свет на табло электрифицированых пособий, арифметическое лото, тематические рисунки).
Способы самоконтроля (арифметической проверки):
1. Повторное вычисление тем же, а лучше другим способом (используя разные ВП).
2. Прикидка ответа.
3. По правилам проверки, использование взаимосвязи арифметических действий.
×
НАПРИМЕР: 47 -19=28
9. Систематическое включение…