Моделирование. Создание проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации

НАПРИМЕР: 48:2 и 48:3; ٱ-3 и ٱ-4.

Выбор моделей и средств наглядности зависит от уровня подготовки детей и самого ВП:

- предметные множества для ٱ+3;

- наборное полотно 2·10 для 9+3;

- полоски-десятки, абак, пучки, счёты для 23+30;

- развёрнутая запись для 96:3, 237·4.

3) сравнение нового ВП с ранее известными:

НАПРИМЕР: 36-2 и 30-2.

4) организация поисковой деятельности (полностью самостоятельная или же управляемая).

НАПРИМЕР: в учебниках Аргинской И.И., Александровой Э.И.

5) организация репродуктивной деятельности по образцу, заданному учителем или же «открытому» некоторыми из учащихся.

Сочетание названных методов и приёмов обеспечивает дифференциацию обучения, а значит доступность на этапе ознакомления. Т.о., дифференциация на этом этапе осуществляется по методам, приёмам, средствам обучения. Рекомендуется «Взгляд назад»: Какой пример решали? Как? Почему?

Особое значение на этапе ознакомления придаётся процессу громкоречевого отражения последовательности действий.

РУКА ---- ЯЗЫК ---- ГОЛОВА

Поэтому необходимо:

1. Дать образец рассуждения. Он должен быть точным, лаконичным, интонационно окрашенным.

2. Обеспечить наглядную ориентировочную основу формируемого умственного действия: опорные слова, опорные схемы, развёрнутые записи на доске.

3. Требовать от учащихся рассуждений вслух (хором, жужжанием, в парах).

Первичное закрепление нового ВП проводиться на том же уроке. На этом этапе урока ставиться цель: усвоение последовательности операций, входящих в ВП.

Для ее достижения организуется:

1.Коллективное проговаривание вслух последовательности операций с опорой на ориентировочную основу.

2. Работа у доски. Даётся образец рассуждения и записи (обязательно параллельно и то и др.).

3. Комментированное «с места» решение (наиболее подготовленные учащиеся).

4. Кратковременная самостоятельная работа с учащимися с целью контроля, как идёт усвоение.

При её проверке требовать объяснения способа вычисления, а не только результат.

5. Отработка некоторых новых операций, не требующих вычислений.

НАПРИМЕР: а) Проверь, правильно ли записаны числа в столбик:

+25 +25 -837

88 21

б) Покажи стрелочками, какие разряды будут переполняться:

+7854 -375 ×375

1952832

в) Определи, сколько цифр будет в результате.

г) Сделай заготовку:

+xxx *xxx xxx: хх

хх хх

4. Технология формирования ВУ и ВН (методы, приёмы, формы, средства)

Формирование ВУ и ВП происходит распределено во времени.

Поэтому необходимо:

1. Выполнение достаточного для каждого ученика количества однотипных упражнений.

Дифференциация по объёму и по средствам обучения: памятки-инструкции, памятки с алгоритмическими предписаниями, с образцами выполнения, карточки консультации; опорные схемы (для свободного выбора использовать предложенную подсказку или нет).

2. Своевременное сворачивание рассуждения, чтобы не тормозить развитие автоматизма.

Полное объяснение   Частичное сворачивание   Полное сворачивание   Предельное сворачивание

и вспомогат., только основные все операции пе-конечный резуль-

и основные реходят во внутр. тат

план, называют

только промежу-

точн. результаты

НАПРИМЕР: 36: 2= (20+ 16):2=20:2+16:2= 10 + 8 = 18

Поскольку сворачивание происходит неодновременно у всех учащихся, необходимо время от времени снова возвращаться назад. Это обеспечивает полное осмысление ВП.

3. Постепенное усложнение заданий и повышение удельного веса самостоятельных работ.

4. Применение полученных знаний в относительно новых условиях

при выполнение самых разнообразных упражнений (решение задач, уравнений и т.д.).

Дифференциация по содержанию и объему заданий.

5. Включение новых знаний в систему многообразных ВП. Рассредоточенно! Сравнение с другими ВП. Сравнение в чем то сходных ВП «ускоряет и облегчает наше здоровое мышление» (И.П. Павлов).

6. Планомерное и систематическое повторение.

7. Системотический контроль и учет уровня овладения ВП и ВУ классом в целом и каждым учеником в отдельности. Дифференциация заданий.

Формы контроля:

(поурочный, тематический, итоговый)

- устный опрос;

- кратковременные самостоятельная работа с целью выявления наиболее трудных для усвоения способов действий, случаев применения ВП, пробелов в знаниях учащихся;

- поурочный балл (средства обратной связи);

- математический диктант (на этапе формирования автоматизированного навыка);

- обучающие, тренировочные самостоятельная работа (закрепление, расширение и углубление знаний, умений; повторение и подготовка к новой теме);

- самостоятельная работа на ограниченное время;

- проверочные самостоятельная работа ( уточнение, учёт уровня знаний);

- итоговые контрольные работы;

- проверка тетрадей;

Средства обратной связи:

- сигнальный блокнот;

- сигнальные карточки с цифрами;

- двухцветная карточка (красный – согласен, зеленый – не согласен).

8. Ознакомление учащихся с приёмами и способами самоконтроля и овладение соответствующими навыками.

Приёмы самоконтроля:

1. Проверка по готовому ответу.

2. Круговые примеры.

3. Ответ задан косвенно: сумма ответов, шифровка (кодировка) ответов, занимательные сигналы (свет на табло электрифицированых пособий, арифметическое лото, тематические рисунки).

Способы самоконтроля (арифметической проверки):

1. Повторное вычисление тем же, а лучше другим способом (используя разные ВП).

2. Прикидка ответа.

3. По правилам проверки, использование взаимосвязи арифметических действий.

×

НАПРИМЕР: 47 -19=28

9. Систематическое включение…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: